ВОСПИТАНИЕ

 

ДАР МИЛОСЕРДИЯ

Беседа  о милосердии на краевом радио в передаче «Родительский час» кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета Парошиной Раисы Алексеевны 02.12.02 г. Передачу ведёт радиожурналист Алла Санникова.

А.С.: « Добрый вечер, уважаемые родители! У нашего микрофона Раиса Алексеевна Парошина – педагог, доцент кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета. Здравствуйте, Раиса Алексеевна!»

Р.А.: «Здравствуйте!»

А.С.: «Я знаю, что вы сегодня пришли к нам с книгой, со страницами которой вы хотели бы познакомить наших радиослушателей. Я знаю, что эта книга имеет непосредственное отношение к нашему разговору. Я бы хотела, чтобы Вы её сейчас представили и сказали несколько слов о том, чем вы занимаетесь со своими студентами непосредственно на ваших занятиях и что ваши студенты, будущие педагоги, потом принесут в школу».

Р.А.: «Книга, которая сейчас у меня в руках, называется «77 жемчужин, сияющих на чётках времени». В ней сорок уроков, которые даются и взрослым и детям, которые мы должны усвоить, чтобы иметь право называться людьми. Просто человеком называться, даже не с большой буквы. Это урок Любви, урок Терпения, урок Сострадания, Милосердия, Благодарения, Мудрости, Бесстрашия, Добра, Мужества, Свободы, Надежды, Веры, Чистоты, Радости. Эти уроки написаны практически для всех и для каждого. Почему я пришла с этой книгой? Потому что именно она в моей работе со студентами находит большой отклик в их сердцах. Они просто молча слушают, и глаза их сияют, а вопросы как бы и не возникают. Вроде для ума может и не всё понятно, а вот внутри появляется радость. Часто они меня просят просто читать те или другие уроки на каком-то из наших занятий, - поскольку я веду педагогику и они сами готовят беседы для школьников на темы, которые я назвала: милосердие, сейчас очень часто готовят тему любви и дружбы…»

А.С.: «Раиса Алексеевна, можно я Вас перебью и задам вопрос? Кем написана эта книга?»

Р.А.: «Эта книга написана Зиновьей Васильевной Душковой. Раньше она была, так же как и я, педагогом, - она только историк. Сейчас большую часть своего времени она посвящает как раз тому, чтобы донести через книги то, о чём болит сердце каждого истинного педагога не только до одного класса, а чтобы это могли использовать в своей работе и другие педагоги, и даже сами дети. В частности, вот эти уроки она писала с надеждой на то, что может быть кому-то, в каком-то городе, удастся их действительно организовать как серию бесед на радио, - и тогда это будет уже большая аудитория слушателей. Почему мне ещё нравятся эти уроки (когда я сама лично их читаю, то они меня трогают до глубины души), - поскольку я ещё и психологом работала в школе, и сейчас ко мне часто обращаются люди разного возраста за помощью, за поддержкой, за советом, - я просто знаю, чувствую, - насколько потребно сейчас то, о чем мы говорим: милосердие, сострадание, - людям так его не хватает. Буквально каждый день кто-то обращается с какой-то просьбой. Вот в одной из школ возникла сложная ситуация между учителями, и вчера ко мне обратилась завуч -  помочь, поддержать одну из преподавателей. Она одна воспитывает сына, которому четырнадцать лет. В этом возрасте мальчики, действительно, бывают трудноуправляемы, а он к тому же - не ориентирован на учебу. Он хороший мальчик, но вот когда нет заинтересованности, - он на уроках, конечно, что делает? Он отвлекается. Учитель начинает сердиться, - возникает конфликт. Учителя свои претензии по поводу поведения мальчика больше предъявляют маме, - она в этой школе работает. Сейчас она в больнице, но до неё всё время доходят слухи, что конфликт нарастает, что растёт возмущение учителей по  поводу того, как она воспитывает сына (по их мнению, она не принимает будто бы никаких мер). К чему это приводит? У человека обостряются ночные приступы астмы, она в отчаянии - хочет вообще уйти из школы и забрать сына. Ну разве вот здесь не нужно проявить милосердие к этой матери, - поскольку изменить сына сейчас, в четырнадцать лет, одномоментно, она просто не может, хотя и очень хочет этого. Конечно, ей нужна поддержка, как, впрочем, и её сыну… Хотя понимание и милосердное отношение необходимы сегодня всем педагогам. Мы склонны, может быть, больше занимать позицию обвинителей педагога, а если разобраться в той системе, в которой он работает? Классы очень большие, у него сорок минут времени на урок, пять минут перемены, - и новый класс приходит. Это порой как конвейер, когда учитель просто не успевает детей узнать и запомнить по имени, когда перед глазами мелькают  одни лица…  И часто оттого, что он не может донести, может быть, самое главное, что хотел бы донести, - начинает защищаться. А какие у нас главные защиты? Их две у нас – либо бегство, когда  человек или «уходит» в себя, или может бросить эту работу, или уход ещё во что-то; либо -  агрессия. Помните,  «лучший способ защиты – нападение»? Счастливый, радостный человек никогда не будет кричать. В принципе для меня это самый первый симптом, что человеку нужна помощь. Иногда человек не умеет просто сказать: «Помоги мне!» Но мы должны просто сами это чувствовать, сердцем чувствовать, что человеку, действительно, нужна помощь».

