ВОСПИТАНИЕ

Труд есть Жизнь

Беседа «О труде» (Часть I)

на Красноярском краевом радио кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики, докторанта Красноярского государственного педагогического университета Парошиной Раисы Алексеевны 18.08.03. (Беседу ведёт радиожурналист Алла Юрьевна Санникова)

 

А.Ю.: «Мы продолжаем серию бесед с постоянной участницей наших передач Раисой Алексеевной Парошиной – педагогом, доцентом кафедры педагогики КГПУ. Сегодня тема нашего разговора – тема труда».

 

Р.А.: «Отношение современного подрастающего поколения к труду – одна из самых актуальных на сегодняшний день тем и для родителей, и для педагогов. Отношение к этому вопросу родителей имеет очень большой разброс мнений. Кто-то считает, что ребёнок в детстве должен быть освобождён от всех видов труда, кто-то наоборот стремится возложить на детские плечи весь груз домашних хлопот. Но результат часто оказывается один – и в том, и в другом случае: дети к труду относятся с большой неохотой, почти как к наказанию. И большей частью это отношение сохраняется и в более старшем возрасте.

Так что же такое труд? Каким он должен быть, чтобы оказывать на ребёнка положительное влияние? Известный отечественный педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский отмечал огромную воспитательную ценность труда. При этом он подчёркивал важность не столько самого труда, сколько переживаемой радости труда. Именно радость труда, по его мнению, есть могучая воспитательная сила. И в годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство. Василий Александрович обращал внимание на то, что детство не должно быть постоянным праздником ничегонеделания. Если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда, - считал он.

Мы остановились на теме труда не случайно. Наверное, у каждого взрослого, неравнодушно взирающего на наше подрастающее поколение и всё, что творится, особенно у нас в городах, болит сердце, глядя на нашу молодёжь, которая большей частью ничем не занята. Иногда можно услышать в автобусе или на улице: «Ну, пойдём сходим туда-то, всё равно делать нечего». Или: «Не знаю, куда себя деть». И я согласна с Василием Александровичем, что человек, который не научен трудиться, – это самый несчастный человек. У него даже был написан для детей маленький рассказ – «Несчастный Андрей»:

«В школе Андрей учился как-нибудь: «тройка» — и то хорошо, а если и «двойка» иногда случится — тоже не беда. Часто вызывали отца и мать в школу, уговаривали: «Заставляйте мальчика учиться лучше». Но родители не могли ничего сделать с сыном: не хотелось Андрею учиться.

Еле закончил Андрей школу. Начал работать в тракторной бригаде, но и работать не хочется. Особенно лень Андрею рано вставать. А на работу ведь рано, очень рано надо вставать и до восхода солнца быть в поле.

Идет Андрей утром на поле и проклинает жизнь: «Зачем я живу, зачем мучаюсь так тяжко?»

И кажется весь мир Андрею хмурым и безрадостным.

Несчастный человек Андрей — он не любит труд. Ведь все, что в мире красивое и могучее, создано трудом. Труд — самая большая красота».

 

А.Ю.: «Более полувека назад написаны эти строки, а такое ощущение, что про нас, про современных людей, которые частенько идут на работу и удивляются: зачем же я вообще туда иду, и скорее бы закончилась эта работа. Как выразился один из моих знакомых, у которого спросили в 9 часов утра: «А кого ты ждёшь здесь, в коридоре своего офиса». – «А я жду не кого, а шесть часов вечера», - то есть вот так человек трудится».

 

Р.А.: «Да, к сожалению, наша молодёжь практически не приучена к тому труду, который бы сделал осмысленной её собственную жизнь. К труду, что приносил бы радость и её родителям, и всему нашему окружающему миру. В народе справедливо говорят, что без труда человек становится «пустым местом».

