Р.А.Парошина, к.п.н.,
докторант
Красноярского госпедуниверситета
ДУХОВНОСТЬ И
ЕЁ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ
СИНТЕЗА НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ
(Пути
развития цивилизации. Взгляд из XXI века:
Сборник научных статей. –
Красноярск, 2003, с. 235-251)
Пробуждение
духовности – не новое научное
веяние или желание определённо
настроенного круга людей, - это космическое
условие. Об этом сказано человечеству ещё
в первой половине XX века в Учении Агни
Йога. Более сурово уже в самом конце XX
века нам напоминает об этом Учение
Сердца: «Лишь духовностью не
напускной, но внутренней, сохраните
жизнеспособность свою…». Понимание
чрезвычайной важности данного условия
выражают и наиболее прогрессивно
мыслящие учёные современности. Так,
например, акад. РАЕН Акимов А.Е.
подчёркивает, что именно Императив
Духовности является единственным
критерием выживания человека в третьем
тысячелетии.
Какой же смысл сокрыт в
понятии «духовность»? Поисками ответа
на этот вопрос заняты многие умы
человеческие. Анализ опубликованных
научных материалов по обозначенной
выше проблеме в философских и особенно
в психолого-педагогических
исследованиях позволяет автору
констатировать основную (на её взгляд)
тенденцию, доминирующую в
интерпретации сущности понятий «духовность»,
«духовное», - выведение сущности данных
понятий из категорий «нравственность»,
«нравственное». Определение
духовности как результата
нравственности, приобщения к
общечеловеческим ценностям. При этом «дух»
относится многими исследователями к
культурологической, мировоззренческой
категории. В большей части работ
духовность отождествляется с
развитием интеллекта, формированием
мировоззрения, убеждений, с принципом
саморазвития и самореализации
личности. Так, например, проф. МПГУ, д.п.н.
Пряникова В.Г. и акад. РАО Равкин З.И.
утверждают, что высшим уровнем
сформированности духовности личности,
её сердцевиной являются мировоззрение
и стойкие моральные принципы, идейные
убеждения, идеалы, соответствующие
общечеловеческим и национальным
ценностям, составляющим в целом её ядро
(Проблемы формирования духовности
личности в педагогической теории и
практике. – М., 2001, с, 6).
Однако, изучение и анализ
многочисленных работ из других
областей знаний – религии, философии (особенно
христианской, экзистенциальной,
интуитивной), мировых духовных Учений и
таких научных областей знания, как
физика (с новыми её отраслями –
биофизика, субъективная физика,
психофизика, когнитивная физика),
биология, квантовая генетика,
биоэнергоинформатика, - показывает
явную ошибочность такого понимания.
По убеждению
автора, изучение наинасущнейшей на
сегодняшний день проблемы не может
оставаться в рамках очерченного
некогда круга «дозволенных» советской
науке источников познания, в рамках
одного единственного диалектико-материалистического
мировоззрения. Думается, что истина скорее
откроется нам не в отрицании (а порой и
осмеивании) всего того, что не входило
до сих пор в «круг» наших представлений,
а в расширении его границ и вмещении
в него всего неведомого нам, но
ведомого другим. Только на пути
синтеза, на пути вмещения и объединения
порой абсолютно противоположных
точек зрения, мы можем, пусть и не до
конца постичь истину, но гораздо ближе
приблизиться к ней. О расширении
поля познания говорил в своё время
в трактате «О достоинстве и
приумножении наук» Фрэнсис Бекон: «что
же касается мнений древних философов,
таких как Пифагор, Анаксагор, Платон,
Аристотель и др., к которым обычно
относятся пренебрежительно и
невнимательно, то было бы весьма
полезно проявить немножко больше
скромности и повнимательнее изучить их…
Будет полезно также познакомиться с
разнообразными несогласными друг с
другом философскими учениями, с
различными толкованиями природы, из
которых одно может быть ближе к истине
в одном вопросе, другое – в другом» (Кн.
3, гл. 4).
Именно «разграничение
того, что существует тысячелетия, от
того, что создалось столетиями»
явило те заблуждения, которые так
ускорили и усугубили проблемы
человечества, сказано нам в Живой Этике.
На необходимость синтеза обращает
внимание наш современник, святой Индии,
почитаемый миллионами людей разной
веры Сатья Саи Баба: «Поиск истины
заключается в соединении научных и
духовных открытий. Ветви не могут
существовать без корней. Но если нет
ветвей, корни бесполезны. Те и другие
взаимосвязаны. Так каждому нужно
осознать неделимую взаимосвязь между
внешним и внутренним. Только тогда
можно постичь истину во всей её полноте
и сделать её основой своей жизни».
Эту же мысль
разделяют многие современные учёные (Акимов
А.Е., Волченко В.Н., Владимиров Ю.С.,
Дмитриев А.Н., Иванов А.В., Московский А.В.,
Рыбаков Р.Б., Шадриков В.Д. и др.). «Необходимо
легализовать запрещённый во времена
господства диалектического
материализма необыкновенно богатый и
глубоко содержательный Мир высшей
реальности. Его признание, - считает Ю.И.Кулаков,
- расчистило бы многовековые завалы на
пути истинного объединения науки,
философии и религии и явилось бы первым
шагом к духовному обновлению науки» (с.
159 наст. сб.).
В
представленной вниманию читателей
статье, автор, на основании изучения,
анализа и последующего синтеза знаний
по данной проблеме (конечно, далеко ещё
не завершённого) предприняла попытку
поделиться своими размышлениями (или
некоторыми их результатами) о
смысловом содержании понятия
духовность как базового
компопента духовно-нравственного
становления человека и путями
развития духовности.