А.С.: «Я хочу сказать, что мы сегодня затронули в нашей программе «Родительский час» очень важную тему, - тему терпимости, понимания и милосердия. На самом деле, наши дети сейчас тоже находятся не в лучших условиях, а в условиях жёсткого прессинга со стороны всех: и родителей, и учителей; и школы, и улицы; вот этого негатива, который льётся на них с экранов, - который они впитывают, можно сказать, с молоком матери. И они вынуждены защищаться от этого мира и покрываться коркой уже с малолетства: коркой немилосердия, коркой жёсткости, коркой раздражения… И на самом деле это очень-очень плохо.

Я очень благодарна моей сегодняшней собеседнице – Раисе Алексеевне, - она сама пришла к нам в студию, она сама нашла нашу редакцию, обратилась к нам с тем, чтобы могли прозвучать вот эти уроки сострадания, милосердия и добра в нашем эфире.

Ещё я хочу сказать о том, что сейчас родители совсем не хотят идти в школы. И в этом во многом виноваты, конечно, сами учителя и та обстановка, в которой живут эти педагоги. Конечно, загнанный учитель, учитель озлобленный, учитель голодный, - не может нести воспитание добра детям, не может нести вот эти благородные идеи. Но, с другой стороны, он же пришёл в школу именно для этого, для того, чтобы дать знания и воспитать ребёнка. Вот недавно у меня дочка пришла из школы и сказала: «Мама, когда учительница спрашивала каждого: «Почему твои родители не ходят на родительское собрание?» – многие говорили, что родители заняты, они работают допоздна, а один мальчик встал и честно сказал: «Они просто не хотят идти в школу. Они не хотят слушать, сколько нужно принести в школу денег. Они сказали, что, если какие проблемы, мы лучше сами придём к учителю и с ним поговорим, чем мы будем тратить время на родительское собрание, где обсуждаются только материальные проблемы». Я, в общем-то, понимаю этих родителей, а сейчас я бы хотела предоставить слово Раисе Алексеевне, чтобы она перевернула страницы этой книги и прочитала нам Урок Милосердия. Он нам всем очень-очень нужен».

Р.А.: «Святой дар, завещанный людям всех эпох и времён, — это дар милосердия! Долго и надёжно скрывался он внутри каждого человека, о чём владелец его даже не подозревал. Впрочем, о нём судили как о какой-то странности, если кто-то пытался проявить сей дар. «Каждый сам за себя!» — таков закон первобытного стада, давшего глубокие корни в веках. Но нет такого семени, которое рано или поздно не могло бы прорасти, если оно, конечно, вовсе не погибло. И, слава Богу, что пришла пора, когда набухшее зёрнышко даёт росток! Жизнь демонстрирует нам обильные всходы, которые обещают взойти пышным цветом милосердия. Сейчас уже, пожалуй, не удивишь никого желанием помочь другому, прощением того, кто даже не заслужил его... Бог с ним!

Милосердие к врагу — прекраснейшее из качеств, дарованное человеку. Давно ли оно стало знакомо людям? Мы помним тысячи войн и жестокие издевательства над побеждёнными, не говоря уже о средневековой резне, где погибали целые семьи вплоть до грудных детей. Вспомним войны двадцатого века. Не превосходят ли они в жестокости? Возможно, пытки стали более изощрёнными, и атомный век перещеголял каменный или все другие эпохи вместе взятые. Удивляли ли современников башни, сооружённые победителями из отрубленных голов побеждённых? Какие чувства рождали они у зрителей? Желание отплатить тем же?! А быть может, внутри рождался протест насилию, и зёрнышко милосердия начинало отчаянно пульсировать в борьбе за своё существование в человеческом сердце. Быть может, убийцу всю жизнь преследовали глаза убитого им в колыбели младенца? Возможно, внутри зверя рождался человек, прозревший ценой чужой загубленной жизни. Становление внутреннего человека есть тайна, не разгаданная в веках. Как постичь его мир? Как пробудить в нём жизнь? Каким он должен стать, чтобы иметь право называться человеком? Быть может, для этого «человек разумный» должен стать «человеком милосердным»!