 

А.Ю.: «Раиса Алексеевна, но ведь труд можно понимать по-разному. Можно работать уборщицей и с радостью мыть стёкла в домах. Можно пахать землю в поле и тоже делать это с радостью, с удовольствием, а можно ненавидеть всю эту работу. Можно сидеть в чистеньком, приличном офисе, печатать на компьютере, перебирать бумажки и тоже ненавидеть эту работу».

 

Р.А.: «Совершенно верно. Наверное, самое важное здесь именно отношение к труду, а также качество выполнения того, что человек делает. Василий Александрович говорил, что труд – это взаимодействие сердца, мысли, убеждений, чувств, переживаний, интересов и влечений человека. Человек должен уметь хорошо делать любую работу – физическую ли, умственную ли. Главным же трудом для школьника, по его убеждению, должна быть мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний и формирование на их основе собственных взглядов и убеждений. Человек должен быть тружеником в сфере мысли, - говорил Сухомлинский, - а потому необходимо, чтобы школа стала царством деятельной мысли, то есть, чтобы там царствовал напряжённый, радостный умственный труд мысли».

 

А.Ю.: «Раиса Алексеевна, это всё понятно. Но вот если ребёнок не хочет заниматься бессмысленной, на его взгляд, деятельностью, - тереть, например, панели в школе только потому, что завтра придёт комиссия и они должны быть чистыми?».

 

Р.А.: «Давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Вот, скажем, мы утром встаём, и что начинаем делать? Мы идём умываемся, да? Мы приводим себя в порядок. Мы в доме своём стараемся поддерживать чистоту. И всё это воспринимаем (по крайней мере, должны так воспринимать) нормально, как само собой разумеющееся. Но ведь и школа, по сути, это то место, которое является домом для ребёнка на какое-то определённое время. И если бы педагоги делали всё для того, чтобы школа, действительно, стала для детей родным домом, то тогда, конечно, я думаю, учитель бы не заставлял делать то, что ради галочки нужно сделать, а ребёнок это делал бы с удовольствием. Ведь человеку гораздо приятнее и естественнее находиться в чистом, светлом помещении. Приучать детей относиться к труду по поддержанию чистоты своего тела, своей жилой комнаты, классной комнаты, школьных помещений, как первой обязанности и естественной необходимости, и есть одна из первых задач и родителей, и воспитателей детских садов, и школьных педагогов. Это должно стать хорошей привычкой, которая поможет ребёнку и в дальнейшей жизни быть аккуратным и чистоплотным. Но это приучение не должно быть принудительным, «из-под палки». Подневольный, ненавистный труд очень пагубен. Он пагубен в том плане, что отбивает всякое желание трудиться.

И я думаю, что корень такого негативного отношения к труду, которое есть в наших детях, кроется во всех нас: и в родителях, и в учителях. Как мы сами относимся к нашей школе, вообще к жизни; как мы сами относимся к труду. Если учитель идёт на работу как на каторгу или чтобы только заработать деньги, то всё это разве не сказывается на том, как ребёнок будет относиться к труду? Но, думаю, не только одна школа в этом виновата. Часто дети и у себя дома практически не получают правильного отношения к своим обязанностям по самообслуживанию или посильной помощи матери, отцу в выполнении домашней работы.

В своё время великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал большую статью: «Труд в его психическом и воспитательном значении». В ней он показал, что человек, который не трудится или бросает трудиться, когда становится богатым, из человека превращается просто в человеческое подобие, теряет своё человеческое достоинство».

 

А.Ю.: «Об этом я тоже хотела сказать. Когда родители полностью освобождают своего ребёнка от физического труда, он почему-то автоматически освобождается и от умственного, то есть он сам себя освобождает. Он не знает, что такое прочитать книгу, поразмышлять над ней. Зато он знает, как выбить из родителей деньги, чтобы прогуляться на какую-нибудь ночную дискотеку».