В исследовании
использовались в основном труды по
философии, религии, наследие
подвижников и мистиков Востока,
духовные Учения и работы
представителей современной
прогрессивной науки.
Итак, что же
есть духовность?
Взгляды на
сущность данного понятия
представителей разных сфер познания,
обозначенных выше, практически
идентичны. Духовность здесь неразрывно
связана с духом человека; с действием
Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей,
высшей энергией в человеке (в Учении
Живой Этики она названа психической); с
сознанием человека; с открытостью и
возжжением сердца и духа; с
божественной энергией Любви.
Так, Н.Бердяев
считал, что с духовностью связано
глубинное «я» человека. Именно
духовность, идущая из глубины, по его
убеждению, и есть сила, образующая и
поддерживающая личность в человеке.
Человеческая
духовность не просто неосознанна, а
неизбежно бессознательна, - говорил В.Франкл.
В своей работе «Духовность, свобода и
ответственность» он пишет: «То, что
может противостоять всему социальному,
телесному и даже психическому в
человеке, мы и называем духовным в нём…
Человек вообще является человеком
тогда и постольку, когда и поскольку он
как духовное существо выходит за
пределы своего телесного и душевного
бытия».
Созвучны этим
взглядам и мысли И.А.Ильина. Так, в
статье «Инстинкт духовности» философ
подчёркивает: «…говоря о
духовности или о духе,
не следует представлять себе какую-то
непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую
философию… Дух не есть ни привидение,
ни иллюзия. Он есть подлинная реальность,
и притом драгоценная реальность,
- самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание
Божие в природе и человеке; сокровенный,
внутренний свет во всех сущих вещах;
- начало, во всём животворящее,
осмысливающее и очистительное. Он
освящает жизнь, чтобы она не
превратилась в мёртвую, невыносимую
пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но
он же сообщает всему сущему силу,
необходимую для того, чтобы
приобщиться духу и стать духовным».
По мнению
митрополита Сурожского Антония,
духовность – не достижение, а путь. Духовность
заключается в том, что Святой Дух
действует в нас, это проявления
его таинственного действия.
К уникальному
свойству человеческого существа,
делающего его человеком, относил
духовность Александр Мень. В интервью,
данной Наталии Большаковой в марте 1989 г.
он объяснял: «…духовность есть
обладание духом, бессмертным,
творческим, этическим, свободным духом…
Духовность есть проявление духа. Человеческая
духовность не есть наше изобретение.
Мысль человека отображает Мысль
космическую, сознание человека
отображает космическое Сверхсознание,
духовность человека связана с высшим
духовным планом бытия».
В целом,
религиозный подход рассматривает
человека как совокупность духа, души и
тела или соответственно: духовности,
душевности и телесности. При этом особо
подчёркивается мысль об иерархичности,
о доминирующем положении духовности
над душевностью и телесностью.
Подвижник-аскет Феофан Затворник
утверждал, что по своему
естественному назначению человек
должен жить в духе, духу подчинять и
духом проникать всё душевное, а тем
паче телесное,
а за ними и всё своё внешнее, то есть
жизнь семейную и общественную.
Философско-религиозной
русской мысли удивительно созвучны
мысли мистиков и подвижников Востока.
Шри Рамакришна, почитаемый святой
подвижник не только в Индии, но и во
всём мире, также говорил, что сущность человека - Дух, и чем более
развит в человеке этот Дух, тем
могущественнее человек в делании и
достижении добра, блага. По его мнению,
нужно пробуждение духа внутри, чтобы
видеть Реальность. Кроме того, дух
должен быть оживотворён Божией
благодатью.
Основатель
интергальной йоги Шри Ауробиндо
настаивал на том, что духовность не
есть интеллектуальность, не есть
идеализм, не есть поворот ума к этике, к
чистой морали или аскетизму; что это не
религиозность или страстный
эмоциональный подъём духа. Духовность,
по убеждению Ауродиндо, в своей
сущности есть пробуждение
внутренней реальности нашего существа;
внутреннее стремление войти в
контакт с высшей действительностью,
имманентной космосу или существующей
вне космоса, а также нашему существу;
быть с ней в связи, соединиться с ней и,
в результате этого контакта и
соединения, преобразить всё своё
существо, превращая его в новое
существо, в новую личность, в новую
природу.
Откровением
божественного света, который сокрыт в
каждой душе, открытием духа, - считал
духовность философ-мистик, музыкант,
поэт Индии Хазрат Инайят Хан.
Духовность
означает, прежде всего, разрушение
животной природы в человеке и раскрытие
в нём его божественного сознания, разъясняет
в своих многочисленных беседах Сатья
Саи Баба. Духовность требует осознания
того, что разнообразные способности
человека происходят от Духа, а не
от ума; она помогает проявить
Божественность в самом себе, поскольку является
выражением подсказок Внутреннего Духа.
Нравственность
и честность, говорит Саи Баба, -
основаны на духовном сознании. Только
духовность может поставить человека на
священный путь, который приведёт его к
цели. Только духовность может
возвысить человека и поднять его на
более высокий уровень… Забывая о
духовности, человек ведёт
искусственную жизнь, в основе которой
лежат земные удовольствия.
Особо святой
обращает внимание на то, что духовность
имеет отношение к духу любви; она
подразумевает силу, исходящую от любви…
По его мнению, Эйнштейн интуитивно
чувствовал, что та неизменная сила, что
кроется за энергией, может быть
определена как божественная.
Человечество
имеет в настоящее время и ещё один
Источник, проливающий свет на суть
рассматриваемого вопроса – это данное
в первой половине XX века Учение Живой
Этики, в конце века – Учение Сердца.
