ВОСПИТАНИЕ

 

Доколе есть время, будем делать добро всем...

Беседа «О добре» на красноярском краевом радио в передаче «Родительский час» кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики, докторанта Красноярского государственного педагогического университета Парошиной Раисы Алексеевны 21.07.03 г. (Беседу ведёт радиожурналист – Алла Санникова)

 

А.Ю.: «Мы продолжаем серию бесед на нравственно-воспитательные темы, и в нашей программе по традиции принимает участие Раиса Алексеевна Парошина, педагог, доцент кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета. Сегодня Раиса Алексеевна выбрала тему для беседы, на мой взгляд, очень широкую, волнующую, интересную – это тема добра. Здравствуйте!»

Р.А.: «Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

Добро и зло – две нравственные категории, научить ребёнка различать которые, -  одна из задач каждого родителя. Первые наставления людям о добре  мы находим в Ветхом Завете: «О человек, сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». В Евангелии апостол Павел, также призывает христиан творить добро, при этом он просит: «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем… Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…».

Что же это значит – «делать добро»?

Мне интересно было узнать, что по поводу делания добра думают дети. Не так давно, в марте этого года, в Красноярске проходила «Весенняя неделя добра». И я по своей собственной инициативе брала маленькие интервью у детей, которые участвовали в оформлении «Стены Любви и Добра». На мой вопрос: «Что такое добро и как его можно делать?», - многие дети большей частью говорили о том, что добро – это «когда ты делаешь что-то хорошее людям», «когда ты с ними вместе в радости и в беде». А одна девочка из детского дома сказала: «Когда ты очень крепко-крепко любишь другого человека».

По сути, добрый человек не может творить зло, делать плохое. Скажем, мать ругает своего ребёнка или даже наказывает его, однако, если она имеет доброе сердце, то зла она ему не причинит. И наоборот, человек, который говорит правильные вещи и не использует каких-то грубых слов, но если внутри он имеет злые помыслы, не любит никого, - то его слова становятся буквально стрелами, которые очень ранят. Потому и сказано в Евангелии от Луки: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» и «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». А в Евангелии от Матфея уточняется: «…как вы можете говорить доброе, будучи злы?»

Размышляя над тем, что же есть добро, и что же есть делание добра, - я пришла к выводу, что, по сути, это не что-то особенное, что мы делаем в своей жизни. Это могут быть абсолютно все наши дела, но злыми или добрыми они становятся в зависимости от того, какие мы в них вкладываем намерения. Допустим, можно ведь ту же, скажем, милостыню подать человеку не ради него самого, а только лишь для того, чтобы успокоить свою совесть».

А.Ю.: «Отвязаться».

Р.А.: «Отвязаться от него, утешить свою гордыню: какой я хороший, - я вот деньги подал другому человеку. Но это не будет являться истинным добром для человека, который это сделал. Или, скажем, ты подал милостыню человеку, а он тут же разворачивается и идёт за бутылкой. Опять же зададимся  вопросом: что ты сделал – добро или зло?

Я думаю, что именно то, чем заполнен человек - его внутренняя чистота: чистота помыслов, чистота его устремлений, чистота сердца, - я бы так сказала, или нечистота делает все дела человека добрыми или злыми. Мы уже говорили в наших предыдущих беседах о том, что всё, выходящее из-под рук человека, несёт на себе его печать.  Любая сделанная в раздражении, в каком-то неудовольствии вещь будет нести в мир не добро, а зло и разложение.

Добро, по сути, можно творить ежесекундно. Можно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. Как-то мои студенты выбрали тему для беседы со старшеклассниками – «Возможно ли в современном мире быть праведным?». И многие усомнились в этом. Но Мудрость Древних говорит нам – можно! И я так же считаю, что, конечно, можно. Наш современный мир может быть и отличается от мира древнего, но человек очень мало изменился в своей сути. И потому, при желании легко представить целую жизнь, как беспрерывный поток добра, а значит, полезности для других.

Даже тогда, когда человек не имеет возможности физически что-то делать, - больной человек или инвалид, скажем. Многие не имеют возможности общаться с широким кругом людей, но человек тем и могуч, что он владеет самым универсальным, самым мощным орудием, которое не имеют другие царства: растительное, животное, - он имеет в своём арсенале мысль. Мысль - это реальная субстанция. Мы уже говорили на одной из наших встреч, что она сейчас учёными даже фиксируется. Так вот, именно мыслью человек может творить добро. Думать о хорошем, посылать в мир светлые мысли, - мне кажется, это и есть творение добра, которое порой мы затрудняемся выразить в каких-то других своих поступках.