Р.А.: «К сожалению, такова наша сегодняшняя действительность. Но, видимо, это проблема не только настоящего времени. Не случайно Константин Дмитриевич убеждал, чтобы школа приучала ребёнка трудиться. «Без личного труда человек не может идти вперёд, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь… Само воспитание, - говорил Ушинский, - если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». Он говорил о том, что наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться. Одно из педагогических правил, по его мнению, должно состоять в том, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность труда врождена человеку, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности. Особенно вредным для воспитанника Константин Дмитриевич считал праздное препровождение времени, когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность.

Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач. Именно привычка трудиться позволит человеку перенести многие трудности и тягости, которые будут встречаться у него в жизни: когда он должен будет делать и не только ту работу, которая ему нравится, но и которую просто необходимо сделать».

 

А.Ю.: «Раиса Алексеевна, а не преувеличиваем ли мы с вами, вместе с Сухомлинским и Ушинским, значение воспитания вот такой привычки к труду? Я вспоминаю детскую сказку о Чипполино. Там старенький папа Чипполо говорил своему мальчику: «Чипполино, ничего, сынок, жизнь научит». И мне, кажется, жизнь-то как раз научит всему, что необходимо в этой жизни. В том числе и привычка к труду появится даже у самого большого бездельника, если он поймёт, что всё-таки не бывает денежных деревьев, как у Буратино, и хлеб с неба не падает, его зарабатывать надо».

Р.А.: «Да, жизнь самый лучший наш учитель, совершенно верно. Конечно, в любом случае, наверное, их жизнь заставит работать, но как они будут работать? Во-первых, той радости от труда, который тебя вдохновляет, можно сказать, даже окрыляет, у такого работника, который просто вынужден выполнять любую работу, - никогда не появится. Я в этом абсолютно уверена. Во-вторых, он может заработать себе и массу болячек к тому же, потому что этот подневольный труд, который человек делает с недовольством, раздражением и даже ненавистью, буквально разрушает его здоровье. Но такой труд вреден не только для самого человека, но и для мира, поскольку из-под его рук выходит продукт, который несёт негативную информацию. На всё, к чему прикасаются наши руки и наш взгдяд: вяжем ли мы, стряпаем ли, что-то рисуем, - на всё накладываются наши эманации».

 

А.Ю.: «Отпечаток вечности».

 

Р.А.: «Да, которые несут в мир либо добро, либо зло. И с каким настроением прикасается к чему-то человек, то он и накладывает на любую вещь. Что выходит из-под рук человека, который ненавидит то, что делает?»

 

А.Ю.: «А что же делать, если всё-таки есть такая работа, которая, например, приносит деньги, но не приносит радости. Ведь очень много сейчас людей оказались именно на такой работе. Посмотрите на наши рынки, что там происходит. Я, как журналистка, кого там только не встречала: там и балерины стоят, там и учителя, там и юристы, и экономисты, и бухгалтеры. Огромное количество людей, причём это, как правило, женщины и мужчины далеко уже за средний возраст перешагнувшие. Эти люди просто-напросто, по-моему, где-то как-то даже деградируют. Кто-то, конечно, относится к своему труду не просто как к способу получения заработка, а может быть, как к общению какому-то новому, - у него другая совершенно позиция. А кто-то конкретно ненавидит то, чем он сейчас занимается, и считает, что его этот труд унижает. Я хочу привести пример. У меня есть знакомый учитель, который когда-то преподавал физику в школе. Сейчас он торгует на рынке, и когда его спрашивают: «Ну, как ты к этому относишься?», - он отвечает: «А работа-то та же самая, там я объяснял непонятливым ученикам, что такое физические элементы, а здесь я объясняю непонятливым покупателям, в чём состоит прелесть той или иной вещи. Практически я работу не поменял, я всё также учу людей». Этот человек относится к своей работе вот так, ему не стыдно этим заниматься, ему это нравится. И замечательно! Он зарабатывает и всем доволен. Рядом стоит балерина, которая когда-то танцевала, вот она сейчас ушла на пенсию. Конечно, она ненавидит то, чем она сейчас занимается, она говорит: «Да разве бы я сейчас этим занималась, если бы у нас государство обеспечивало нас - работников культуры и искусства - такими пенсиями, чтобы мы могли достойно существовать? Я бы давным-давно уже сидела в Баден-Бадене и старичков каких-нибудь клеила». Это её подлинные слова. Вот такое разное отношение к одному и тому же труду у разных людей».