Какова же сущность понятия «духовность»
с этих позиций? В первую очередь – это
проявление тончайшей,
всеначальной, высшей психической
энергии в человеке. Отложения
психической энергии являются тем
веществом, посредством которого
проявляется дух. Более того, сам дух
есть энергия сознания, или Психическая
энергия.
Психическая энергия не является
собственностью человека в прямом
смысле этого слова, поскольку «именно
всеначальная энергия не может быть
присвоена. Она вибрирует и постоянно
космически изменяется. При
израсходовании она восполняется не
изнутри, но извне.
Зерно духа
одето в сияющую психическую энергию.
Это одеяние может быть убого или
прекрасно, но оно менее всего
принадлежит человеку. Он одарён щедро,
ибо микрокосм является конденсатором
психической энергии» (Надземное,
697). Учение Живой Этики поясняет, что «называя
её психической энергией, говорим о той
же Софии мира эллинов или Сарасвати
индусов. Святой Дух являет признаки
психической энергии так же, как
созидающий Адонай Израиля и Митра,
полный солнечной мощи» (Агни Йога,
416). Оказывается, что и «благодать
вполне реальное вещество высшей
психической энергии» (Иерархия, 229).
Кроме этого, Учение обращает внимание
на особое светоносное соединительное
вещество, идущее из сердца: «эманации
сердца постоянно творят светлое
вещество, которое назовём как бы
смыслом психической энергии»
(Сердце, 374).
Духовность, как
тончайшая энергия, является
своеобразным «мостом», связующим
человека с Высшим Миром:
«…только психическая энергия,
вступив в общение с Высшим Миром, может
направить суждение на путь Истины….
Только мысль о Надземном Мире может
помочь отличить частицу Абсолютного,
доступного человеку» (Надземное, 755).
Много внимания
вопросам духовности и ее развития
уделяла в своих многочисленных письмах
Е.И.Рерих. «Все аппараты будущего для
собирания и конденсации тонких энергий
будут нуждаться в наличности
психической энергии высшего качества,
или духовности в операторе, -
отмечала Елена Ивановна. - Многие
тончайшие соединения возможны лишь в
присутствии ауры определённого
напряжения и состава» (25.10.36 г.)
«Духовность
есть основа всякого Бытия, вечного или
бессмертного… Интеллект,
уравновешенный с высокой духовностью, -
великая мощь в Космосе. Высокая
духовность есть ярая любовь ко всему
Прекрасному» (15.10.53 г.).
Грани Агни Йоги,
дополняя данное в Учении знание, ещё
раз дают нам понять, что «духовность не
имеет ничего общего с явлением
интеллекта. Духовность и личность
можно противопоставить друг другу как
высшее и низшее начало в человеке…
Духовность
есть свойство перевоплощающейся
сущности человека. Ни образование,
ни воспитание её дать не могут. Но,
когда она достаточно сильна, она светит
через все оболочки, и иногда так сильно,
что тьма внешняя не может угасить этот
Свет.
Духовность
– неотъемлемое достояние человека. Это
ценность, превыше которой нет ничего на
Земле… Признаки духовности скрыты
глубже и остаются с человеком всегда,
порою выявленными, порою скрытыми!» (ГАЙ,
VI, 516; X, 284).
«Энергия
всеначальная слагает все виды существ
живых. Так в потенциале каждая тварь
Божья имеет некий спектр огней
непроявленных, процесс оживления
которых зависит только от деяний
носителей их», - говорится в Учении
Сердца (Молитва Сердца, 250).
О том, что в
глубине недр Пламенного сердца
человеческого имеется «семя
духовности, Рукою Творца
Вседержителя брошенное на почвы
благодатные», «зерно свойства
Божественного, токами Любви Вселенской
пронизанное», «Дух живородящий семени
Бессмертия»
открывает нам и Огненная Библия
(С. 58, 84, 223).
Что же говорят
о духовности учёные, идущие по пути
синтеза знаний, а потому и нескованные
старыми догмами? Приведём несколько
разных определений, данных
представителями современной науки:
«Дух –
неделимая, неизменяемая божественно
идеальная тонкоматериальная
сущность, которой человек наделяется
Богом от зачатия, дающая человеку
возможность стать богоподобным и
обеспечивающая человеку связь с
Небесами. Через Дух Бог следит за нами.
Через Дух наши обращения достигают
Небес.
Духовность –
это оболочка Духа, нарабатываемая
человеком по жизни.
В
содержательном смысле Духовность –
это состояние человека, принявшего в
качестве основы своей сущности, -
Творца, Иерархию и Любовь, и
устремленного к ним, живущего с
открытым сердцем, руководствующегося в
своих действиях нравственностью и
добром, ориентированного на расширение
сознания, творческое созидание и
самосовершенствование, следующего
законам Космоса» (доктор физико-математических
наук, академик РАЕН Акимов А.Е.).
«Духовность –
реальная феноменологическая величина.
Духовность – принцип работы духа с
человеком» (доктор медицинских наук
Казначеев С.В.)
«Через
духовность осуществляется связь
энергии Космоса с полем живого
вещества человека. Духовность – это
способность человека трансформировать
энергию Космоса и направлять её на
других людей с целью дальнейшего
развития вселенской любви, добра и
саморазвития. …духовность – изнутри
имманентно присущее» (доктор
психологических наук, профессор,
академик РАО Пономаренко В.А.).
Как путь
вертикального самосозидания человека,
духовного движения к Богу (или
Сверхразуму, Космосу); как
оплодотворённость души духом и
постоянную тягу к вершинам бытия, -
рассматривает духовность В.И.Андреев (автор
инновационного курса «Педагогика
творческого саморазвития»).