Однако понятно, что мыслью можно и делать обратное, даже не осознавая этого.  Потому, особое внимание мне бы хотелось обратить на такую нашу несовершенную сторону - как осуждение. И есть ли разница между осуждением и обсуждением. Мы все знаем, что нельзя осуждать. Но как понять, в чём конкретно проявляется осуждение? Когда я осуждаю человека, - тогда я что делаю? И я нашла ответ на этот вопрос, который был мне самой очень интересен. Когда мы осуждаем человека, - мы как бы ставим себя выше его и вносим в разговор о нём (за глаза чаще всего) какие-то его негативные стороны. При этом говорим всё это с пристрастием, передразнивая его, утрируя его недостатки и т.д. Вот при таком поведении, мысли наши и слова приобретают своеобразные крючки или стрелы, которые больно ранят человека, несмотря на то, что его рядом с нами нет. Мысль не знает расстояний. Каждая наша мысль о другом человеке мгновенно связывает нас с ним. Но задумываемся ли мы над тем, что несут наши мысли этому другому? Чаще всего нет! И ещё, я подчеркнула для себя, как для педагога, самое важное - и этой мыслью делюсь теперь со студентами и хочу поделиться с вами, - когда мы думаем определённым образом о человеке, мы тем самым вызываем в нём к жизни именно те стороны его характера, как мы о нём думаем. И, поэтому если мы думаем о человеке плохо, осуждая его, может быть несправедливо как раз осуждая, мы тем самым (несмотря на каких мы далёких расстояниях от него находимся), мы вызываем, оказывается, к жизни именно вот эти стороны его характера».

А.Ю.: «Говорят же, назови человека «свиньёй» он и захрюкает. А ещё говорят: «Не суди, да не судим будешь». Вот как относишься к другому, то ты и получишь».

Р.А.: «Совершенно верно. Но это будет сказываться и на нас самих. Естественно, что так, как мы относимся к людям, - то есть, что посеяли, то мы и пожнём, - так и к нам будут относиться. Но я сегодня хотела бы обратится именно к педагогам и родителям с той мыслью, чтобы мы чаще вспоминали величайшую ответственность свою как воспитатели, поскольку именно от нас зависит, какие стороны характера утвердятся в этом маленьком человеке. Я нашла один мудрый совет: смотреть через увеличительное стекло на все достоинства человека. Пусть они совсем маленькие в нём есть, но надо обязательно найти их. И всё, наверное, искусство педагога и родителя будет заключаться в том, чтобы найти вот эту маленькую искорку какую-то положительную, и смотреть на неё в десять раз увеличенную. А вот на все несовершенства смотреть, наоборот, в то стекло, которое бы уменьшило их вообще до нуля. Один из педагогов, я, к сожалению, не помню его фамилию, делился своим опытом. На каждого нового ученика он заводил тетрадь, в которой с одной стороны писал недостатки, а с другой положительные стороны. И при этом он старался как можно больше положительного заметить, любую самую маленькую-маленькую искорку добра в этом ребёнке. А потом, когда он собрал такое досье, он делал следующее: он брал и просто уничтожал отрицательную сторону в своей тетради».

А.Ю.: «Отрывал и выбрасывал».

Р.А.: «Да, он её отрывал и вообще сжигал. И оставались только вот эти положительные стороны этого ученика, причём это он делал чаще всего именно с теми детьми, которые назывались трудными».

А.Ю.: «Я хочу вспомнить, что когда я работала в школе, у нас был мальчик пятиклассник. Завуч по воспитательной работе постоянно порывалась поставить его на учёт в детскую комнату милиции. Мальчик был очень колючий, очень замкнутый, учился на тройки еле-еле. А у него, как оказалось, случилась в семье драма. Из семьи ушёл отец и оставил маму с тремя маленькими детьми. Он самый старший - и у него такая ненависть вдруг в душе родилась к своему отцу. Он его иначе не называл как отец-подлец. Когда я начала разговаривать с этим мальчиком, я просто поразилась той глубокой обиде, которая находилась у него в душе на папу и на школу, потому что в школе начали его тоже гнобить, он огрызался, наказывали постоянно этого ребёнка учителя. Я взяла его за руку и отвела его в керамическую студию. И мальчик вот этот всю свою вот эту энергию выплёскивал на глину, - он лепил каких-то страшных драконов. Сначала драконы были настолько страшными, что сами педагоги боялись и говорили: «Вот посмотрите! Посмотрите каких уродов он лепит! Каких уродов!» И вдруг вот эти драконы стали превращаться в ласковых котов, потом в ангелов, которых он начал дарить тем же учителям. И вот этот мальчишка, настолько вот в нём оказался дар скульптора, он настолько полюбил художественно-керамическую студию, он в ней просиживал целыми днями. И оценки-то у него стали получше, и дома-то вроде стало налаживаться, - папа начал вроде бы в семью опять приходить, возвращаться, и прекратил он его обзывать таким нехорошим словом как подлец. И вообще всё у мальчика наладилось, только тот завуч по воспитательной работе постоянно подозрительно на него косилась и говорила: «Ну, подождите, он себя ещё покажет, он вам ещё выкинет какую-нибудь гадость». К счастью, она так и не дождалась этой гадости от него. Я просто хочу сказать, о мальчике просто подумали хорошее, и мальчишка и стал хорошим».