 

Р.А.: «Наверное, Алла Юрьевна, здесь можно несколько сторон выделить того, о чём вы рассказываете. Я думаю, причина такого вынужденного выбора нелюбимой работы, с одной стороны, - узкая специализация. Она всегда чревата. Когда человек умеет делать только одну какую-то работу, то при её потере либо из-за состояния здоровья, либо отсутствия как таковой вообще в том месте, где он оказался, он оказывается в очень сложной ситуации. Допустим, теряет голос певец, военные уходят на пенсию в достаточно молодом возрасте, - они тоже не могут найти приложение своих сил. Поэтому сейчас в образовании особенное внимание обращается на то, чтобы человек получал не какую-то узкую профессию, специальность, а владел бы ещё и дополнительными.

Другая причина мне видится в том, что человек изначально занимался не своим делом, не по призванию. Скажем, те же учителя, которые, как и многие другие, оказались на том же рынке, допустим, продавцами. Я думаю, что здесь причина не только в необходимости получения денег, кто-то ведь и в школе остался. Может быть, это связано с тем, что та же низкая зарплата, особенно в наиболее критические такие ситуации, помогает выявить - на своём ли месте был человек? Ведь тот, кто любил школу, тот, кто любил детей и любит их, он из школы не ушёл, и он никогда не уйдёт из школы. Видимо, в самом начале, когда выпускники школ выбирают то, чем они будем заниматься, - наверное, здесь родителям и самим детям нужно очень хорошо подумать: «Какой я работе готов посвятить всю свою жизнь? Какой специальности? Куда вложу силы своей души?»

 

А.Ю.: «Сейчас это очень актуально, потому что выпускники как раз ищут достойное продолжение своей профессиональной деятельности, карьеры. И выпускники вузов, и выпускники школ выбирают себе профессию и очень многие сейчас идут туда, куда их отправляют родители. Говорят: «Это выгодно, это престижно, это, в конце концов, принесёт тебе высокий статус и высокую зарплату», - а к чему лежит душа ребёнка, вообще-то, родители не все интересуются. И это очень печально».

 

Р.А.: «Да, большое несчастье может постичь того человека, который получил профессию, которую не любит. В нашем педагогическом вузе, я как-то уже рассказывала об этом, - многие учатся не по своему желанию, не по желанию стать педагогом, а потому, что кого-то родители заставили; кто-то идёт сюда, потому что полегче поступить, чем в какой-то другой вуз; кто-то потому, что ещё не знает куда себя деть, - вот будет диплом, а там видно будет».

 

А.Ю.: «А я опрашивала выпускников, как раз педагогического вуза, и студентов, которые совсем недавно туда поступили. Я спрашивала их о том, останутся ли они в школе работать, ведь поступили в педагогический вуз. Процентов восемьдесят честно мне говорили: «Нет». Почему? Потому что нет уважения к профессии учителя, нет высокой зарплаты. Потому что педагогический труд – это настолько тяжёлый труд, что никакие деньги его окупить не могут. Поэтому они получили диплом и устроились куда-нибудь в контору сидеть».

 

Р.А.: «Да, труд педагога – это труд, как когда-то говорил Платон, – самый главный под Солнцем, труд первостепенной, государственной значимости. Это, конечно, и величайшая ответственность, которая возлагается на учителя. Недаром ещё Иисус говорил: «Не многие будьте учителями», - потому что истинные учителя – это люди, которые не думают о деньгах. Они работают ради самого труда, ради людей, к которым они пришли. И конечно, прежде чем пойти в педагогический вуз, как и в любой другой, нужно семь раз отмерить, а один раз отрезать.