Войны, концентрационные лагеря, печи, в которых неустанно жгли невинных людей, — это, как будто, было ещё вчера. Что такое милосердие? Неужели для него нет места среди войн, и наша история не знала великого примера, поданного поверженному врагу? Является ли сей дар только достоянием отдельного человека, нации или государства — трудно сказать. Заглянем в историю войны 1812 года... Император Александр I, преследуя войска Наполеона, опустошившего пол-России, входит в г.Вильно. Город полон ранеными и больными. По словам русского историка Н.К.Шильдера, в одном из госпиталей царь видит наиболее ужасающую картину: 7.500 трупов навалены друг на друга, подобно грудам свинца; разбросанные трупы валялись всюду, все отверстия разбитых окон или стен были заткнуты руками, ногами, туловищами и головами мёртвых, чтобы предохранить живых от доступа холодного воздуха. И в этих помещениях, наполненных зловредными испарениями, лежали несчастные больные и раненые, обречённые на гибель. Приезд Александра был истинным благодеянием Провидения для оставшихся в живых неприятелей, которым немедленно была оказана всевозможная помощь, под его личным надзором. Государь не побоялся явиться среди гнездилища смерти и, не думая о заразе, утешал своим присутствием тех, кого долг и несчастие собрали в эти скорбные помещения. Никто не прославил тогда трогательных проявлений человеколюбия и милосердия Александра к падшим врагам, но они не должны быть забыты потомками. Как признался затем император: «…Я не обладаю счастливой философией Наполеона, и эта несчастная кампания стоит мне десяти лет жизни». Александр остался не понят ни врагами, ни друзьями, как, впрочем, и не понят до сих пор. Но прекрасный акт милосердия был посеян в души и, несомненно, дал прекрасные всходы в будущем. Достояние одного человека может стать достоянием и близких, и нации, и государства. Только на всё нужно время: зёрнышко даст колос, от которого, в свою очередь, родится переливающее золотом русское поле или французское, или английское. Разве это важно? Важно, чтоб милосердие проросло! Важно, чтобы в каждом сердце поселился сей дар. Трудно сердцу милосердному в этом мире! Оно звучит как натянутая струна, отзывающаяся болью на боль другого; состраданием на страдание другого, наполняясь невыразимой скорбью в ответ на чужую беду. Желание помочь страждущему звучит призывным колоколом в душе. Иногда рвутся струны от чрезмерного напряжения, и сердце сгорает, поражённое мировой скорбью. Но его гибель не напрасна! Взрываясь тысячами искр, оно расходится в мире, роняя в души семя милосердия. Пусть растёт на радость людям!

Если внимательней присмотреться, мы сможем увидеть тысячи примеров милосердия, которые живут вокруг нас. Это милосердие природы, которая прощает нам грубое и жестокое обращение с ней, которая дарит нам сады полные ароматных плодов, поля золотой пшеницы... Да и возможно ли перечислить все её дары! Бери, человек! Быть может, в груди земли болью отдаётся твой каждый шаг, и она должна бы скорее разверзнуться и поглотить во чреве кипящего огня твоё алчное животное тело, но она — милосердна! Все прощены... Но сможешь ли простить себя?! Пронизанному лучами милосердия неба и земли, звёзд и солнца, непознанных планет и неведомых миров Вселенной, как можно оставаться с камнем вместо сердца! Только милосердие есть Великий Мастер-Алхимик, создающий истинное трепетное человеческое солнце в груди. Наполнив его прекрасными лучами светил, натянет их, будто сладкозвучные струны златой  лиры Орфея, которыми оживит мир. Каждый стон и крик страждущего человечества будет мгновенно касаться этих струн, и в ответ будет звучать прекрасная неслышимая мелодия милосердного сердца, дарящая покой и исцеление. Мотив любви и светлой жизни будет звучать в огромном мире. Воистину, могущественно сердце, полное милосердием! Нужна ли война, чтобы его продемонстрировать, нужна ли смерть, чтоб дар сей смог ожить? Ведь вокруг нас тысячи и больных, и раненых, несмотря на отсутствие глобальных войн. Всё живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом, оно проявляется только сердцем! Вдумайтесь в смысл самого сочетания МИЛОСЕРДИЕ — оно откроется многими гранями, даря своё истинное значение... Продолжим свой путь в поисках примеров милосердия или, может быть, сами станем его ярким примером? Всё зависит от нас... «Заполни свои ладони Светом и отдай врагам!» — вот мудрый наказ Вечности.

Долог путь земной человека, с точки зрения Земли, и почти не ощутим, как краткая вспышка мгновения, с точки зрения Вечности. Что должен оставить человек после себя, какой след, чтобы иметь право вернуться вновь на Землю или остаться в том мире, где правит Бессмертие? Только — свет! Лишь светлый след пройденной тропы даёт право на жизнь вечную. Оставшийся милым сердцам людей целого поколения будет вновь позван ими, чтобы вновь подать беспримерный Урок Милосердия!»

А.С.: «Спасибо большое, Раиса Алексеевна! Знаете, когда вы читали это, действительно, как «мороз по коже» идёт и хочется, чтобы эти слова не остались просто словами, чтобы они действительно зародили в душах наших радиослушателей желание быть милосердными. Ещё раз хочется напомнить, для чего мы это делаем. Мы делаем это для того, чтобы вспомнили люди, что не только деньги правят жизнью, не только власть даёт нам возможность существовать, - это не правда. Мы такие, какие мы сами себя делаем. И вот как раз педагоги взращивают вот этих самых ребятишек вместе с родителями. Конечно, семья – это тоже очень важно, это, прежде всего, важно. И очень хорошо было бы, если бы родители читали бы подобные уроки своим детям, если бы они обсуждали с ними эти темы, как обсуждает со своими студентами эти темы Раиса Алексеевна Парошина на занятиях».


Hosted by uCoz