Р.А.: «В каждом человеке есть доброе начало. Обязательно оно есть и его можно мысленно оттуда вызывать. Часто родители, разговаривая со своими детьми не могут понять друг друга и начинают нервничать, раздражаться… Я думаю, - один из выходов решения очень многих таких проблем, - это просто мысленный  разговор со своим ребёнком. И даже не просто с ребёнком, а обращение как бы к его внутреннему, более совершенному, доброму человеку. И к нему направлять все свои мысли, зная, что мысль магнитна и она обязательно по созвучию вызовет в другом то, что мы бы хотели в нём вызвать. Так мы скорее повернём человека на волну добра, радости, любви, чем мы будем всё время его ругать, осуждать или видеть и ждать самое плохое. Мы должны помнить, что думая о человеке плохо, делаем его ещё хуже. Ведь как часто, если быть справедливыми, в ситуациях, когда с нами поступил кто-то несправедливо, - мы дома, продолжая думать об этом, самые худшие вспоминаем стороны этого человека. И чего добиваемся тем самым? А того только, что этот наш «обидчик», чувствуя эти наши нападки незримые, - начинает нам отвечать тем же самым».

А.Ю.: «То есть мы сами моделируем в себе такие негативные отношения с этим человеком, придумываем их и они реализовываются».

Р.А.: «И, наверное, как  своего рода целительный бальзам мы могли бы взять себе за правило: изгнать из своего сердца всякие злые помыслы и просто запрещать себе такие мысли. Появляются они, - нужно их выгонять. Вот мы бичей же в свою квартиру не запускаем, да? Точно также вот такие мысли просто брать и выгонять, нещадно выгонять! И дать себе зарок – не злословить против людей, потому что человек, думающий как злопыхатель, он ведь разрушает опять только сам себя, в первую очередь.

На Востоке о добром человеке иногда говорят: у него открылся глаз на добро. Эта способность, мне кажется, у истинного педагога всегда есть. Он умудряется увидеть именно лучшее в другом; увидеть лучшее везде и во всём. Говорят двое смотрели на лужу: один видел перед собой только грязную лужу, а другой видел отражение в ней неба и солнца. Ведь при желании, действительно, можно в любом явлении увидеть хорошее. И конечно, - человек с добрым сердцем, с открытой душой, всегда видит в этом мире больше положительного, красивого. Он может увидеть даже то, чего пока в проявленном виде нет, например, маленького хрупкого ребёнка – сильным и стойким человеком;  в трудном подростке – отважного и целеустремлённого борца за справедливость. Причём, не только он это видит, а его добрый глаз помогает делать наш мир гораздо добрее. Вспомним наших святых, - они могли своим взглядом облегчить страдания человека, и часто даже исцеляли больных. И точно также, есть в народе понятие, когда говорим: у него «смертный глаз». И часто можно услышать, что один человек «сглазил» другого. Опять же, это связано именно с тем, что у каждого из нас внутри находится: насколько чисто наше сердце, то мы и выносим из этого нашего источника. В одной из книг З.В.Душковой я нашла удивительно точное сравнение по этому поводу: «Нельзя же от стручка перца горького ожидать вкуса халвы, во рту таящей: по семени брошенному и результат конечный получим. И если желчь замешана в начинании чьём-то, так и добра ждать не следует от предприятия данного. Только чистота токов вложенных и постоянство Света удерживаемого могут дать следствия добрые. Так не бросим же в почву мыслей лжи и сомнения, зависти и лицемерия, дабы не взросли они, ковром гигантским покрывая всё вокруг. Бросьте семя доброе, и пусть убыли не знает оно, день за днём умножая зерно в колосьях тугих… Мысль явит плод вам созревший. Что взрастите, то и вкушать будете».

Что есть ещё добролюбие? Оказывается, - оно не только заключает в себе совершение добрых дел, но также и умение восхищаться добром. Последнее условие обычно не принимается и остаётся непонятым большинством из нас, но «только восхищение добром приносит тепло сердца».