Из анализа
других научных взглядов на духовность,
когда авторами не даётся точное
определение данного понятия, всё же
можно достаточно ясно отметить –
ведущим (в смысловом аспекте) для
большей части авторов в характеристике
духовности выступает «дух», сущее в
человеке. Характерной особенностью
здесь является обозначение
исследователями принципиального
различия духовности и знаний, как
результата овладения культурой. Так,
например, В.Д.Шадриков подчёркивает,
что духовность не находится в прямой
связи со способностями и интеллектом.
По его мнению, духовным может быть и
человек со средними способностями.
Итак,
подводя итог, можно заключить, что духовность
– это тончайшая духовная энергия, связывающая
человека с Высшим Миром. Именно эта
энергия (которую можно назвать и
психической, и огненной, и энергией
сознания, и сердечной энергией) даёт
возможность нашему духу проявлять
себя в земном мире, одухотворяя («осеняя»,
«оплодотворяя») всё, что производит
человек «своими руками и ногами».
Духовность, как божественная по
своему происхождению энергия,
теснейшим образом связана с Любовью. Я
бы даже сказала, что в своём высшем
проявлении она,
по сути, и есть проявление
высочайшей, тончайшей энергии Любви,
энергии Огненного сердца, которое
на этом уровне и есть Высшее сознание
человека.
Носители
высокой духовности – своего рода
Светочи мира сего, поскольку своим
светом (невидимой глазу смертного
Огненной мощью, которая многократно
превосходит даже атомную энергию по
своей утончённости) они воистину
освещают и преображают наш мир, «испивая
своими сердцами» чашу яда земного.
Именно они своими Огненными сердцами (потоком
своей сердечной энергии, наполненной
Любовью) способны зажигать и в других
сердцах Веру, Надежду и Любовь. Такие
люди – вдохновители, целители,
духовные Учителя с большой буквы. Это
те, которые не стремятся учить сами, а
те, к которым идут учиться. Человек,
накопивший «кристалл» духовности (называемый
в Агни Йоге Рингсэ) и достигший
своей самоотверженностью высокого
духовного потенциала становится
духовным магнитом, проводником,
привлекающим и проводящим через себя
Высшие энергии на Землю. По сути, такими
проводниками на сегодняшний день
должны стать все люди. Почему? Потому
что в настоящее время Земля выходит в
своём эволюционном развитии на новый
виток.
На Землю
проливаются огненные космические
энергии, которые в Учении Сердца
названы токами Любви. Именно о
приближении Огня и подготовке к его
принятию предупреждало нас Учение Агни
Йога. Теперь настало время, когда Огонь
– ток наивысочайшей частоты – лавиной
идёт на Землю. Проявление этого Огня
уже отмечено учёными (так, например, см.
Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание
климата Земли. – Новосибирск – Томск,
2002). Ассимилировать, принять эти токи
можно только Огненным сердцем,
которое и есть носитель истинной
духовности – огненной энергии Любви. Ничто
другое не способно принять потоки
лучей из сфер Огнедышащих, потому и
сказано в Учении Сердца: «Лишь
сердце любящее спасёт вас!» (Зов
Сердца, 10.12). Да, только сердце, - этот «великий
трансмутатор материи и энергий,
текущих через оболочки духа» (ГАЙ, IV, 371).
Духовность, как
своего рода потенциал, «зерно», -
имеется, в принципе, у каждого, но оно
может так и остаться в непроявленном, «спящем
состоянии», если его не пробудить и не
помочь «пойти в рост».
Как же
развивается духовность? Кто или что её
развивает?
В
представленных выше работах можно
достаточно ясно и чётко проследить
ответ и на этот вопрос. Так, у Н.Бердяева
в его труде «Экзистенциальная
диалектика Божественного и
человеческого» читаем: «Духовность вне
феноменального объективированного
мира, она не из него развивается, она
лишь прорывается в него. … Наиболее
духовно значительное в человеке идёт
совсем не от социальных влияний, не от
социальной среды, идёт изнутри, а не
извне <…> рост духовности
осуществляется заключённой в человеке
духовной же силой, этот рост не
может быть результатом недуховных
состояний. Высшее никогда не получится
из низшего, не заключающего в себе
никаких задатков высшего, никаких его
потенций…Ошибка натуралистической
эволюционной теории заключалась в
предположении, что низшее само по себе
порождает высшее, что материальное в
силах создавать духовное. Духовная
сила есть в человеке изначально и не
человеческая только, но
богочеловеческая… Человек в духовной
своей глубине соприкасается с
божественным и из божественного
источника получает поддержку» (гл.
IX).
Эту же мысль
высказывает и В.Зеньковский в книге «Проблемы
воспитания в свете христианской
антропологии»: «Нельзя прийти к
духовному росту через развитие
психических сил – интеллекта, воли,
чувств, хотя духовная жизнь и
опосредуется этим развитием душевной
периферии».
И.А.Ильин в
вопросе пробуждения и развития
духовности вычленяет два главных
понятия: дух и инстинкт духовности. При
этом он не считает их противоположными
друг другу. Напротив, «дух есть
высшее естество инстинкта, а инстинкт
есть элементарная, но органически-целесообразная
сила самого духа… Дух человека
призван к живому творчеству; он должен
будить, побуждать и вести человеческий инстинкт…
Инстинкт же … призван нести
бремя мира и служить осуществлению
божественной ткани в пределах
мироздания. Он должен принять эту
задачу свободно и творить с
радостным усердием». Однако
вначале должно произойти пробуждение
инстинкта, который «подобно алмазу в
хрустальной чаше, покоится в
младенческой душе и как бы ждёт луча
благодати, чтобы взыграть светом; или,
подобно ребёнку в колыбели, ожидает он,
чтобы Божие солнце разбудило его своим
светом». По мнению И.А.Ильина, чтобы
сделать из ребёнка духовно-зрячего,
сердечного и цельного человека с
крепким характером, надо зажечь и
раскалить в нём как можно раньше
духовный «уголь»: чуткость ко всему
Божественному, волю к совершенству,
радость любви и вкус к доброте. Это, -
утверждает философ, - откроет ему
путь вверх и даст ему духовную свободу.
