ВОСПИТАНИЕ

 

Урок музыки: «Гамма 24»

(Степанов Валерий Николаевич. 22 .02.03 г. Областная библиотека, г. Кемерово)

Цель: обратить внимание слушателей на развитие тонкости восприятия на примерах музыки и роль музыки в развитии духовности.

 

Музыкальные произведения, используемые на занятии в качестве звуковых примеров:

1. Гамма 24 (gamma24-01.mp3)

2. Пример индийской музыки. Рави Шанкар, классика Индии (gamma24-02.mp3)

3. Построение большого мажорного (андрогинного) септаккорда (gamma24-03.mp3)

4. Этюда №3 Ф.Шопена - исполнение компьютером (gamma24-04mono.mp3)

5. Этюда №3 Ф.Шопена - исполнение Иштваном Шекели (gamma24-05mono.mp3)

6. Ф.Лист. «Грезы любви». Исполнение – Ван Клиберн (gamma24-06mono.mp3)

7. Ф.Лист. «Грезы любви». Исполнение - Дэниэл Баренбойм (gamma24-07mono.mp3)

8. Р.Щедрин. Вступление к опере «Мертвые души» (gamma24-08mono.mp3)

9. А.Шнитке. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Вступление (gamma24-09mono.mp3)

10. А.Дворжак. «Коли б моя матушка». Соло на скрипке – Патрис Фонтанароса (gamma24-10mono.mp3)

 

Материалы к проведению урока.

 

Учение Жизни о звуке и музыке:

Музыка – Божественное начало (Откровение, стр. 11).

 

Чистые мысли музыки помогают передаче тока. Молимся звуками и образами красоты (Зов, 16.02.22).

 

Звук и цвет являются одними из главных огненных проявлений (Мир Огненный I, 73).

 

Число, цвет, звук – три составные, что могут первыми дать толчок к выходу за грань непознанного (Сердце Огненное, 135).

 

Звук – есть ключ, вскрывающий Врата Мира Горнего, откуда щедрым потоком прольется Благодать Божия (Молитва Сердца, 50).

 

Музыка нужна для всех огненных посевов. Нужно избирать хорошую музыку, она собирает наши чувства. Но не следует рассеянно пропускать музыку мимо ушей (Мир Огненный I, 330).

Нужно при всех обстоятельствах применять малые меры. Атом мал, но содержит многие судьбы. (Мир Огненный I, 167).

 

Малые меры в музыке:

В качестве одной из малых мер в музыке рассмотрим минимальный интервал в различных музыкальных системах.

1. Пентатоника. Октава делится на 5 интервалов. Наименьший интервал – 1 тон. В этой системе часто сочиняют музыку дети. Пентатоника – основа народных мелодий древней Европы и России, она и сейчас распространена в Китае, Вьетнаме, Башкирии, Бурятии, Татарии, Чувашии, Ирландии, Монголии, у американских народностей. Приближение к пентатонике – это игра на черных клавишах фортепиано. Можно перебирать их в любом сочетании, последовательности и ритмах. Слух не отвергает при этом ничего.

2. Диатоника. Октава делится на 7 интервалов. Наименьший интервал – половина тона, кварта и квинта звучат чисто (натурально). На эту систему опирается музыкальный фольклор многих стран. Мелодию можно сыграть только в одной тональности.

3. Равномерно-темперированный строй. В октаве 12 интервалов. Наименьший – деформированная половина тона. Деформация – изменение частот в интервале – возникает вследствие стремления обеспечить возможность играть мелодию, начиная с любой из 12 нот, т. е. в любой тональности. Решение этой задачи достигается за счет равномерного распределения 12 ступеней гаммы в пределах октавы. Квинта и кварта звучат не чисто. Интервалы в равномерно – темперированном строе сначала настраивают чисто, а затем слегка изменяют до заданной частоты биений. Биения возникают при одновременном звучании двух слегка различающихся по высоте звуков. Слух человека, в большинстве случаев, не определяет такое сочетание как искаженное, но узнает по различной окрашенности, в зависимости от величины рассогласования. Частота биений для каждого интервала гаммы приведена в специальных таблицах. Равномерно-темперированный строй фактически является расстроенным по отношению к натуральному звукоряду, но нашел применение благодаря тому, что его недостатки почти незаметны для слуха большинства людей на современном этапе развития общества.

