НАУКА

Г. Н. Дульнев

ОТ НЬЮТОНА И ТЕРМОДИНАМИКИ К БИОЭНЕРГОИНФОРМАТИКЕ

(Сознание и физическая реальность, 1996. Т. 1. № 1-2. С. 93 - 97)

Вопрос о существовании иного мира (иногда его называют тонким миром) всегда волновал людей. Иногда этот мир отождествлялся со средой, где продолжается наше существование в иной форме после завершения земной жизни [1].

Предполагается также, что многие аномальные явления являются проявлениями этого мира в привычной нам реальности.

Благодаря многочисленным наблюдениям различных аномальных явлений [2,3,4,5], публикациям на эту тему, дальнейшее игнорирование учеными этой проблемы становится непонятным для любознательных, думающих людей и возникает вопрос, дает ли современная наука хоть малейшую возможность получить убедительные объяснения странным феноменам. При этом также возникает желание внести ясность в проблемы, связанные с многовековым противостоянием между научным и религиозным мировосприятием. В настоящее время наблюдается повальное увлечение мистикой, стремление необычными путями решить свои трудности хотя бы со здоровьем, все более увеличивается интерес к религии. Однако за всем этим чувствуется стремление к форме, ритуалу и меньше желания разобраться в сущности вещей.

Как писал в конце XIX в. французский философ Шюре "...религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука - на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. Религия без доказательства и наука без веры стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую". [6]

Фрагментарное мышление, на котором построено классическое естествознание, привело к потери чувства мировой гармонии, к устранению человеческой души и ее воздействия на окружающее. Религия перестала удовлетворять требованиям разума, медицина не хочет знать ни о душе, ни о духе человека. В древности представление о человеке было более здоровым и более возвышенным, чем наше. Не допускалось разделения тройной природы человека (тело, ум, душа). Сложившееся в настоящее время положение вещей не сулит ничего хорошего людям - глубокий разлад появился в душе общества и в душах отдельных людей. Потеряно чувство мировой гармонии, что породило эгоизм, всеобщее насилие, властолюбие и болезни. Современная наука, как правило, игнорирует поставленные проблемы. Во-первых, признание аномальных явлений сразу же ставит под сомнение основной тезис материалистической философии о первопричинности материи и вторичности сознания. Во-вторых, эти феномены вынуждают по- новому посмотреть на роль мысли как реальной психической субстанции, способной активно взаимодействовать с живой и неживой материей. И, наконец, анализ проведенных в этой области экспериментальных исследований приводит к необходимости пересмотреть устоявшиеся принципы методологии научного эксперимента [5]. Следовательно, требуется отказ от привычных представлений, сложившихся научных концепций и т.д., а это очень трудно для ученого в каком бы обществе он не жил.

 

ОТ ПАРАПСИХОЛОГИИ К БИОЭНЕРГОИНФОРМАТИКЕ

Интуитивно можно предположить, что рассматриваемые явления связаны с обменом какими-то формами энергии и информации, поэтому при их описании часто применяют термин "энергоинформационный" обмен, а область научных исследований относят к парапсихологии и психофизике. Более адекватно эта область может быть обозначена как "сознание и физический мир", а кратко - "биоэнергоинформатика" [7].

Биоэнергоинформатика - научное направление, связанное с нетривиальными проблемами информационно-энергетических взаимодействий в живых системах.

Энергоинформационные взаимодействия наряду с энергоматериальными - это всеобщее свойство любых систем в природе как живых, так и неживых. Поэтому биоэнергоинформатика - научная парадигма, т.е. система взглядов, мировоззрение, опирающееся на многие фундаментальные и прикладные науки, ничего не игнорирующее из многотысячного опыта человечества (это утверждение имеет отношение и к религии).