А для этого, надо как можно раньше дать
ему целое богатство духовных
впечатлений, направить его внимание на
самые красивые и изящные явления
природы и на их
таинственную целесообразность.
«Пусть почует тайну природной жизни… И
пусть понесёт в сердце благоговение,
чуткость и благодарность.
Ребёнок должен
как можно раньше почуять реальность
чужого страдания и научиться
вчувствоваться в него, чтобы жалеть,
беречь и помогать и идти на деятельную
помощь. Необходимо найти прямой и
близкий путь к его сердцу и
научить его хотеть добра и
стыдиться зла…
Он должен
открыть своё сознание голосу совести и
научиться внимать его бессловесным
призывам к совершенству; и, что важнее
всего, он должен несколько раз по
собственному почину отдаться этому
голосу и осуществить в жизни его
требования, чтобы познать совесть не
только через угрызения за грех, но
через творческое осуществление её зова…
Так пробуждается в ребёнке его
инстинктивная духовность и «ангел»
входит в сокровенную глубину его
сердца». Интересно, что Е.И.Рерих в
своем письме от 15.10.53 г. также отмечала,
что «духовность развивается на яром
росте врождённого инстинкта».
По мнению
академика РАЕН А.Е.Акимова: «Духовность,
как оболочка Духа, формируется (нарабатывается)
в той мере плотности, в какой человек
следует содержательным требованиям
Духовности. И в этой мере он выполняет
своё предназначение, явившись в жизнь,
в этой мере он выполняет свою миссию.
Если жизнь человека
противоречит содержательным
требованиям Духовности (жизнь в грехах),
то это создаёт негативную оболочку
Духа (создаёт антиДуховность). В этом
случае после смерти человека на
Небесах происходит очищение, - очищение
Духа от этой негативной оболочки. Если
греховность оказывается достаточно
большой, то в следующих реинкарнациях
от человека может потребоваться
преодоление каких – либо трудностей во
имя искупления прошлых грехов. Если
оболочка Духа превращается в полную
противоположность Духа, то очищение
может произойти только через чистилище».
Библию, Учение
Живой Этики, письма Е.И.Рерих, Учение
Сердца и новое откровение, выданное в
самом начале XXI века, Огненную Библию, -
в плане раскрытия путей развития
духовности можно назвать бесценными
Сокровищницами. Если попытаться
выделить наиболее важные моменты, то
необходимо обозначить следующие,
проходящие «красной нитью» от Библии
до Огненной Библии.
Осознание
своей истинной духовной сущности.
Человек должен осознать, что он несёт
в себе дух (духовность – духо-носность).
Осознать связь духа с Высшими Мирами: «именно,
уничтожение прикасания к высшим
энергиям разобщает человечество с
Космосом. Как же можно
существовать в Космосе, являя
непонимание мировой Эволюции?» (Мир
Огненный, III, 365). Ведь ещё в Библии
сказано: «Не знаете ли, что тела ваши
суть храм живущего в вас Святого Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои»
(1 Кор. 6, 19). Потому «мысль о духовности
должна войти в жизнь, но как истинное
понимание Основ Бытия» (Мир Огненный, III,
240).
Взять на
себя мужество жить духовно, жить в духе.
Человеку необходимо «воскреснуть»
в духе, распяв всё низшее в себе. А.Мень
как-то заметил, что эволюция человека
как биологического вида кончилась.
Началась эволюция духовная. Человек
ведёт борьбу внутри себя - за самого
себя истинного. «Сам не свой» бывает
человек, когда в корне меняет отношение
к жизни. Да, он уже не свой, то есть уже
всецело не принадлежит телу земному,
подвластно следуя его капризам. Он
принадлежит духу, подчинившему себе
тело… Каждый поступок он уже будет
соизмерять мерами, диктуемыми духом
просветлённым. Дух будет руководить и
действиями, и поступками, и мыслями, и
словами, преображая всю сущность
человеческую (Надземная
Обитель, 154). «Только дух способен нас
одарить сокровищами небесными, сделав
их пригодными для использования и в
сферах земных» (Сердце Беспредельности,
365). Но «попирая высшее в себе, человек
не умертвит то, что бессмертно… Свято
почитая волю человеческую, птицею
легкокрылою упорхнёт дух Божественный,
оставляя смертного с самим собою.
Каждый знает о том, что «насильно мил не
будешь…» (Огненная Библия, с. 297).
«Когда
сознание всецело переносится в область
духа, преображение оболочек идёт
быстро… Мы считаем большим
достижением, когда человек начинает сознательно
утончать свои огни, заменяя низшие
их проявления высшими» (ГАЙ, IV, 225). Путь
духа, говорится в Живой Этике, как
ничто другое, развивает сознание и
очищает жизнь. И там же: «Человеку
вверены мощные энергии, потому кто
не возжжёт дух, тот не выполнит
назначения. Именно самоусовершенствование
прежде всего заключается в сознании
проявления духовности» (Мир Огненный, II,
447). «Преодолеть себя важно. И власть
установить над телами низшими насущно,
как никогда. Оцените всю бесценность
духа вашего и пастырем сделайте его,
подчинив ему всё низшее в себе» (Зов
Сердца 15.12).
Каков же
путь духа, которым должен идти человек? В
чём смысл и цель этого пути? Говоря
словами Серафима Саровского – «в
стяжании Духа Святого», языком
Учения Агни Йоги – в
накоплении и утончении психической
энергии (духовности) или
подготовке «огненного одеяния» духа,
чтобы было в чём возвращаться в Отчий
Дом, языком Учения Сердца – умножение
огней сердечности, сердечной Любви...