4. Микроинтервалика (микрохроматика, микротоны). Величина используемых интервалов меньше, чем половина тона.

4.1. Простейшим примером является четвертитоновая система – гамма из 24-х равномерно распределенных в октаве звуков. Такую систему создавали А.Хаба, С.Слонимский, Р. Штайн, В. Меллендорф, И. Вышеградский, М.Матюшин. Существуют специальные обозначения для таких нот.

 

Прослушаем гамму 24

Пример 1. Гамма 24

Как техника композиции, - микрохроматика является принадлежностью музыки двадцатого века. Например, А.Г.Шнитке использовал четверть- и третьтоновые интервалы в концерте для скрипки и виолончели с оркестром.

Голос человека и ряд инструментов имеют возможность исполнения микроинтервалов (струнные с гладким грифом, такие, как скрипка, виолончель, контрабас, далее гавайская гитара, бесклапанная флейта, ситар и др.). В последнее время созданы инструменты, имеющие специальные приспособления для этой цели (электрогитары, синтезаторы).

Большие возможности имеют компьютерные методы создания музыки. Они позволяют четко фиксировать и применять очень малые интервалы, а также изменять высоту звука во времени по любому закону, задаваемому графически.

4.2. Особой системой, с интервалами менее половины тона является музыка Индии – рага. В санскрите слово «рага» означает – цвет, оттенок, эмоции, желание, атмосфера, страсть. Эта музыка всегда считалась лучшей формой для медитации и поклонения богам и связана с религиозной практикой и мистическим познанием. Импровизируя, при исполнении раги, музыкант достигает максимальной духовной концентрации. В такой системе 22 звука, интервалы между соседними нотами называются «шрути», что в переводе означает слышать, точнее то, что может быть услышано. Основой системы является натуральный диатонический лад, т. е. эта система не является равномерно темперированной. Шрути акустически не равноценны. В одной из таких систем октава делится следующим образом:

осн. нота

до

ре

ми

фа

соль

ля

си

до

шрути

0,1,2,3

4,5,6

7,8

9,10,11,12

13,14,15,16

17,18,19

20,21

22

Действительное положение тона в раге может быть достигнуто развитием тончайшего слухового опыта и практических навыков.

Пример 2. Рави Шанкар, Классика Индии, ситар.

Обратите внимание, приёмы извлечения звука, разработанные на Востоке, получили широкое распространение в современной массовой музыке (например в звучании солирующей электрогитары).

 

Примечание. Раздел 1 можно сократить или дать в полном объеме, в зависимости от уровня интересов слушателей. Для опирающихся на ум, лучше дать в полном объеме. Для тех, кому предпочтительны эмоции или высшие чувства лучше ограничиться нижеследующей таблицей, добавив, что системы взаимопроникают друг в друга.

 

Общая характеристика музыкальных систем

 

Музыкальная система

Количество ступеней в пределах октавы

Минимальный используемый интервал

Область преимущественного распространения

Пентатоника

5

1 тон

сочинения детей, древняя музыка, народная музыка

Диатоника

7

½ тона

музыкальный фольклор, народная музыка

Хроматика равномерно темперированная

12

½ тона

измененная

профессиональная музыка, начиная с ХVIII века, и массовая музыка в наше время

микроинтервалика, микрохроматика, микротоны

более 22

менее ½ тона

профессиональная музыка ХХ века, а, с древних времен, - культовая музыка Востока

 

Итак, в части применяемых интервалов, имеется явная тенденция к использованию расширенного музыкального алфавита по мере развития человеческого общества.