Для более глубокого знакомства с проблемой полезно хотя бы бегло просмотреть, как изменялась картина Мира на протяжении последних трех веков, когда в науке были достигнуты наиболее впечатляющие результаты. Было бы правильно расширить этот промежуток до трех-пяти тысячелетий, но это может стать предметом отдельного исследования. Строгий подход требовал бы вникнуть в предмет и методы науки и религии и помнить, что для познания мира нельзя обойтись каким- либо одним подходом. Важно при этом не игнорировать достижения древней философии Египта, Востока, Европы, выразившиеся в эзотерических учениях, с их характерной глубиной отдельных высказываний, гармонией и возвышенностью.

Ниже мы ограничимся последними тремя веками и только изменением научной картины мира.

 

НЬЮТОНО-КАРТЕЗИАНСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА (XVIII ВЕК)

Трудами великих физиков XVIII в. была создана картина Мира и соответствующая ей философия, которые получили название Ньютоно-Картезианской модели мира. Согласно этой модели материя развивалась в трехмерном пространстве во времени, которые не зависимы друг от друга; в мире имеет место как бы линейная причинно-следственная связь; материальный мир имеет очерченные границы и существует в пустоте - пространстве и т.д.

Вселенная Ньютона - это Вселенная твердой материи, состоящей из атомов, они пассивны и неизменны. Этой же модели придерживались и греческие атомисты, но Ньютон дал определение силы, действующей между частицами. Он назвал ее силой тяготения, которая осуществляется мгновенно, независимо от расстояния. Физические процессы, по Ньютону, можно свести к перемещению материальных точек под действием силы взаимодействия. Для описания этих процессов был разработан новый математический подход - дифференциальное исчисление. Вселенная, по Ньютону, - гигантский и полностью детерминированный часовой механизм, части которого движутся в соответствии с вечными законами. Если заданы законы движения и начальные положения молекул, то поведение системы полностью предопределено и известно заранее. Это наука о простом и пассивном мире, где нет случайности и все предопределено.

Пусть некое существо (демон Лапласа) знает начальные условия для всех частиц в мире (координаты и скорость) и, пользуясь законами механики, демон определяет их скорости и координаты в любой момент времени, т.е. развитие мира для демона известно. Мы, в отличие от него, не знаем начальных условий и только поэтому лишены возможности предсказания. Иными словами, незнание субъективно, оно не отражает законы Природы. В мире Ньютона процессы обратимы и протекают без рассеяния энергии. Удивительно тонкой бывает порой интуиция поэта при восприятии окружающего его мира. Он может непосредственно увидеть истину задолго до понимания ее учеными.

В 1802 году английский поэт Блейк писал: "Да спасет нас бог от одностороннего видения и Ньютонова сна".

 

МОДЕЛЬ МИРА В XIX ВЕКЕ

Революционные перемены в физике, существенно расширившие эту модель, начались в XIX веке знаменитыми экспериментами Фарадея, теоретическими работами Максвелла по электромагнетизму, созданием трудами Больцмана, Гельмгольца термодинамики и статистической физики, открытиями Дарвина в биологии.

Рассмотрим сначала термодинамику, которая возникла и сформировалась в XIX веке и заставила отойти от господствующего механистического взгляда на Природу. Были сформулированы начала термодинамики. Первое известно как закон сохранения энергии, а второе гласит, что при превращении теплоты в работу природа требует контрибуции - часть тепла безвозвратно теряется. В то же время преобразование работы в теплоту не облагается "налогом". Иными словами, существует асимметрия в природе, которой не было в физике Ньютона. Согласно термодинамике, существует тенденция рассеяния энергии, выравнивания температур, стремление к возрастанию хаоса. Эти процессы количественно описываются с помощью так называемой энтропии: рост энтропии - "кошмар" термодинамики, который неизбежно приводил к тепловой смерти Вселенной, вопреки существующей действительности.

Отметим, что по Больцману энтропия - мера неупорядоченности системы, мера хаоса. Если первое начало термодинамики - закон абсолютно строгий, то второе начало - закон статистический, вероятностный. Так в картину мира вошла вероятность состояния системы. Однако гораздо раньше этот взгляд на Природу возник в биологии. Был сформулирован основной закон эволюции - триада Дарвина: изменчивость, естественный отбор, наследственность. Каждая популяция живого или растительного мира обладает наследственностью и изменчивостью - случайными отклонениями от наиболее вероятного среднего значения той или иной характеристики организма.