По сути все святые, все подвижники –
как истинные герои духа, - прошли этот
путь, являя нам живой пример для
подражания. Именно они, - тот духовный
авангард человечества, который
прокладывает путь Эволюции духа.
Предельно
обобщая и синтезируя всё, что является
«накопителями» духовности, самыми
основными можно назвать следующие:
Великое
устремление к служению Общему Благу: «…каждое
действие, направленное во Благо
Служения светлого, уже отлагает
кристалл энергии всеначальной,
побуждая к шагу последующему, ибо само
сокровище начинает заботиться о росте
собственном» (Молитва Сердца, 206).
Проявление
в повседневной жизни духовных качеств,
которые в Евангелии названы плодом
духа: «Плод же духа: любовь,
радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание…
Если мы живём духом, то по духу и
поступать должны» (Гал. 5. 22, 23, 25).
«Милосердие,
сострадание, сожаление, любовь и все
благие устремления, так указанные Нами,
разве не являются чудесными путями
сообщения с высшими энергиями? Нужно
привыкать смотреть на эти светлые
качества, как на действительное
средство, соединяющее с Высшими Мирами»
(Сердце, 374).
Весь спектр сердечных качеств
мы встречаем и в Учении Сердца, и в
Огненной Библии, - это всё те же:
долготерпение, милосердие, всепрощение,
любовь, сострадание, даяние, сердечная
признательность, благодарность…
На
необходимость проявления этих качеств
обращает внимание и Хазрат Инайят Хан.
Духовность, по его образному сравнению,
подобна воде, скрытой в глубине земли: скрытую
в глубине сердца, эту воду, которая
есть духовность, необходимо, так
сказать добыть. Эта добыча происходит,
когда кто-то берёт на себя труд пробудить
в себе сострадание к другим людям,
сгармонизироваться с другими и понять
других.
Но более всего
в духовных Учениях уделяется
внимания Любви и Радости,
которые являются неотъемлемыми
качествами любящего Сердца,
названного в Учении Сердца Огненным. «Любите!
Нет дела важней человеческому сердцу,
чем нести Свет Любви. Желайте Любви,
ищите Любви, пылайте Любовью… Любовью
всё одолеете, всё постигнете… Токи
её главенствующие во Вселенной.
Призвав Любовь, вы призываете мощные
силы токов Беспредельности… Любовь
растите безгранично… Любовь –
цель ваша. Меру Любви ко всему
прилагайте, тем быстрее жить
начнёте токами новыми. Во имя Любви
творите все деяния ваши. С ней лишь
соизмеряясь, по жизни идите. Вдох –
Огонь Небес, выдох – Любовь сердечная.
Научись дышать по-новому…» (Учение
Сердца).
В Огненной
Библии даётся Канон Любви Священной,
который незримо начертан в каждом
сердце человеческом: «Закон Любви
един, но складывается он сочетанием
иных, не менее важных, законов,
основоположенных краеугольными
камнями в Деле Строительства всего
Мироздания в целом. А тот, кто станет
свято почитать их, не пренебрегая
канонами, писаными для души, восходящей
ступенями духовности, конечно же,
продвинется по Лестнице Иерархической».
Какие же Космические Законы необходимо
нам соблюдать? В Огненной Библии
основополагающими названы: Закон
Справедливости, Закон Воздаяния
Космического, Закон Вмещения, Закон
Целесообразности, Закон Соизмеримости
(их же мы находим и в Живой Этике, и в
Учении Сердца).
О радости
как особой мудрости, сказано во
всех названных источниках. «Насколько
существенна радость бытия! Она не
только лучшее целебное средство, но и
прекрасный пособник общения с Нами...
Среди напряжений такая радость
особенно ценна и целительна… Она
проявляется как предвестница
наивысших токов, которые одухотворяют
всю окружающую атмосферу, иначе не
будет причины к такой радости… Какие
сильные мысли прийдут к человеку,
который восчувствовал радость бытия.
Около него очистится атмосфера и даже
окружающие почувствуют облегчение… Не
нужно выдумывать особо научные причины
к такой радости, она приходит через
сердце, но останется вполне реальной» (Надземное,
281). И ещё: «запомните, как радость, тепло
и огонь живут в сердце» (Мир Огненный, III,
597).
Как бы
продолжая эту мысль, Учение Сердца
говорит нам: «Идите радостью.
Радость придаст силы восходящему.
Радостью взойдёте! Радость дарит
крылья. Так, радость есть тот двигатель,
что способен поднять вверх. От радости
светлой пламень приумножается…»
Осознание
Красоты. «В красоте залог
счастья человечества, потому Мы ставим искусство
высшим стимулом для возрождения
духа» (Иерархия, 359). Красота и простота
должны стать основами жизни. «Каждый
восторг уже отлагает крупицу сокровища.
Каждое восхищение перед прекрасным
собирает зёрна Света. Каждое любование
природою создаёт луч победы. Уже давно
сказал – через красоту имеете свет» (Знаки Агни Йоги, 546).
Действия,
действия, действия. Именно
действия считаются утверждением
высших энергий, ибо когда слова
претворяются в действие, то
утверждается высшая энергия: «лишь
мысль, воспроизведённая руками и
ногами человеческими, отложится в
сокровищнице духа, взрастив адамант
бесценный» (Надземная Обитель, 327).
Труд.
Каждая работа, которая делается
проникновенно, является источником
утончённых вибраций. «Труд,
производимый с любовью, способен
проявить к жизни энергии
самовоспроизводящиеся… Радость в
труде Заповедую… Труд. Слейтесь с ним в
великом единении. Труд – благо Мира.