И завершить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется Уроком Добра из книги Зиновьи Васильевны Душковой «77 жемчужин, сияющих на чётках времени»:

«Неуловимый слухом шорох листопада сопровождал идущего тропой. Он поглощён был одной-единственной мыслью, мучившей его на протяжении уже нескольких дней, может быть, лет. Периодически всплывая на поверхность сознания, она мучила его своим вопросом, пытаясь получить исчерпывающий ответ. То была мысль о Добре, вернее, вопрос: «Что такое Добро?» Он находил сотни ответов, которые казались ему вполне приемлемыми, но вопрос вновь и вновь настойчиво поднимался, требуя окончательного ответа, который, наконец-то, всё поставит на свои места. Неподалёку от идущего хрустнула ветка, и он подумал, что в этой чаще лесной, возможно, водятся хищные звери. Он поёжился от этой мысли, внезапно прервавшей ход его размышлений. Да! С голодным тигром или волком не пофилософствуешь на тему Добра... Увы! Он прибавил ходу, подхлёстываемый зарождавшимся внутри чувством страха.

Едва приметная тропинка вилась среди ещё одетого в зелень леса, но осень уже начала свою жатву, безмолвно срывая листья, слегка подёрнутые желтизной, которые, плавно кружась, падали под ноги путнику. Щебет птиц и плавное кружение листьев вновь вернули его к прерванной было цепочке рассуждений. Он вновь погрузился в свои мысли, но вдруг явственно услышал хруст ветки почти рядом с собой и вздрогнул от неожиданности. Мгновенно пронеслись перед ним картины одна ужасней другой — страх не жалел своих мрачных красок. Но что-то жалобно застонало или какой-то странный подвывающий звук заставил его остановиться и прислушаться повнимательнее. Вспышкой пронеслась мысль о том, что надо бежать отсюда как можно скорее, но простое любопытство отбросило сковавший его страх. Он подошёл поближе к тому месту, откуда доносились странные звуки. С великой осторожностью прикоснулся к веткам, пытаясь бесшумно раздвинуть их и посмотреть, что же привлекло его внимание. И тихо попятился от вдруг представшей перед ним картины: в кустах лежал ребёнок! Откуда он здесь взялся?! Среди чащи леса один-одинёшенек. Внезапно пришла мысль о Маугли, но ведь то было сказкой. Уж не бредит ли он?.. В наше время найти ребёнка в лесу — ну, это уж чересчур! Но как бы там ни было, всё это странно, не оставлять же младенца здесь одного. Он подошёл и наклонился к маленькой крошке, чтоб взять её на руки. Но тут вновь услышал хруст веток, будто кто-то удалялся. Он вдруг понял, что кто-то следовал за ним и теперь, добившись своего, спешно удалялся прочь. Он окликнул этого невидимку, но ответа не последовало, лишь усилился хруст веток, видимо, тот бросился бежать, подхлёстнутый окриком. Делать нечего... Путник поднял ребёнка. Сняв с себя верхнюю одежду, неумело замотал в неё младенца и продолжил свой путь.

Тропа постепенно вывела из лесной чащи и упёрлась в подножие горы, еле заметной змейкой уползая вверх, как бы приглашая последовать по горной круче. Идущий поправил свою странную ношу, закрыл краешком одежды личико мирно заснувшего ребёнка, пригретого человеческим теплом, и устремился ввысь. Он твёрдо знал, куда ведёт эта тропа. Когда-то он был там, но ещё младенцем... Ныне предстояло вернуться уже зрелым мужчиной, чтобы решить наконец-то давно мучавший его вопрос. Он как-то забыл о ребёнке и не чувствовал ноши, отягчающей его руки, — они как будто приросли к младенцу. И даже когда требовалось усилием рук удержаться на опасных участках тропинки, вьющейся на краю бездны, он не обращал внимания на спасительные выступы скал. Он шёл, погружённый в свои мысли. Но вот наконец показалась конечная цель его пути. Он увидел крышу хижины в небольшой долине, искусно скрытой среди невысоких гор. Путник остановился ненадолго, чтобы перевести дыхание и посмотреть, как же чувствует себя его непредвиденная ноша. Мирно сопел маленький носик ребёнка, губы временами причмокивали, видимо, ему снился сон, как он припал к материнской груди. Полюбовавшись ещё несколько мгновений нежным личиком, путник продолжил последний отрезок своего пути, приближаясь к маленькому уютному домику.