В отличие от молекул, среди которых также существуют флуктуации, т.е. отклонение от среднего, живые организмы несут память о своем эволюционном развитии. Наследуемые признаки закрепляются, если они обеспечивают организму лучшие условия существования и размножения.

Напомним, что по взглядам XVIII века случайности в Природе не существует. При подбрасывании монеты она выпадает орлом или решкой, за этим событием стоит не случайность, а детерминированные параметры системы. Их знает демон, но мы не знаем. В XIX веке поняли, что энтропия - мера нашего незнания, недостаток информации о системе, и этот недостаток связан с принципиальной невозможностью знания, а последнее, как показали более глубокие исследования, вызвано неустойчивостью системы. Иными словами, отсутствие информации - свойство системы, а не наблюдателя, т.е. в Природе есть случайность.

Итак, физическая природа эволюционирует, в отличие от живой, в направлении максимума энтропии при условии ее изоляции от окружающего мира. Следовательно, Вселенная развивается в направлении выравнивания неоднородностей, хаоса, т.е. ей грозит тепловая смерть. Второе начало термодинамики получено для замкнутой системы. Если допустить, что Вселенная замкнута, то в начале Мира должен быть "запас порядка", который потом начинает теряться. Этот вывод противоречит космологическим мифам древних. Они основывались на посылке, обратной классической термодинамике, а именно: в начале был хаос и Боги создали порядок. Больцман пытался объяснить существование мира тем, что наша Вселенная - гигантская флуктуация на фоне всеобщей деградации. Но это неправдоподобно с позиций статистики. Так XIX век не дал решения этой загадки и передал ее последующим поколениям.

XIX век - это век вероятностного видения Природы, эволюционирующего

мира, замеченного Больцманом и Дарвином. Революционные перемены в естествознании не ограничились этими открытиями. Вселенная Ньютона - Вселенная твердой материи, состоящей из атомов, неделимых частиц. Знаменитые эксперименты Фарадея, теоретические работы Максвелла по электромагнетизму привели к обоснованию полевой формы материального мира, где материя не имеет четких границ, очертаний.

 

МОДЕЛЬ МИРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

В XX веке произошли дальнейшие открытия в термодинамике, теории информации, теоретической физике, биологии, нейропсихологии и других областях естествознания. Первые десятилетия нашего века принесли неожиданные результаты в физике, а именно: теорию относительности Эйнштейна, квантовую теорию атомных процессов. Оказалось, что принятое в астрофизике и космологии понятие пустого пространства не имеет смысла, а развитие атомной физики разрушило представление о твердой материи. Это разрушение началось еще, как отмечалось выше, с работ Фарадея и Максвелла. Были опровергнуты все базисные концепции ньютоновской физики: абсолютность времени и пространства, незыблемость материальной природы пространства, детерминированная система объяснений и т.д. Последние положения подверглись сомнению еще в конце XIX века в результате исследований в термодинамике и биологии. Иными словами, ньютоновская модель мира была адекватной, пока физика исследовала явления в мире повседневного опыта, в зоне средних измерений. Как только она стала проникать в микро- и макромир, эта модель стала непригодной. Согласно теории относительности, пространство и время не являются независимыми сущностями, поток времени неравномерен и не однороден, как это было принято в ньютоновской модели. Время зависит от позиции наблюдателя и скорости относительно наблюдаемого объекта. Более того, предполагается, что присутствие массивных объектов влияет на пространство - время. Любые изменения в пространстве и времени относительны и даже сама структура пространства - времени зависит от распределения материи - поэтому непреодолимое различие между материей и пустым пространством исчезает...

Выяснилось, что у субатомных частиц очень абстрактные характеристики и парадоксально двойственная природа. В зависимости от организации эксперимента они проявляют себя иногда как частицы, иногда как волны. В квантовой физике для описания таких как бы взаимозаменяющих явлений введено новое логическое приспособление - принцип дополнительности. Согласно Бору, это противоречие является результатом неконтролируемого взаимодействия между объектом наблюдения и наблюдательными средствами. В области квантовых взаимодействий не может быть и речи о причинности и полной объективности в обычном их понимании [8,9].