Труд – Свет Мира. Труд есть Жизнь (Надземная
Обитель, 263). «Трудитесь и приложится
вам сполна. Погрузитесь в работу,
питая цветок души, и пусть он расцветёт
не на зависть, но на радость окружающим…
В труде крепчает мысль, подчиняя всё
существо человеческое единому
устремлению: завершить и увенчать плод
деяний приношениями лучшими. Так в
каждом деле можно приложить токи
добрые, наслаивая мысли светлые, полные
тепла сердечного. И то, что будет
выходить из-под рук, воистину,
приобретёт свойства целебные…
Взойдите токами труда
самоутверждающими, и дух преображения
вселится в вас, даря каждое
мгновение всё новые и новые
возможности…» (Учение Сердца)
Труд души.
«Свет рождается внутри всех предметов,
ибо каждая вещь содержит в себе в той
или иной мере огненную сущность зерна.
Набухая, оно даёт росток пламени, что со
временем вырастает в мощный огненный
поток. Чтобы взрастить в себе это
благое семя, необходимо подпитывать
его влагой живой –
деяниями добрыми, мыслями
светлыми, несущими в себе
жизнеутверждающее начало» (Надземная
Обитель, 240). «Радением четверицы низшей
человек возвышает душу свою, зная, что
служением молитвенным упрочает силу
духа своего. Душа крепнет деяниями
всеблагими, руками и ногами
произведёнными» (Огненная Библия,
с. 203). «Труд заповедан каждому,
ибо руками и ногами человеческими
необходимо собрать нектар, подобно
пчеле, и сложить его в хранилище Чаши,
где приношение будет кристаллизовано и
умножено, чтобы когда-то послужить
пищей тому, кто будет нуждаться в ней…
Кристалл духа возрастает с каждым деянием
добрым»
(Надземная Обитель, 309, 399).
О
необходимости совершать душевный
подвиг
говорит и митрополит Сурожский
Антоний. Наш дух не может с места
двинуться без того, чтобы наша
душевность не участвовала в его
возрождении и восхождении к Богу.
Душевный подвиг требуется для того, чтобы
загорелся дух и чтобы Бог все
глубже мог с нами соединиться. И далее,
когда загорится наш дух, это пламя
постепенно пронизывает и душевность
нашу. В свете той благодати, которая уже
осияла наш дух, мы делаемся способными
принимать решения, которые иначе не
могли бы принимать, делаемся
способными понимать то, чего иначе не
могли бы понять. И когда человек дошел
до полноты какой-то приобщенности Богу
(полноты, конечно, относительной), то
эта благодать сходит и пронизывает и
наше тело. Этим объясняется, - говорит
Антоний, - то, что тела святых часто
остаются нетленными, их не касается
тлен, растление.
Мыслите в
Свете! – говорит Учение Сердца. «Мысли
о благе подымают к вибрации души
Учителя» (Зов, 17.07.22).
«Труд мыслетворчества
самый незримый, но крайне важный,
ибо он цементирует связь невидимую с
Мирами Дальними, выстраивая своего
рода мосты, по которым нисходят
стремительные токи, питающие жизненною
силою всех…» (Надземная Обитель, 263).
Однако
истинная духовность,
отмечается в Учении, начинается
только с началом действия высших,
духовных центров. А для
достижения высшей духовности мы должны,
подчёркивает Е.И.Рерих, «трансмутировать
и сублимировать огни наших центров до
из седьмого состояния». Открытие
высших центров человека начинается не
раньше тридцати лет. При этом оно не
начинается просто так, без особой к
этому подготовки, поскольку «это
качество (духовность, Р.П.) приходит
в минуту готовности духа» (Зов.17.07.22).
Для открытия центров «совершенно
необходимо, - пишет в своём письме от
12.04.35 г. Е.И.Рерих, - очищение мышления
и сердца, затем следует расширение
сознания, утончение всех
чувств и воспитание сердца,
ибо сердце, как синтетический орган,
может дать нам то духовное развитие,
при котором может начаться не только
открытие центров, но мы сможем обратить
на себя внимание Высокого Учителя
<...> при достаточном накоплении
духовности и при особых условиях праны
и высот – наступает настоящее
ясновидение…». Воспитание сердца в
данном случае понимается «как возжжение
всех огней».
«Духовность
достигается лишь очищением мыслей
и трудом… Самое важное закалить
себя в чистоте побуждений, мыслей и
поступков», - объясняла Е.И.Рерих (17.04.36).
О необходимости внутренней чистоты
говорится и в Учении Сердца: «О
духовности и речи не может идти там, где
сосуд чистый не был уготован, где нить
связующая Огненная прервана была…
Следует … чистоту первозданную установить
в проводниках своих, дабы не мешали они
водительству духа звёздного» (Молитва
Сердца, 1, 224).
Учение Агни
Йоги поясняет, что расширенное
сознание гармонизирует
окружающие сознания и даже являет
влияние на атмосферу. Многие люди
смешивают расширение сознания с
механическим познаванием, однако, это
далеко не одно и то же. Расширение
сознания не даётся легко. Для этого
должно быть сильное желание и терпение,
ибо многие процессы требуют времени.
Более того, такую задачу может решать
лишь деятель, посвятивший себя на
служение человечеству. «Духовности
полный сосуд – так называем людей,
которые на основании прошлых жизней, в
решимости подвига расширяют сознание и
тем входят в понимание основ эволюции»
(Агни Йога, 144). В Учении Сердца же
уточняется, что широта сознания
достигается наращиванием психической
энергии: «так путём опытным
отлагаются кристаллы, что в свою
очередь, вспышкою озарения наделяют
тело ментальное, заметно расширяя его
возможности по восприятию тех или иных
явлений в будущем» (Молитва Сердца, 310).
