ТВОРЧЕСКИЕ  МАСТЕРСКИЕ

Мифо-фольклорные мотивы
"Сказок для Мессии" З.В.Душковой

Не секрет, что в современном мире  искусство становится  «мифогенетической зоной».  В задачу искусства, в частности литературы, входит обеспечение взаимосвязи между двумя мирами: писателя и читателя. Писатель имеет установку на то, чтобы воздействовать на собеседника  собственным опытом, и речь здесь идет не об интеллектуальном, а  о душевном и духовном общении через время и пространство. Исследования проблемы взаимоотношений «писатель-герой-читатель» утверждают ритуальный характер чтения эпического художественного текста и проекции его в психологическое пространство читателя. Поэтому такое важное значение приобретает обращение современных писателей к сказочному жанру. Замечательный материал для исследования данной проблемы являют собой «Сказки для Мессии» З.В. Душковой.

Названная книга состоит из двенадцати сказок: о добром мальчике, о бедном пастухе, о Красном Солнышке, о мудром царе, о заморском принце, о звездном малыше, о лебединой стае, о птичке певчей, о белом скакуне, о хромом пирате, о Спасителе и о Боге Живом.    Книга представляет  собой не только заметное  явление в современном литературном процессе (в русле философской традиции мировой  литературы - произведения А. де Сент-Экзюпери, Р.Бах, П.Коэльо),  но и интереснейший образец в плане исследования фольклорно-мифологического контекста. В настоящей статье рассматривается «Сказка о добром мальчике», открывающая книгу.

В построении сюжета автор пользуется традиционной схемой волшебной сказки: 1) колдунья требует  отдать ребенка – сироту, нашедшего приют в доме  одинокого волшебника  (функция г1); 2) функция пособничества отсутствует, т.к. герой отказывается отдать мальчика недостача; 3) похищение (А1); 4) недостача (а1); 5) отправка; 6) функция дарителя значительно трансформируется и представлена трижды: цветок указывает путь в лесу; испытанием становится встреча со змеей - стражем порога, стерегущим вход в избушку, волшебник посылает ей сладкий сон, и она становится доброй (Г1); травинка, застрявшая в половицах, помогает найти вход в подземелье; 7) переправа  (R4, R5) представлена дважды – сначала герой спускается в подземелье, а затем влезает по дереву на крышу дворца; 8) между этими двумя однородными функциями следуют  новые испытания – чудища пытаются запугать волшебника, но для сражения с ними герой пользуется не мечом, а магией слова; 9)  поединок  с антагонистом (Б1) – царицей мрака (ей оказывается колдунья), она, не сумев запугать героя, пытается его пытается разозлить, чтобы он потерял силу добрую; 10)  волшебник призывает в помощники солнце, в центр которого помещает колдунью, представляя, что весь мир залит солнечным светом (Z6); 11) победа (П1) – мрак тает, а грозная царица превращается в жалкую старуху; 12) ликвидация недостачи представлена двояко - как освобождение пленника (Л4) и расколдовывание (Л8) самого антагониста, его трансфигурация (Т), превращение в добрую бабушку для малыша. Трансфигурация предшествует возвращению, что невозможно в народной сказке.

Как известно, сюжетно-композиционная структура волшебной сказки, выделенная В.Я. Проппом,  в сути своей  совпадает со схемой  героического мифа, предложенной Дж. Кэмпбеллом. Последний показал, что центральным блоком мономифа является  путь мифологического героя, который представляет собой  расширенную формулу обряда инициации: удаление – инициация – возвращение.  Героические подвиги и странствия  персонажа символически передают стадии индивидуации – обретения  личностью духовной зрелости, целостности, т.е. индивидуальности.

В  исследовании мифа о странствиях героя Кэмпбелл развивает идеи К.Г.Юнга, который   трактует архетипическую семантику героического мифа  (а также волшебной сказки) следующим образом: встреча с Мудрым старцем - воплощение архетипа Духа; чудовище - олицетворение бессознательных содержаний и комплексов (архетип Тени); добывание невесты - интеграция Анимы (души); и, наконец, трансфигурация – преображение, обретение желаемой целостности, переход на новую, более высокую ступень личностного психо-духовного  развития.  Героический миф, как и сказка, рассматривается юнгианской традицией  как стадиальное отображение данного процесса.

Если следовать традиции, то в «Сказке о добром мальчике»  сказочные роли можно распределить следующим образом:  волшебник – герой,  старуха – антагонист, мальчик – искомый персонаж. В юнговской интерпретации эти роли соотносятся с архетипами младенца (герой), тени (антагонист), а искомый персонаж воплощает анимус (мужской аналог анимы, если в сказке фигурирует не герой, а героиня). В анализируемой сказке дело обстоит сложнее: старуха персонифицирует тень, и предложение волшебника  стать ему матерью, а мальчику  - бабушкой доброй да ласковой нужно рассматривать как договор с тенью (тип волшебной невесты, девы-богатырши).

Одновременно царица мрака воплощает  и аниму в ее негативном, демоническом  аспекте (мотив заколдованной невесты). Волшебник любовью и состраданием расколдовывает, освобождает от демонического содержания  колдунью. На языке психоанализа это означает, что после очистительного раскаяния эго интегрирует тень.  Заслуживает внимания тот факт, что герой, побеждает не хитростью и  насилием, а силой чистой мысли, ограждающей его от зла, любовью к мальчику  и состраданием к антагонисту. В этом и заключается  суть его подвига и нравственный урок, преподанный автором своему читателю.

 К.Г.Юнг указывал на  близость архетипов Предвечного младенца и Мудрого  старца. Это родство сохраняется и в сказке З.В. Душковой: мальчик становится помощником волшебника во всех его добрых делах. Поэтому можно полагать, что добрый мальчик (искомый персонаж) в данном контексте становится воплощением архетипа Духа, до поры томящегося под игом демонической души и стяжаемого героем в духовном  подвиге.

