МАРШРУТЫ


Экспедиция в Любовь

Индия 2000

            В храме Лакшми

Поклон Тебе, Небесная Царица,
Сияющая в сумраке земном!
Святой Покров над нами серебрится
Неповторимым радужным шатром.
Всё наяву, иль это только снится?
Исполнены молитвенным огнём
Твоих друзей торжественные лица,
Единых в покровительстве Твоём.
Бессмертная Гармония Природы!
Поток Огня преображает Воды,
Творя живую, радостную новь.
И распахнутся мраморные своды,
И встрепенутся спящие народы,
Впитав Твою Великую Любовь!

             Тадж-Махал

Не воплощённому на Земле,
Чёрному Тадж Махалу
посвящается

Неколебимый волнами эфира,
Великий Храм таинственной страны
Цветами Изначальной Глубины
Горит в лучах закатного порфира.
Величием Сияющего Мира
Незыблемые образы полны –
Ажурный мост у радужной стены,
Чуть тронутый прохладою Зефира…
Подходят сроки Высших Посвящений,
Всё ближе знаки Огненных явлений
Из зазеркалья призрачной реки.
И символом Святого Единения
Белеет неземное Отражение –
Творение Божественной Руки.

Этими стихами, написанными Виктором Тузлуковым в Индии и посвящёнными двум прекрасным храмам, созданным во имя Любви и являющимися для меня олицетворением Индии, я бы и хотела начать свой рассказ .

В январе – феврале 2000 года группе кемеровчан – Евгению Пальчикову, Борису и Елене Алёшиным и мне посчастливилось путешествовать по Индии в кругу наших друзей из Новосибирска, Москвы, Владивостока, Киева. Конечно, это было не просто путешествие. Перед многими стояли творческие задачи. Одной из них была съёмка фильма, который бы не только запечатлел в себе красоты этой древней страны, но и смог бы вобрать в себя и передать зрителю те высокие вибрации, ту священную чистоту энергий, которыми пронизаны окрестности Гималаев – земные отражения Обителей  Великих Учителей. Поэтому путь наш в основном проходил по северным районам Индии, поэтому из двенадцати участников экспедиции – трое были вооружены видеокамерами. Это директор видеостудии «РАДУГА» в Новосибирске Вячеслав Изразцов, оператор общественного телевидения  во Владивостоке Владимир Асмирко и оператор-любитель видеостудии «ЗВЕНИГОРОД» в Кемерово, Евгений Пальчиков.

Духовным руководителем и организатором экспедиции была Зиновья Васильевна Душкова.  «Учение Сердца» и другие  прекрасные книги, принятые ею из Высокого Источника и переданные людям, стали для многих из нас руководством в жизни, источником  вдохновения. Спокойно и радостно путешествовать рядом с таким мудрым человеком, обладающим поистине огромными знаниями и безмерным  чувством любви. Ни один наш вопрос никогда не оставался без ответа. Её рассказы о священных местах, исторических памятниках Индии всегда расцвечивали древние построения живыми тонами жизни. Мы будто  погружались в иной временной срез, где древние памятники оживали во всём своём великолепии. Прекрасные строения храмов, фортов, обсерваторий Индии поражают своей красотой, гармоничностью, продуманностью каждой детали. Какой гениальный архитектор смог воплотить здесь свои божественные идеи? Глядя на обступающие эти оазисы красоты, нищенские жилые кварталы индийцев, понимаешь огромную жертву величайших духов, приходящих в воплощение в эту страну, чтобы своим примером показать, что и в этих условиях нищеты и хаоса можно вырваться вверх.

Дарджилинг,  Калимпонг, Наггар – города связанные с именами Рерихов и Блаватской, –  особенно привлекали нас. Продолжительное пребывание в этих городах позволило нам глубже окунуться в жизнь индийцев, лучше узнать сами города и их окрестности.

Город Дарджилинг – самая высокая точка в Гималаях (около 2000м над уровнем моря), куда можно добраться по железной дороге, но мы воспользовались джипами, так как маленький, точно игрушечный, поезд поднимается из долины в гору около восьми часов. Елена Петровна Блаватская и позже Рерихи могли проехать сюда только лошадьми, и дорога тогда была, наверное, необыкновенно сложной. Даже для нас крутые виражи нависшей над отвесными склонами узкой ленты асфальтированной дороги, где с трудом разъезжаются два автомобиля, оказались трудноватыми, и пришлось сделать небольшую остановку, чтоб перевести дыхание. Это и было для многих из нас первым прикосновением к Гималаям. Пред нами предстала величественная картина - возвышающиеся громады гор, похожие на спины прилегших отдохнуть верблюдов, в причудливой игре светотени окрашенные во множество оттенков зелёного, синего, коричневого; извивающаяся лента реки; где-то далеко внизу и совсем рядом; легкие подвижные облака, ежесекундно меняющие свои очертания, как бы подвластные движению кисти незримого художника. Вдохнув горного воздуха, мы двинулись дальше, а в душе Виктора Тузлукова, члена нашей экспедиции, наверное, уже начали рождаться стихи:

                     * * *

Приветливое Солнце Гималаев
Украсит горы вспышками огня,
Цветными переливами встречая
Рождение удивительного дня.
Встречает гостя светлая Обитель
Сиянием пространственных огней.
Здесь каждый – не случайный
                                        посетитель,
Здесь все друг другу ближе и родней.
Благословляя юного поэта,
Сияют Лики сокровенным Светом,
Исшедшим из небесной Глубины.
И, вспоминая древние обеты,
Дыханием Звёзд и Пламенем одеты,
Встают из мрака Вечности Сыны.

В Дарджилинге почти каждый наш день начинался с посещения храма Шивы, расположенного на самом высоком месте города с величественным видом на священную гору Канченджанга – место обитания бога Шивы. Где-то там, среди белоснежных сверкающих на солнце вершин – Шамбала. Сердце начинает сжиматься и усиленно биться, и не знаешь: может, это от высокогорья, а может – от соприкосновения с незримыми нитями лучей, протянутых от вершины Канченджанги.

                     * * *
Полны Огнём Великие вершины,
Свидетели бесчисленных веков.
Сливаются седые исполины
В едином вздохе белых облаков.
Хранят веками Исполины Духа
Величие и неприступность гор,
И радостен Божественному слуху
Звенящей Беспредельности узор.
Так, россыпью Рождественских
                                      подарков
Воспринимает сердце патриархов
Звучание Вселенского Ключа.
Над Чашей возгорается свеча,
И единенье воли Иерархов
Готовит нисхождение Луча.


                        * * *
Любовью освящённая Вершина!
Заснеженная острая игла
Величие сияющего клина
К немыслимым высотам вознесла.
Очистит дух звенящая лавина,
Отхлынет угрожающая мгла,
И отзовётся Сердце Исполина,
Приветствуя рождение Крыла.
Вбирая волны звёздного прилива,
Как вздох ночей, тиха и молчалива, –
Сияй вовек, Святая Высота!
И облаков серебряная грива
Укутает Тебя неторопливо,
И явит Лик живая Красота!

Необыкновенное состояние торжественности, чистоты, красоты  не покидало нас  в Дарджилинге. Ощущение близости самого священного места на планете призывало и самих нас стать чище и красивее.

В семи километрах от Дарджилинга находится буддийский храм, где Е.П.Блаватская, а затем и Рерихи встречались с Учителем, а километров десять дальше расположен монастырь «Сонада», внутри которого помещена ступа с забальзамированным прахом прежнего настоятеля монастыря Калу-римпаче; тут же в храме стоят фотографии мальчика лет десяти – его реинкарнации. Мальчика нашли и воспитывают в другом монастыре как полагается ламе. Он вспоминает прошлую жизнь, свои вещи. Этот случай показал нам, что  индусы не просто верят в законы перевоплощения, кармы, они живут по этим законам, используя их в жизни каждого дня.

В этом монастыре, уезжая из Дарджилинга, у огромной статуи Будды  оставлен каждым из нас хатык – реликтовый шарфик, как знак неразрывной связи с Великим Учителем и его Учением, как знак огромной благодарности этому священному месту за гостеприимство.

Двухчасовой спуск на джипах – и мы в Калимпонге, городе, где провела последние годы жизни Елена Ивановна Рерих. Вице–мэр города Калимпонга Максимус Каликотей организовал для нас посещение усадьбы Крукети, где жила Елена Ивановна. Красивый двухэтажный домик, обнесённый садом с цветущими деревьями и зелёными газонами, расположенный в самой высокой части города в удалении от шумных городских улиц, долгое время пустует. Тихая атмосфера дома, кажется, ещё сохраняет звуки шагов Елены Ивановны. Мы поселились недалеко от усадьбы и  посещали её каждый день, обычно разбредаясь по саду, где каждый был предоставлен своим мыслям и чувствам. А по вечерам собирались в гостинице. Зиновья Васильевна зачитывала нам написанные утром страницы из новой книги, мы  делились свежими впечатлениями, стихами или просто весело смеялись над очередной шуткой.