Совершенствование
есть путь утончения: утончения
сознания, утончения чувств, - другими
словами, утончение психической
энергии, повышение её качества
вплоть до светоносности, «когда в ней
существо начинает излучать свет». Для
чего нужно такое утончение? Для
возвышения духа, его восхождения, ибо «если
для летательных аппаратов нужен особый
газ, то насколько нужна тончайшая
энергия для возвышения духа!» (Мир
Огненный, I, 27). Утончается же
психическая энергия образом мышления (вернее,
через утончение образа мышления): «хотя
именно, психическая энергия возносит
нас, но сознание, ею порождаемое,
утончает качество энергии. Великий
Змий опять укушает хвост, заключая круг»
(Знаки Агни Йоги, 471). Утончение и
духовность неотделимы, потому Учение
советует искать и приобщаться ко всему
тонкому, утончённому в веществе своём.
«Чтобы принять ток высшего напряжения,
нужно прежде всего утончить
сознание возвышенным мышлением;
так произойдёт расширение сознания
и возжжётся огонь сердца. Такое
благотворное состояние может
получиться неожиданно» (А.Й., 853).
Учение Сердца
дано в наше время не случайно.
Ступень, на которой должен утвердиться
человек – Мудрость Небесная. «…сегодня
– мало Знать, когда требуется познание
многовековое в Мудрость обратить.
От Знания не прольётся Любовь, но от
Любви – Премудрость Высшая прольётся.
Потому и Говорю вам: Любите!»
(Мир Агни, 420). Любовь же может пребывать
только в сердце любящем. Кроме
того, «язык Мудрости способно
воспринимать лишь сердце, трепетно
отзывающееся на Слово Божественное…
Сердце есть кладезь Мудрости… Обращённый
к сердцу – обращается к Богу, ибо
только через орган сей собеседует с
душою человеческой Отец наш Небесный» (Огненная
Библия, с. 316).
Именно на сердце,
как на единственный орган, способный
провести человека «верхним» путём,
указывается во всех мировых Священных
Писаниях. Е.И.Рерих обращала особое
внимание «на этот изумительный орган,
вмещающий в себе, в своих
многочисленных центрах, всё творчество
и всю психожизнь. Без развития центров
сердца мы бесплодны, нет творчества
психожизни и жизни в высших сферах…
Только сердцем мы можем приблизиться к
сознанию Архата, Учителя, ибо Его
сознание в сердце» (13.10.29). Сердце может
подвинуть дух почти мгновенно, -
говорит Живая Этика: «Так спешно
призовём сердце на служение Новому
Миру» (Сердце, 446). Именно сердце, «это
солнце организма, есть средоточие
психической энергии… Оно есть сосуд
мировой энергии» (Сердце, 7). В Учении
Сердца психическая энергия наделяется
уже более высоким качеством – это, по
сути уже энергия любви, Огонь
сердечности: «Слово Любви не на
устах должно быть, но в сердце, с ним и
соизмеряйте жизнь вашу. Сердце!
Оно укажет путь. Лишь сердце любящее
спасёт вас! Благо Небесное войдёт в
жизнь вашу, если не утеряете
главного качества сердца – любить!
Нет таких ситуаций в жизни, что не
смогло бы разрешить сердце
человеческое, ибо в нём живёт Сам
Бог… Умножайте Пламень сердечности
и творите Благо, сердцами
преображая мир, готовый шагнуть в
сужденную ему Эпоху Сердца».
Учение Живой
Этики поясняет, что на средних ступенях
духовность может быть воспитываема, но
начинать такое преображение нужно от
рождения: «Нужно дать чистую
атмосферу, не затемнять воображения
подлыми видами, научить радоваться
именно возвышенно-прекрасному, удалять
роскошь и всякую грязь. Человек
духовный не будет ханжой, не будет
лжецом и трусом. Он познает труд как
необходимый способ совершенствования,
но сердечная молитва его будет огненно
прекрасна» (Мир Огненный, III, 499).
Резюмируя
сказанное выше, можно заключить, что
развитие духовности в руках самого
человека, поскольку
извне она не развивается.
Нужно искреннее внутреннее
побуждение самого человека.
Главное – захотеть что-то изменить в
себе. Захотеть и устремиться всеми
силами своего сердца и души к той
цели, которая изначально заложена в
нашей эволюционной программе. Путь
ясно начертан в сердце каждого в виде
свода Законов Космических, которые
известны нам уже две тысячи лет как Заповеди
Христа.
Остаётся одно – сдвинуться с места,
«ведь только исполнением Заветов
Небесных продвигаемся по ступеням
восхождения по лестнице духовности»,
- сказано и в Учении Сердца.
Земное
необходимо поставить на службу
небесному, а небесное должно служить
земному, одухотворяя его, напитывая
токами любящего сердца.
Оживить своё
сердце, дать возможность засиять его
дивным лучам, которые И.А.Ильин называл
«божественно-духоносными», - задача,
стоящая сегодня перед каждым. Путь
развития духовности – путь Сердца,
путь Любви.
Что
такое духовность?
- Это
крылья для взлёта, -
Что энергией
Сердца
В
миг единый растут.
Что такое
духовность?
-
Огнь Любви устремлённый,
Что
возносит в Мир Духа
И
бессмертье дарит.
Что
такое духовность?
-
Радуг Света сиянье,
Что
лучится из Сердца
И
Мир Новый творит!
Где
же взять мне те крылья
И
Любви устремленье?!
- Всё
в тебе есть, родимый!
Верь
в себя, Человек!
В
сокровенных глубинах
Ты
несёшь семя Божье –
В
нём сокрыты все силы –
Пробудись,
Человек!
|