Я хочу посоветовать и родителям, и тем, кто стоит перед выбором своей будущей профессии, - подумать над тем, насколько соответствует будущая профессия, будущая работа вашим внутренним потребностям и желаниям; тому, чем бы вы хотели заниматься. Почти все родители хотят видеть своих детей очень умными, обязательно с высшим образованием. Но у этого ребёнка, может быть, золотые руки, - и мы потеряем, по сути, золотых рук мастера. Каждый должен заниматься своим делом. Вот как каждый орган нашего организма выполняет свою работу, так и каждый из нас приспособлен от природы к какому-то своему труду, - имеет как бы своё особое призвание, миссию».

 

А.Ю.: «Предназначение».

 

Р.А.: «Предназначение, - и так можно сказать. Что значит призвание? Это значит, что человек не только внутренне хотел бы заниматься каким-то конкретным делом, но у него есть к этому способности. А способность – это, по сути, те задатки, которые мы очень быстро можем развить, приложив желание и усилия. Без учёта этого человек обречён всю жизнь заставлять себя делать что-то, потому что родители, скажем, заставили когда-то закончить какой-то вуз или сам какую-нибудь профессию посчитал более выгодной. Но когда нет внутреннего согласия с самим собой, человек находится в постоянном разладе, как бы расколе своей души. И здесь не столько даже страшны физические болезни, сколько душевные страдания, которые могут привести к очень трагичным последствиям. И мне бы очень хотелось, чтобы родители не боялись, что ребёнок, выбирая какую-то определённую профессию, выберет, может быть, ту, которую вы видите не совсем для него выгодной в материальном плане. Она будет гораздо выгодней для него, поверьте, и в его духовном, и физическом здоровье. Ну а здоровый человек сможет, в крайнем случае, если будет такая необходимость, подработать, чтобы заработать какие-то деньги.

Завершая наш сегодняшний разговор, который мы продолжим в ближайшей нашей встрече, я бы хотела прочитать вам отдельные мысли о труде, которые я нашла в книгах Зиновьи Васильевны Душковой. Мне они часто помогают настраивать арфу своей души. Иногда я их привожу в беседах со своими студентами и хотела бы поделиться ими и с вами, дорогие радиослушатели:

 

«Трудитесь, и всё приложится.

 

…чем великолепнее строение желаете получить, тем больший труд необходимо приложить.

 

Труд является непрестанною молитвой души человеческой… Труд умножает наши жизненные токи, совершенствуя всю структуру человеческую.

 

Не позавидуйте другому, зависть способна притянуть низшие токи, ибо созвучна им. А лучше рассмотрите те возможности, что привели того или иного человека на высоту, занимаемую им. Талант ли, трудолюбие ли, усердие иль терпеливая усидчивость высекли в нём то качество, что приглянулось вам? Можно позаимствовать и терпения, и усидчивости, и усердия, чтобы добиться того же, коль есть к тому стремление преображения. Ничто не даётся легко, ко всему должен быть приложен гигантский кропотливый труд. Лишь он даёт право развернуться в цвете, привлекая Красотой бутона завистливые взоры. Но корни цветка не видны: глубоко погружённые в свой ежедневный беспрестанный труд, они не могут оставить работу, чтоб успокоиться результатом проделанной работы или завистливо смотреть на чужие более пышные бутоны. Трудитесь, и приложится вам сполна. Позавидуйте лучше усердию и трудолюбию погружённых в грязь корней, никогда не имеющих возможности лицезреть результат собственного труда. Погрузитесь в работу, питая цветок души, и пусть он расцветёт не на зависть, но на радость окружающим, чтоб вдохновить других ярчайшим собственным примером. Не зависть, но — Радость.