Трансформируя сюжетные мотивы волшебной сказки и наполняя их несвойственным им архетипическим содержанием, автор лишний раз подтверждает старую истину, знакомую по традиционной сказке и героическому мифу: помогая другим – помогаешь себе. В отличие от традиционной народной, а также  от известных литературных сказок,    функция трансфигурации отнесена не к герою, а к антагонисту. Грозная царица мрака становится сначала просто безобразной старухой, плачущей от злобы и бессилия, а затем  жалкой старушкой, раскаявшейся и горько оплакивающей свои былые злодейства, а в конце сказки – бабушкой.

В  фольклорной сказке герой возвращается в свой мир с искомыми предметами  или невестой, не нарушая установленную бинарность сказочного бытия: разделения на некоторое и тридесятое царство, восходящее к представлению о смерти. В «Сказке о добром мальчике» герой преображает царство мрака, заполняя его светом и стирая границы миров. Волшебник сражается со злом, отвечая на него добром, тем самым изменяя  закон, установленный царицей мрака в ее мире  и проникший в мир людей: «Это я отвернула от тебя людей, которым ты помогал. Я лишила тебя родителей с раннего детства. Я не дала завести тебе семью и погубила девушку, которую ты любил. Наконец, я украла у тебя того, кто стал тебе сыном, и после всего огромного зла, что я тебе причинила, ты еще спрашиваешь о моем согласии быть матерью тебе! Не сошел ли ты с ума?! Ведь все люди на зло отвечают злом, и даже на добро твое злобу рождали, отворачиваясь после того, как ты им помог. Да, я вижу, что окруженный злом, ты становился еще добрее…  Я - бессильна!»(1,11-12). Сила любви оказывается всемогущим оружием, способным ликвидировать извечную разделенность и противоречивость бытия.

Путь волшебника  в сказке строится как сказочный путь к страшной периферии, мешающей соединению с сакральным центром. Теперь же, после преображения колдуньи (трансформации негативной анимы в позитивную) и освобождения мальчика (духовного содержания) этому соединению ничто не препятствует. Нетрадиционный финал сказки становится вполне оправданным: в отличие от сказочной традиции,  функция возвращения относится ко всем трем героям, представляющим теперь единство.

Выйдя на опушку  леса (лес - иное царство, опушка - символ середины мира, и в то же время  опушка леса – это граница двух миров), герои кланяются Солнцу, которое «ласково коснулось каждого  одним лучом нежным, как бы очертив вокруг них круг и тем сказав: «Будьте едины!»» (1,12). Солнце, как и круг, реализует архетип самости, целостности,  а в мифотрадиции  символизирует единство, гармонию и совершенство. Герои воплощают мифологическую триаду отец-мать-ребенок.

В сказке присутствуют также  и мотивы мифа о рождении героя (бога). Эти мифологичекие элементы связаны уже не с волшебником, а с мальчиком и представлены в форме рассказа поверженной царицы мрака, предвосхищая преображение героини и психологически его обосновывая (что невозможно в народной сказке, чуждой всякого психологизма). Такими элементами являются мотив пророчества о нежелательном рождении младенца, который разрушит царство мрака; сиротство, представленное в данном контексте как вынужденное (похищение); испытания (царица держит героя в подземелье без еды и питья, бросает на съедение зверям); воспитание человеком «низкого» происхождения (волшебник находится на положении изгоя: он одинок, живет на краю села, люди вспоминают о нем только тогда, когда нужна помощь, но не помнят добра и отказываются помочь).

Однако и здесь традиция претерпевает значительную трансформацию: если в мифе о рождении героя повествуется о том, как выросший герой мстит обидчикам, то в сказке З.В. Душковой герой  еще ребенок: «Кто бы мог подумать, что такой хрупкий малыш может победить, когда он еще не вырос и не стал богатырем!»(1,12).  Царство мрака погибает не от меча, а от всепобеждающей силы Любви, о которой говорится в заключение: «Что вынес ты из этой сказки, мой малыш?  Ты верно понял, что если будет на свете хотя бы один добрый мальчик, который полюбит всех, и если его полюбит хотя бы один человек, то он и вправду станет Богом. А Бог – это такой Великий Волшебник, который помогает всем, и, несмотря на то, что его не любят, Он Любит всех. Люби и ты, мой малыш, ведь ты – Бог!»(1, 13). Как показал К.Г.Юнг, образ Бога в мифо-фольклорной традиции реализует архетип Предвечного младенца, чье обездоленное сиротское детство является залогом будущего могущества.  Эта квинтэссенция идейного смысла сказки соотносима с выделенным Дж.Кэмпбеллом мифологическим мотивом апофеоза героя.

Сказка З.В. Душковой  содержит много мудрых нравственных уроков. Вот только некоторые из них: «Волшебную силу ни один настоящий волшебник не потратит на себя»;  «Тот, кто злится, всегда теряет силу добрую и становится легкой добычей врага»; «Но слишком добр был этот человек; он открыто и нежно смотрел в глаза царице, думая, какая она несчастная, - ведь ее никто не любит, и она никого не любит» (1;5,9,12). Но главный урок сказки З.В.Душковой заключается в том, что сила любви может преобразить человека в Бога. Так, трансформируя мифо-фольклорную традицию, автору удалось создать замечательное художественное произведение, наполненное глубоким философским содержанием и психологической правдой.

Мироненко  Е.А., к.ф.н.,

Семипалатинский университет

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

З. Душкова. Сказки для Мессии. – М.: Звезда Востока, 2003. – 128 с. 


Hosted by uCoz