ФЕСТИВАЛИ


Томская писаница

«Не дошед острогу на краи Томи лежит камень велик и высок а на нем писано звери и скоты и птицы и всякие подобия. А егда по некоторому прилучаю отторжется камень, а внутри его писано яко на краи».

25 тысяч лет назад, а может быть и раньше, у томских скал появились первые обитатели Сибири – люди древнекаменного века. Их потомки – люди конца каменного века эпохи бронзы – оставили на скалах замечательные произведения творчества, своеобразный окаменелый эпос, застывший на тысячелетия в рисунках сказаний о своей жизни.

Древнее святилище составило основу Природного культурно-исторического музея-заповедника «Томская писаница».

Музей-заповедник располагается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу реки Томи в Яшкинском районе Кемеровской области.

В составе музея несколько комплексных зон показа под открытым небом:

• Древнее святилище «Томская писаница».

• Зона мифологии и эпоса народов Сибири.

• Археодром с древними жилищами и погребениями.

• Музей наскального искусства Азии.

• Природа музея-заповедника.

• Архитектурно-этнографический комплекс «Шорский улус Кезек».

• Время и календари.

• Славянский мифологический лес.

• Монгольская юрта.

Томская писаница – уникальный памятник наскального искусства, культуры и истории народов Сибири.

На памятнике около 280 рисунков. Это лоси, медведи, антропоморфные изображения, личины, солярные знаки, хищники, птицы и лодки. Самые ранние рисунки относятся к концу неолита – ΙΥ-ΙΙΙ тысячелетию до н. э. Люди конца каменного века занимались охотой, рыболовством. Это нашло отражение в наскальном искусстве. Среди рисунков преобладают изображения лосей. Лоси были не только объектом добычи, но и превращались в объект поклонения, сосредоточения жизненных сил и мощи. Многие рисунки по праву можно назвать шедеврами неолитического искусства.

Необыкновенно искусно выбиты изображения птиц. Своеобразным символом писаницы стало изображение совы.

С лосями связаны антропоморфные изображения. Это схематичные рисунки людей часто в звериных масках, которые или охотятся на зверей, или участвуют в оплодотворении животных. Среди изображений выбиты знаки солнца.

Особый интерес представляют стилизованные рисунки лодок. Лодка была связана с повседневной жизнью человека. Однако известно и совсем другое назначение лодок. У многих народов мира с лодкой связано представление о путешествии умерших сородичей по «реке смерти» в «страну мертвых», т. е. в потусторонний мир.

Вторая большая группа изображений относится к эпохе бронзы, к ΙΙ тысячелетию до н. э. Они расположены на верхнем камне и внизу. Среди них уникальный олень-солнце, танцующие птицелюди, таинственные личины. Очевидно, это образы не реальных людей, а духов-предков.

Изображения эпохи бронзы отличаются по технике и стилю от более древних рисунков. Среди них «объемные» контурно прочерченные изображения. Выделяются своей уникальностью фаллические антропоморфные фигуры с птичьими конечностями и головами с клювом.

Томская писаница – уникальный памятник евразийской и мировой культуры и истории. Это древнее святилище было культовым центром большой группы народов Западной Сибири на протяжении многих веков.

И в настоящее время не ослабевает интерес к этому уникальному месту. Легенды гласят, что при сотворении Земли здесь был заложен Космический Магнит, натянута струна, звучание которой служит камертоном для собирания грядущей расы.

Т.Акуленко


Hosted by uCoz