Потрясающим открытием теории относительности явилось экспериментальное подтверждение того, что материальные частицы могут создаваться из чистой энергии и опять превращаться в чистую энергию при обратном процессе. Соотношение массы и энергии выражено в знаменитом уравнении Е = те2.

 

МОДЕЛЬ МИРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

В семидесятые годы нашего века был достигнут существенный прогресс в термодинамике, который привел к появлению новой науки - синергетики. Синергетика объяснила возможность падения энтропии, т.е. самоорганизации хаоса, произошла интеграция далеких друг от друга областей знания, в частности объединение физики с биологией. Синергетика создает новый образ мира. Она основана на идеях системности и целостности мира, на общих законах развития всех уровней, материальности и духовности на взаимосвязях хаоса и порядка [10]. Синергетика исследует открытые термодинамические системы вдали от равновесного состояния. Такие системы математически описываются нелинейными уравнениями, которые имеют множество решений. Им соответствует столько же путей эволюции, отсюда их многовариантность и альтернативность. Выбор пути приводит к необратимости эволюции. Один из создателей синергетики лауреат Нобелевской премии Пригожин пишет: "...наш мир - это не молчаливый и однообразный мир часового механизма... Мы живем в открытом - технологическом и творческом мире" и далее "...картина мира классической науки - лапласовский детерминизм - выглядит с современной позиции почти как карикатура на эволюцию" [15].

Произошли не менее впечатляющие открытия в другой области естествознания - теории физического вакуума. Все физические теории, начиная с механики Ньютона и кончая современными теориями фундаментальных взаимодействий, рассматривают поведение твердых тел, жидкостей, газов, различных полей и элементарных частиц. В настоящее время расширены представления об окружающем нас мире, и речь идет не о четырех (твердые тела, жидкости, газы, плазма), а о семи уровнях реальности (добавляются физический вакуум, информационный уровень, абсолютное ничто). В теоретической физике проблема создания единой теории поля находит свое решение в теории физического вакуума. Далее материальные и энергетические взаимодействия объяснялись на основе четырех фундаментальных взаимодействий: гравитационные и электромагнитные (дальнодействующие), сильные и слабые (близкодействующие). В последние пятнадцать лет физики высказывают предположение о существовании пятого фундаментального взаимодействия, а именно: спин-торсионного, обладающего свойствами дальнодействия. Торсионное взаимодействие отличается от других фундаментальных взаимодействий - оно информационно-энергетическое, а не материально-энергетическое; оно способно передавать информацию практически без затрат энергии со скоростью, превышающей скорость света. Эти проблемы новейшей физики опубликованы в [9, 11] и нашли свое отражение в статье Шипова и Акимова, помещенной в данном номере журнала.

Остановимся на другой ветви развивающейся науки - информатике. Высказываются предположения об особой роли информации. Произошло дальнейшее развитие взглядов на информацию: от чисто служебной роли в науке информация начинает рассматриваться как фундаментальная сущность Природы, сопрягающая духовную и материальную ипостаси мироздания. Предполагается, что на уровне физического вакуума возможно информационное отображение всего сущего, высказаны предположения о материальном носителе информации (спины). Открытие законов синергетики, новый взгляд на фундаментальные взаимодействия в природе и физический вакуум, роль информации заставляют пересмотреть строение мироздания и сценарий его развития.

Научное мышление в современной медицине, психиатрии, психологии, антропологии представляет собой часто развитие моделей физической Вселенной. Новые взгляды проникают в эти области естественно с некоторым опозданием, и многие разделы различных наук до сих пор опираются на ньютоновские парадигмы. В то же время результаты трансцендентальной психиатрии (использование психолитиков, некоторых психофизиологических приемов и т.п.) гораздо проще объясняются на основе квантово-релятивистской физики.