            Калимпонг. «Крукети»

Неуловим любви мотив,
Лишь тем дарует песню Лира,
В ком голос собственный затих,
Чтоб раствориться в звуках мира.
Чтоб зазвучала тишина
Многоголосым хором света
И сердца дрогнула струна,
Издав в пространство звук ответный.
И отразятся в звуке том
Все семь цветов и нот творения,
В один сплетаясь цвет и тон
Строкой любви стиха творения.

В Калимпонге, взятые под непрерывную опёку Максимуса, мы посетили  почти все близлежащие буддийские монастыри, католические храмы, Миссию Матери Терезы. В Миссии всего шесть монахинь, молодых девушек, ухаживают за 104 женщинами–инвалидами, многие из которых не могут сами передвигаться. Мы участвовали в утренней мессе в католическом храме. Монахини и несколько прихожан, в том числе наш Максимус, очень красиво, на восточный манер, пели молитвы, священник читал проповедь. Необычными для нас были изображения сюжетов из Евангелия на стенах храма, где все герои изображены с восточными  лицами – индусы полностью ассимилировали христианскую веру, приспособив её к своим условиям жизни. Мы посещали храмы во время службы, и будь то католики, буддисты, мусульмане, – все относились к нам благосклонно, разрешали съёмки, участие в совместной молитве.

Необыкновенной гималайской весной встретил нас Наггар. Долина Кулу, покрытая полуметровой толщиной снега и яркими оранжевыми пятнами апельсинов на деревьях, – такое, как говорят местные жители, случается лишь второй раз за двадцать лет.

По утрам мы буквально пробирались по снегу к усадьбе Рерихов или в расположенный неподалёку древний храм Кришны, а днём вся эта толща снега таяла, сбегая весёлыми ручьями по склонам гор, пополняя несущую свои воды по долине Беас. 

    Наггар, 10 февраля 2000г.

Навевает тихий сон
Шепот снега над рекою.
Тихо падает огонь,
В сне глубоком став водою.
Засыпают берега
Под пушистым слоем снега,
Извивается река
В обрамленье белом брега.
Снег, вода, крупинки льда,
Три лица одной Богини
Не оставят и следа,
Если сон Богини минет.
Замерцает влажный взгляд
Огоньком из вод кипучих
И растает ликов ряд –
Лёд, вода да снег сыпучий.
Запылают берега,
Пересохнет русло речки.
Не вставай, поспи пока,
Вод земных святая Вечность.


           5 февраля 2000г.

Дыхание Бездн измерить невозможно,
И каждый Вздох несёт свой
Звук и Цвет.
И малая травинка осторожно
Раздвинет почву, обретая свет.
Подобное к подобному стремится –
Хранит песчинка естество горы.
По мановенью Огненной Десницы
Из атома рождаются Миры.
Воспринимая токи обновления,
Росток Любви предчувствует
                                     Рождение,
Неповторимой нотой зазвенев.
Звучит в пространстве радость
                                     пробуждения,
И в непрерывной музыке Творения
Являет всходы Огненный Посев.

12 февраля, в день рождения Елены Ивановны Рерих, в усадьбе Рерихов была устроена Пуджа, посвященная памяти Елены Ивановны. Пуджу проводил главный Пуджарий долины Кулу, настоятель храма Кришны  по всем правилам своей религии. В течение четырёх часов происходило это священное действо, сопровождавшееся непрерывным чтением мантр на санскрите. Точными движениями руки он выводил на доске  рисовой мукой таинственные знаки, рассыпая её сквозь пальцы. Мы наблюдали, как послушны движению его рук  языки пламени в жертвеннике, и понимали, что так разговаривать с огнём может только человек, сам несущий в себе зерно огня. Даже стихии откликнулись в конце Пуджи внезапным грохотом в горах и налетевшими порывами ветра. Нас осыпало градом , но вскоре всё стихло, и возвращались мы в гостиницу уже обогретые весёлыми лучами солнца . Вокруг сверкали позолочёные вершины гор,  с шумом падали  с деревьев подтаявшие шапки снега. Такой солнечной, радостной, весенней, как в стихах Виктора Тузлукова, и запомнилась мне северная  Индия  2000 года.

           12 февраля 2000г.

Сияют горы в праздничном убранстве
Навстречу наступающему дню.
Напитанные водами Пространства,
Живые зёрна тянутся к Огню.
Переходя на высшие подпланы,
Впитают зёрна естество Огня
И, светоносность в сердце сохраня,
Прольются в мир потоком
                                  чистой праны.
Вода к Огню тихонько прикоснётся
И радостно навстречу улыбнётся:
«Приветствую Тебя, мой
                                  Светлый Брат!»
Великий Космос явит свою цельность,
И отзвучит живая Беспредельность
Одной священной мантрой:
ОМ ТАТ САТ.

                                  Никифорова Н.И.



Hosted by uCoz