Тихо постучавшись, гость толкнул незапертую дверь и вошёл. Внутри никого не было. Он положил свою ношу на широкую скамью, заменявшую здесь постель, и присел рядом отдохнуть после длительного пути. Скованный усталостью, он задремал и не заметил, как отворилась дверь и тихо вошёл убелённый сединами старец. Хозяин вдруг увидел, что ворох одежды как-то странно зашевелился и стал издавать нечленораздельные звуки. Он осторожно отогнул край одежд и увидел широко раскрытые глаза ребёнка. Он узнал его! Это был тот младенец, на поиски которого ушли дни... Гость мирно спал и не мог видеть, как озарились невыразимой радостью глаза величественного старца. Он не увидел, как тот бережно поднял младенца и поднёс его к окну, развернув навстречу солнечным лучам. Да! Это бесспорно был Он... Его ждали! Но Он был потерян... И вот нашёлся. Его даже принесли в дом. Чудесно! Гость, мирно дремавший, сидя на лавке, вдруг встрепенулся, резко повернулся туда, где должен был лежать ребёнок, и побледнел, не увидя его. Но, повернувшись к окну, увидел младенца на руках старца. Вздох облегчения вырвался из его груди. Какое странное видение посетило его, когда он дремал! Он почему-то был уверен, что это было не сном, а именно видением. Он видел этого младенца в каком-то странном ореоле света, излучения которого касались, будто солнечными лучами, всех людей земли, и по ним струилось Добро... Именно — Добро! Он видел, как оно преображало их сердца; они загорались, будто маячки, сияя в океане мрака. Эти сердца с жадностью впитывали идущий к ним поток света и от этого становились ярче и ярче! И по мере того, как огни уходили к людям, сияние вокруг младенца разрасталось с молниеносной быстротой... Это — росло Добро! Он увидел, как щедро раздаёт своё сокровище этот младенец, и даже крупица света, нашедшая приют в человеческом сердце, рассыпается искрами огней в этом мире. Он вдруг представил его Солнцем, которое миллиарды лет дарит своё нежное доброе тепло и не иссякает в своей мощи и так же жарко день за днём обнимает лучами и добрых, и злых, и нищих, и богатых, и здоровых, и прокажённых... Малыш — на фоне солнца... «Сын Солнца!» — мелькнуло в голове. И эта внезапная мысль столь потрясла его, что заставила очнуться.

Мирно горел очаг. Солнце бросало свои прощальные лучи, расставаясь до рассвета. И постепенно в мире растворялась вечерняя прохлада. Весело потрескивали ветки, отдавая своё тепло тихо беседовавшим людям, рядом с которыми сонно посапывал ребёнок. Блики огня ясно освещали личико младенца и глаза этих двоих, которые с великой нежностью смотрели на него... Долго, должно быть, ждал путник этого часа, ибо чувствовалось, как он всем сердцем жадно впитывал каждое слово старца. Видимо, тот отвечал на его самый сокровенный вопрос: «Что такое Добро». «Добро, сын мой, есть дар небес, посланный людям вместе с этим солнцем, которое является отражением высшего Космического Добра, которое царствует в Вечности. Истинную природу Добра может понять только человек добрый, открытый сердцем навстречу свету. Посмотри на этого младенца, мирно спящего у очага, на нём печать Огня. Он послан был нести Свет, но злые люди выкрали его у родителей и отнесли в чащу леса на растерзание диким зверям. Напрасно понадеялись они на хищников... Волчица принесла его тебе. Да, он - своего рода Маугли. Живший среди Высших Существ, он должен жить в людской стае, где властвует зло и господствует инстинкт самосохранения... Он увидит «хищников», подстерегающих жертву, и узрит борьбу за власть. Окружённый злом и непониманием, тоскуя по Божественной речи, он будет украдкой прислушиваться к сердцу, где услышит голоса Высших Богоподобных Существ, зовущих творить Добро. И он начнёт поиск, бесконечно вопрошая себя: «Что такое Добро?!» И пройдёт сквозь чащу злобы людской с прекрасным сокровищем, обретённым в пути. И выйдет на Горнюю тропу с драгоценной ношей в руках... Ярко поблёскивали языки пламени, а старик всё говорил и говорил... И человек вдруг узнал себя в том Маугли, о котором шла речь, и, озаренный внезапной вспышкой прозрения, понял, что он и есть - сын Солнца, пришедший дать Урок Добра».

Я думаю, будем заботиться о росте того маленького зёрнышка добра, который есть в каждом человеческом сердце, - оно обязательно превратится в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее».

А.Ю.: «Спасибо большое, Раиса Алексеевна. Я напоминаю нашим слушателям, что в нашей программе принимала участие Раиса Алексеевна Парошина, - педагог, доцент кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета.


Hosted by uCoz