 

Чтоб отыскать своё место в жизни, необходимо знать, чего вы хотите сами. Несложно занять место чужое, лишая собрата надежды занять его, и видеть других на кресле своём, ненавистном им. Труд должен быть любим и почитаем каждым сердцем. Можно ли заставить человека, не имеющего ни музыкального слуха, ни мало-мальского знания законов построения звука, заставить писать уникальные произведения; и плотника, выстругавшего палочку дирижёрскую, поставить управлять целым оркестром?!

Знать надо, чего вы хотите, и мало того знать, необходимо и уметь, а для этого труд огромный приложен должен быть; а иначе и места своего занятого не достойны будете. Сурово и непреклонно идите не только к знанию, но и умению, чтоб слить их в единое целое, что и выльется в венец мастерства непревзойдённого, и пусть каждый будет на своём месте: пианист великий — на сцене у рояля, а вы — в зрительном зале. А если же овладеете искусством управления палочкой дирижёрской, значит все взоры сфокусируете на себе в ожидании знака, позволяющего взорвать тишину феерией звуков волшебных. Умейте найти себя и воздержаться в метаниях средь кресел чужих. Зная номер места своего, вы и занимаете его, входя в зал концертный. И, билета не имея, не сможете занять место в самолёте улетающем, если только жизнь не отвела вам место в кресле пилота. Но подменить его вам не дано в полёте, ибо права не имеете. Жизнь пассажиров будет вверена в руки только того, кто сумеет сберечь доверенное, благодаря мастерству достигнутому. И, если хотите пилотировать корабль космический, учитесь, прилагая знание в управлении верном; но прежде направьте корпус духа своего к цели верной, отыскав истинное место ваше в жизни сей.

 

О труде особо сказать хотелось бы, ибо он основою всего является. Без него немыслимо никакое движение вперёд. Он — двигатель прогресса. Он — маг, алхимик и чародей. Он — водитель ваш высокий, способный вывести на высочайшую ступень Лестницы Эволюции. Трудом себя трансформируем и всё вокруг преображаем деяниями рук своих. Труд это та единственная возможность, которая способна из человека — Творца сотворить.

От малого до великого, все трудом поглощены. Взгляните на природу — она трудится! Каждая травинка непосильную ношу несёт, перерабатывая все отбросы, что всей тяжестью наваливаются на неё и, будучи покрытая слоем густой пыли непроницаемой, всё же находит в себе силы труд вершить, вырабатывая токи полезные. И без этих тружеников давно бы погиб сей мир, коль Царство Растительное прекратило бы работу свою нескончаемую.

Растительность земная явила сплочённость великую, и как же не увидеть здесь общину единую, слитую идеей одной и склонённую в труде, в высшей степени согласованном! Вот и пример вам явлен. А посмотрите на муравьёв, что втрое более себя вес перемещают, от рассвета до заката в труде беспрерывном пребывая. И разве можно обойти вниманием пчёл, что трудятся в бескрайних сферах медоносных. Великая кооперация царит во всей природе, только увидеть это надобно глазами человеческими и воспринять пример сей великий, когда каждый дело вершит, самою Природою Божественною ему предназначенное.

Труд — это не только гайки крутить и сваи во чрево земли заколачивать. Труд — это песнь души, труд — это молитва, труд — это восторг сердечный! Труд, в первую очередь, Радость приносить должен, и если её нет, то поколение рабов скорее вырастим, чем творцов свободных. Уделите час труду и знайте, что есть минута отдыха. И если мышцы ваши устали, дайте им обрести покой и напрягите мозг, в бездействии остававшийся. Правильно чередуя занятия и перераспределяя нагрузку по всему организму, вы никогда устали знать не будете и труд не превратится в нечто отвратительно-тягостное, но Песнею единою, несущею усладу сердечную, будет он для вас.

Знайте, во имя какой цели трудитесь, и токи Радости высекайте в напряжении каждого дня.