4.3. Отметим следующую особенность: для современного музыкального слуха большей части людей игра с использованием четвертитоновых интервалов – это игра на расстроенных инструментах, а, следовательно, существует проблема «поиска красоты» при переходе к микроинтервальной системе. По своей сути эта проблема связана с уровнем развития слушателей и в каждый конкретный период сводится к поиску тех новых сочетаний, которые не вызывают у большинства слушателей отторжения, неприязни, и в то же время продвигают осознание обществом красоты на новый рубеж.

Мы можем найти пример поиска красоты по аналогии в пределах 12 ступенной равномерно-темперированной гаммы. Минимальный интервал этой системы – малая секунда, звучит неприятно. Например, ноты «до» и «си», звучащие одновременно. Однако можно найти такое сочетание, когда их звучание в составе аккорда оказывается интересным.

Предварительно немного информации об аккордах. Их строят по терциям. Терций две - большая и малая. К звучанию большой применяют термины совершенное, светлое, твердое, мажорное, мужское. Малую характеризуют словами несовершенная, мягкая, темная, минорная, женская. Аккорды из трех звуков строятся сочетанием терций, их всего четыре: бм, мб, мм, бб. Здесь буква «б» обозначает большую терцию, а «м» – малую.

Как и в жизни, сочетания однородных терций (мм и бб) являются неустойчивыми, неосновательными и, в звуковом отношении, остро требуют перехода (разрешения) в более устойчивые формы, которыми как раз и являются аккорды из разнородных терций – мажорный и минорный.

При сочетании четырех звуков (к трезвучиям добавляется по терции) получаются септаккорды. Остановимся на одном из них – большом мажорном септаккорде, состоящем из нот «до» – «ми» – «соль» – «си». Именно здесь мы опять встречаем сочетание нот «до» и «си», но теперь это сочетание сразу не отвергается слухом, хотя к нему и надо привыкнуть. В примере 3 последовательно звучат:

нота «до»;

расположенные рядом ноты «до» и «си»;

октава из двух нот «до»;

большая септима «до» – «си»;

то же, с добавлением ноты «ми»;

при добавлении ноты «соль», получен большой мажорный (андрогинный) септаккорд;

аккорд, трезвучие «до» мажор;

аккорд, трезвучие «ми» минор;

большой мажорный (андрогинный) септаккорд;

аккорд «до» мажор

опять большой мажорный (андрогинный) септаккорд.

Пример 3.

Большой мажорный септаккорд состоит одновременно из мажорного трезвучия «до» –«ми» – «соль» и минорного «ми» – «соль» – «си» (мужского и женского). Мажорное и минорное трезвучия также состоят из большой (мужской) и малой (женской) терций, и в этом проявляется один из ведущих принципов творения: устойчивым, плодотворным, красивым, гармоничным сочетанием элементов является равноправное объединение Начал в одной форме.

4.4. От гаммы 24 к гамме беспредельности.

При использовании микротонов в музыке проблема поиска красоты становится особенно значимой в сравнении с 12 ступенной хроматической системой. Вот, что пишет виднейший суффийский мастер игры на вине и певец Индии начала ХХ века Хазрат Инайят Хан (1882-1927г.г.) в книге «Мистицизм звука» (изд-во «Сфера», 1997 г, стр. 133): «На этом инструменте (вина) можно извлекать не только диезные и бемольные ноты, но даже и микротоны, и таким образом музыка становится богаче. Но в совершенстве овладеть наукой микротонов столь сложно, что это занимает всю жизнь. Музыканты Индии посвящают двенадцать часов в день или более практике различных ритмов и импровизируя с ними… Хотя их музыка почти неизвестна. Вместо того чтобы исполнять ее перед тысячами людей, только один, два или три человека того же качества и природы собираются вместе, чтобы сполна насладиться этой музыкой. Если присутствует посторонний элемент, то музыкант не чувствует себя вдохновленным. И в конце дня они создают такой психологический эффект, что это уже не музыка, а магия; магия, которая может потрясти и проникнуть в самое сердце человека. Это мечта, медитация, это рай. Слушая ее, человек чувствует себя в другом мире».