Разработаны новые парадигмы в психологии, связанные с квантовой концепцией мышления и сознания, с "языком мозга", с ролью преобразования Фурье в процессах восприятия, с голографическими принципами памяти и мышления и т.д. [12, 13].

На первый взгляд далекие друг от друга области науки - термодинамика, информатика, теоретическая физика, психология позволили объединить их результаты в новое научное направление - биоэнергоинформатику, в развитие которой внесли свой вклад многие ученые мира. Дано обоснование возможности существования "духовного", или "тонкого" мира. Предполагается, что в этом по религиозной терминологии Божественном мире, и по научной терминологии - информационном пространстве хранятся сведения обо всем Сущем. К этим сведениям может в принципе иметь доступ и человеческий мозг. Иными словами Вселенная рассматривается как своего рода гигантский компьютер с бесконечной памятью и с индикаторами бесконечных размеров в условиях неограниченного времени [14]. Сознание представляется как ограниченная часть этой СуперЭВМ. К этой идее в терминах своего времени подходили многие ученые и философы: Платон ("Мир идей"), Ньютон ("Абсолют"), Гегель ("Саморазвивающийся дух"). Налимов ("Семантическая Вселенная"), Вернадский ("Ноосфера"), Пенроуз ("СуперЭВМ"). Введенные ими понятия являются синонимами космического разума. Итак, разработка нового научного и философского мировоззрения опирается не на конфронтацию научного и эзотерического знания, Науки и Религии, а на их союзе.

Современный образованный человек, на наш взгляд, хотя бы в общих чертах должен быть знаком с рассмотренными выше научными и философскими идеями, т.к. они помогут сформировать мировоззрение, занимать научно-обоснованную позицию при обсуждении аномальных явлений природы, технических и естественных катастроф, угрозы психотеррора, нетрадиционной медицины и т.д. Эти проблемы обсуждаются в статьях, книгах, с экранов телевизоров и т.д. При этом серьезные научные результаты перемешаны с невероятной информацией; мы являемся свидетелями коллективного манипулирования человеческим сознанием, появилась новая проблема психотеррора и псиоружия. Особого внимания заслуживают нравственные проблемы и их место в общей картине мироздания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. К. Г. Коротков, Свет после жизни, Санкт-Петербург (1994), с. 230.

2. R. Jahn, В. Dunne, Margins of Reality. The Role of Consciousness in the Physical World (1988), p. 287.

3. Феномен "Д" и другие, сост. Л. Е. Колодный, Политиздат, Москва (1995), с. 335.

4. А. П. Дубров, В. Н. Пушкин, Парапсихология и современное естествознание, Соваминко, Москва (1990), с. 278.

5. Тематический выпуск журнала "Приборостроение": Исследование биоэнергоинформационных процессов, № 6, Институт точной механики и оптики, Санкт-Петербург (1993), с. 95.

6. Шюре, Великие посвященные, Книга-Принтшон, Москва (1990), с. 419.

7. В. Н. Волченко, "Неизбежность "тонкого мира", Терминатор, № 1 (1993).

8. С. Гроф, За пределами мозга. Трансперсональный институт (1993), с. 50.

9. Г. И. Шипов, Теория физического вакуума, НТЦентр, Москва (1993).

10. М. В. Волькенштейн, Энтропия и информация, Наука, Москва (1986), с. 191.

11. А. Е. Акимов, В. Л. Тарасенко, Модели поляризационных состояний физического вакуума и торсионные поля, Препринт № 7, МНТЦ ВЕНТ, Москва (1991), с. 31.

12. А. Е. Акимов, В. Н. Бинги, "О физике и психофизике", Сознание и физический мир. Вып. 1, Яхтсмен, Москва (1995), с. 104-125.

13. Е. А. Файдыш, Измененные состояния сознания, Корона-Лак, Москва (1993), с. 136.

14. А. Е. Акимов, В. Н. Бинги, "Компьютеры, мозг, Вселенная как физическая проблема". Сознание и физический мир. Вып. 1, Яхтсмен, Москва (1995), с. 126-136.


Hosted by uCoz