 

Посмотрите, как прекрасен труд, где в основу основ великий полёт творчества заложен. Рождение шедевров происходит, когда все тела существа единого, соединились в устремлении одном: плод Красоты явить. Творение рук человеческих во многом долговечнее окажется того мастера, что на свет их породил. Великая кооперация, явленная меж телом плотным, тонким и Огненным, даст результаты чудеснейшие. И токи незримые, что наслаиваться будут на детище порождаемое, воистину дар бессмертия преподнесут, увековечив шедевр сотворённый.

 

В общине одной может жить и художник, и музыкант, и пахарь, и плотник, и учёный. Каждый должен быть занят тем трудом, что под силу ему. Как нельзя кузнеца заставить на скрипке играть, если тягу к тому не имеет, так и скрипача не следует неволить, понуждая навоз по полям развозить. Во всём та же соизмеримость должна соблюдаться, без которой построение общинножития просто не мыслимо.

Труд должен строиться на добровольных началах, и каждый пусть сам избирает тот вид деятельности, что по сердцу придётся. Но ни в коем случае не следует отводить кому-то роль чернорабочего, себя почитая выше собрата своего. О каком братстве средь общинников говорить можно, если мысль о равенстве чужда им? Нет господ и нет слуг! Каждый должен позаботиться о чистоте дома собственного, не заглядывая в чужой. И пусть в кузнице молот стучит, и звуки скрипки слух услаждают тех, кто, после труда завершённого, сложит мозолистые руки и смежит веки, духом прозревая царство грёз, куда уводит музыкант мелодией чарующей. И учёный пусть найдёт решение лучшее, открыв формулу Любви и применив её в жизни, дабы получить реакцию лучшую. Не с сухими бесчувственными роботами под одной крышей жить, но с теми, кто сердцем горяч, душою открыт и духом устремлён на поиск тех светлых форм построения, что, в конечном итоге, к порогу Братства приведут, где каждый Брат Может заменить другого на поприще любом.

 

Чей труд важнее: садовника или врача, или учителя школьного? Трудно кому-то из них пальму первенства отдать, когда каждый важен на месте своём. Узкая специализация и незаменимость предполагает, но следует взглянуть на вещи шире и, не ограничиваясь рамками отведёнными, осваивать профессии разнообразные и не думать, что это невозможно. Разве врач не успешно трудится на участке садовом, и разве учитель не может стать целителем душ подопечных своих, а садовник разве не врачует растения больные?! Вы просто не знаете возможностей своих, а они, Скажу Я вам, — безграничны!

 

Дети малые на цветник похожи, что в саду произрастает. И случайно ли такое название люди дали, как "детский сад", если в себе оно суть истинную выражает. Малые бутоны душ распустились, и воспитатель, будто садовник опытный, должен всячески способствовать росту ростков добрых, искореняя при этом побеги уродливые. Ответственность огромна за каждый цветок, в саду прорастающий. Вот она пред вами — община малая, где испытывается первая способность на труд совместный. Да, игра — это тоже труд, ибо напряжения неимоверного всех центров дремлющих предполагает. Задачи не из легких решаются воспитанниками, и зёрна решений будущих уже в младенческом возрасте закладываются. Дети открыты и откровенны, в свете истинном проявляются, давая узреть все внутренние качества свои как на ладони. Они ещё не способны прятать глубинные переживания, как это делают взрослые. И нам даже легче судить о человеке будущем, когда видим чадо малое. Так и по цветку, раскрывшемуся во всей красоте, можно судить о том семени, что даст оно.

Растите сад прекрасный, зная, что от качества труда вложенного плод вкушать будете конечный.

 

Мирный труд в основу всякого творчества основой полагается, как и обратное. Каждый творцом может почувствовать себя в сфере приложения труда любого.