Хорошие музыканты, особенно скрипачи и виолончелисты, знают, что одна и та же нота должна иметь разную частоту в зависимости от того, в какой тональности она применена, в какой мелодии и в каком гармоническом окружении эта нота звучит. Отклонения от номинальной (для общеприменяемой хроматической гаммы) частоты невелики, но именно они дают изменение окраски звучания. Высшее искусство и состоит в том, чтобы в огромном разнообразии микроинтервалов выбрать для каждой ноты мелодии сочетания наиболее красивые, интересные. С такой задачей ум справиться не может, для него она слишком сложна, это уже работа духа. Здесь свое чувство меры, здесь надо иметь в душе свои развитые критерии красоты.

Кроме микроинтервалов музыканты используют и другие приемы извлечения звука. Вариации громкости, тембра, темпа, задержки и ускорения, вибрации, акценты и другие методы, - все вместе они придают игре каждого исполнителя свой характер, узнаваемость. Выдающиеся музыканты способны передать любые настроения, любое состояние души. Их игра с первой фразы вызывает реакцию у людей, воздействует на самые глубинные структуры ауры, и аура слушателей напрягается, развивается, обогащается, зажигается, становится более чуткой, растет и в итоге укрепляется.

Интересен тот факт, что при игре посредственного музыканта, в том случае, когда музыка слышится издали и подробности исполнения плохо различимы, внутреннее восприятие звука развитым слушателем дополняется собственным творчеством и результат оказывается прекрасным.

Сравним исполнение одного и того же произведения компьютером и музыкантом, а также то, как разные музыканты играют одно и то же произведение.

Пример 4. Сравнение исполнения этюда №3 Ф. Шопена компьютером и Иштваном Шекели.

Пример 5. Исполнение одного и того же произведения разными музыкантами. Ф. Лист. Грезы любви. Первое исполнение – Ван Клиберн, повторное – Дэниэл Баренбойм.

А вот примеры современной серьезной музыки.

Пример 6. Р.Щедрин. Вступление к опере «Мертвые души».

А. Шнитке. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Вступление.

И, наконец, послушаем как звучит скрипка в руках настоящего мастера.

Пример 7. А.Дворжак. «Коли б моя матушка». Соло на скрипке – Патрис Фонтанароса.

Конечно, подробно осветить затронутые вопросы в одном занятии невозможно, но наша цель состоит в том, чтобы привлечь ваше внимание к вопросу использования музыки в дальнейшей работе по самосовершенствованию.

 

Предупреждение!

Прослушивание звуковых примеров этого занятия эквивалентно испытанию самого себя. Если Вы не почувствовали разницы, не расстраивайтесь. Возможно, что Вы обладаете тонкостью в других направлениях, а задачи этого воплощения не требуют от Вас тела с тонким строением слухового аппарата, которое передается генами, а не по духовной линии.

 

Мы не коснулись музыки сфер, но это тема отдельного занятия. Отметим только, что композиторы имеют к ней повышенную чувствительность и являются «переводчиками» с языка музыки сфер на язык звуков своей эпохи. При таком «переводе» результат определяется не только конкретными возможностями имеющихся в распоряжении музыкальных инструментов, но, главным образом, уровнем духовного развития композитора, качественными характеристиками его души, накопленными, внушенными и принятыми критериями красоты. Все творческие люди утверждают, что в моменты вдохновения к ним является их Муза, и тогда легко, сразу, без исправлений рождаются самые прекрасные произведения, а с ними и новые критерии Красоты.

Музыка, звук – являются одним из каналов, через которые Истинные Высокие Руководители направляют человечество в духовном развитии.


Hosted by uCoz