Вот вы мастерите нечто, рукоделием себя заняв, из-под рук выпуская творение созданное. Вы даровали жизнь! И будь то картина, книга, статуэтка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. И как знать плотнику, колыбельку смастерившему, чья душа, в мир сошедшая, будет убаюкиваться в ней и как влиять будут токи, вложенные руками его в изделие. Основы психической энергии постигшим нет нужды объяснять важность мирного гармоничного настроя внутреннего, когда плод, мыслью выпестованный, в форму плотную выливается. Нельзя недооценивать роль вещей, что окружают в жизни повседневной. Они часто занимают позицию или дружескую, или вражескую, в зависимости от добрых или злобных рук, прикасавшихся к ним, и от той мысли изначальной, что продиктовала рождение той или иной вещи. И скажите, какую мыслеформу добрую можно было заложить в основу производства пуль, боевых ракет и других форм, несущих смерть, когда лишь одна мысль разрушения и убийства руководила тем, кто множил семя смертоносное.

Не бросит плуг пахарь, и не отложит серп жнец, предпочитая оставить труд мирный и встать за конвейер, производящий мины, когда душа его мирным трудом созидательным поглощена.

Можно трудиться в поте лица, сизифов труд совершая, а можно влачить тяжкие рабские кандалы, прикованным к станку, во имя смерти рук не покладая. Но как знать слепому, что он в руках держит, и как постичь глухому ядовитое шипение конвейера скользящего, когда он не услышит ни стонов матерей, склонённых над трупами детей, ни пуль, свистящих в поисках жертв новых.

И грохот орудий, стирающих города с лица земли, ещё более глухим его сделает, слепоту духовную проявив. Вот и задумайтесь, кому служите вы, творцами быть призванные. И знайте, что вещь, в раздражении порождённая, флюидами ядовитыми не хуже пули послужит, убивая не одно существо малое, не имеющее сил достаточных к сопротивлению. Мир и покой проявите в основе, творений и сейте зёрна жизни, способные воскрешать дух поникший. Вы — творцы! Явите творчество как подношение дара спасительного миру, трудом мирным устой его укрепляя.

 

Приложением труда достигается всякий результат. Всё вокруг трудится. Волны катят воды, ветры гонят облака, земля пестует семя, и огонь светил лучами тёплыми мир наполняет. И это лишь малая толика труда, что производится силами Природы, и за гранью видимого вершатся деяния невидимые, взору недоступные.

Вселенная в труде пребывает, движение ритма поступательного всему сущему задавая. И утратить его, значит утерять связь с единым целым, выпадая из Круга, что потоком движения спирального на новый виток уйдёт. И даже если ты в лодке плывёшь, то силы приложить необходимо, чтоб в ней удержаться средь волн бушующих. А чтоб до берега добраться, так и потрудиться надобно.

Оглянитесь вокруг: сотни и тысячи тружеников предстанут взору, от муравья до звезды. И каждым из них путь огромный пройден и ещё пройти предстоит, достигая венца развития собственного приложением труда нескончаемого.

 

Во всём мера нужна, ибо чрезмерное применение чего бы то ни было, в конечном итоге, отрицательно скажется на вас. Не к тому Говорю, чтоб взамен двух. Меру во всём знайте: и в труде тяжком, и в отдыхе, и в учения час, и в сне ночном. И сами для себя определите, какой режим будет для вас наиболее удобным, дабы прежде времени не износить аппарат, вверенный духу вашему. Не батраками нанимались, по воле хозяина готовыми душу положить в труде каторжном, безрадостным видящимся во все дни. Но и дисциплину, установленную по воле всех общинников, с радостью соблюсти необходимо. И, меру во всём зная, всё ж любите безмерно труд ваш, во благо всей общины творимый».

 

А.Ю.: «Спасибо! Я напомню, что мысли из книг Зиновьи Васильевны Душковой процитировала сейчас Раиса Алексеевна Парошина, моя сегодняшняя собеседница, педагог и постоянная участница наших передач. Тему труда мы продолжим в следующей нашей программе».


Hosted by uCoz