НАУКА

Р.А.Парошина, к.п.н., докторант
Красноярского госпедуниверситета

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

(Будущее молодёжи в Сибири: молодёжная политика и образование. Исследования, опыт, рекомендации.
Выпуск №1. «Проблемы образования. Молодёжь и вопросы воспитания».
– Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – С. 312-330)

 

Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых ещё лет десять назад. Всё с большей ясностью проступают в этом портрете ростки как нравственного, так и безнравственного, - ростки, по сути, того, что так щедро (или скупо) подпитывалось в детской душе всем ее окружением: и социумом, и родителями, и педагогами. И не секрет, что порой в этом портрете цветёт пышным цветом не высшая, а низшая природа человека с её необузданными эмоциями, страстями, страхами, самомнением, жестокостью, эгоизмом… Если сравнить детей с садом, а родителей, педагогов с садовником, то создаётся впечатление, что садовник, видимо, давно не заглядывал в свой сад, будучи занят другими неотложными делами. Запущен, заброшен, не ухожен сегодня сад детской души… Но рано или поздно садовник всё равно войдёт в него, чтобы собрать урожай… Что пожнёт он в нём? Не заглушат ли, не уничтожат ли сорняки и паразиты ещё не окрепшие хрупкие росточки духовности и нравственности в душах его подопечных?..

Современные проблемы, которые мы сегодня столь обильно пожинаем (и экологические, и экономические, и социальные, и пр.), - по сути, все имеют корни в так называемом человеческом факторе. Доказывать это уже нет необходимости, поскольку все они признаны (и наукой, и философией, и религией) как грани одного глобального духовно-экологического кризиса. Признанным на сегодняшний день является и тот факт, что поиск решения всего комплекса этих проблем лежит на путях духовного возрождения человека и общества. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что будущее молодёжи в Сибири, а значит, и самой Сибири, и всей России в целом, на наш взгляд, напрямую связано с успехом или неуспехом данного поиска.

Вынесенная в название проблема духовно-нравственного становления современного молодого человека обозначена как социально-педагогическая неслучайно. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим. Содержание же и интенсивность такого воздействия всем нам хорошо известны. Думается, что многими осознаётся и направленность такого воздействия: укрепление и питание всё той же низшей (животной) природы человека.

Юность психологи называют возрастом любви. Для любви в юношеском возрасте характерна идеализация объекта любви, что само по себе даже хорошо. Однако нередко молодые люди за любовь принимают увлечение, а порой и просто половое влечение, которое стремятся сразу удовлетворить… К сожалению, в настоящее время к биологическим, психологическим причинам, приводящим к резкому снижению возраста вступления в интимные отношения, прибавились и социальные, крайне усугубляющие эту всегда существовавшую для молодёжи проблему. Немалую роль в этом сыграло развитие средств массовой информации и коммуникаций и введение конституционного запрета на цензуру. В результате на детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, преступность, секс, наркоманию, проституцию, бесстыдство.

«Эксплуатация инстинктов секса в СМИ и в искусстве, а также агрессии и насилия перешла все мыслимые и немыслимые границы. Последнее привело к деструкции человеческого образа, особенно образа женщины, которая всегда выступала хранительницей дома, семьи и т.д. Сейчас ведущей моделью, которой хотят подражать, является модель «путаны», «вакхической женщины», но отнюдь не мадонны. Это опасно. Женщина – не только «вдохновляющий ресурс человека», но и нравственный и облагораживающий человечество образ, начиная с младенчества. Для трети девочек (по результатам опроса) секс является приоритетным…», - отметила в выступлении на «круглом столе» отделения образования и культуры РАО - «Духовность, художественное творчество, нравственность» - доктор философских наук, зав. лабораторией Института философии РАН, действительный член РАО Л.П. Буева.

В своё время Вл. Соловьёв отмечал: «Чувство стыда есть уже фактически безусловное отличие человека от низшей природы… Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он не есть только это природное материальное существо, а ещё нечто другое и высшее… Здесь охраняется не материальное благополучие субъекта, а его высшее человеческое достоинство, или, точнее говоря, не охраняется, а свидетельствует о себе, что оно ещё сохранено в глубине существа.

…Бесстыдство и безжалостность в корне подрывают его нравственный характер… Стыд и совесть говорят разным языком и по разным поводам, но смысл того, что они говорят, один и тот же: это не добро, это не должно, это недостойно» (Вл. Соловьёв. Оправдание добра, ч. 1, гл. 1. II, IV, VI).

По результатам исследования Научного центра психического здоровья РАМН формирования материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста - с этапа беременности до достижения ребенком возраста 4 лет - поведение лишь небольшой части матерей можно назвать по-настоящему материнским. Девушки не хотят становиться женами и мамами. По словам руководителя исследования доктора медицинских наук Галины Козловской, «молодые мамы разучились любить своих детей… Сегодня количество агрессии по отношению к детям таково, что можно уверенно сказать: общество переживает критический период, его будущее под угрозой». Ситуация, действительно, опасная. Опасная тем, что очень планомерно, изо дня в день, идёт массовое унижение и осквернение самого чистого и святого, что дано человеку, – Любви, Красоты, Истины. Так, очень часто сегодня можно столкнуться с подменой слова «любовь» искусственно внедряемым в нашу речь словом «секс». А «ведь «секс» в осмысленном переводе значит: плотское вожделение, похоть, блуд, грех. Неграмотно и небезобидно для смысла смешивать его со словом «любовь». «Любить» в русском языке означает чувство, имеющее не плотское, а духовное начало. И входит оно в такой смысловой ряд: жалеть, благоговеть, боготворить и т.д. Те же, кто перестаёт это понимать, постепенно духовно вырождаются, незаметно «расчеловечиваются» в своём отношении к любви и к жизни», - с великой болью констатирует доктор филологических наук В. Троицкий (В.Троицкий. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. – 1998. – № 44. – С. 15).

Кто же за всё это сегодня ответствен? Ответственны все, независимо от званий и положения, - поскольку все мы, вольно или невольно, являемся «сеятелями». И что мы сегодня сеем на поле человеческом – в души наших детей, – то и будем пожинать (и уже пожинаем). Именно поэтому обозначенная проблема – социальная. Однако она и педагогическая, поскольку именно педагог в первую очередь призван «сеять разумное, вечное, доброе».

 

Итак, духовно-нравственное становление человека.

1. Почему именно духовно-нравственное, а не просто нравственное? В контексте нашего исследования такая формулировка подразумевает синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов – духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком именно духовности.

Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии педагогической науки, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие. Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство его биологического, социального и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, – тела, души и духа. Признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовно-нравственного становления человека.

Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников и мистиков Востока, духовных учениях и работах современной науки) позволяют сделать вывод о том, что духовность и нравственность – явления не тождественные и не рядоположенные.

Нравственность в энциклопедическом педагогическом словаре трактуется как термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). В советской этической литературе в разное время под нравственностью понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм, г) сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами; область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро. Таким образом, в целом можно сказать, что нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть - социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

Духовность же имеет «вертикальную» направленность, поскольку она «не от мира сего», - она принадлежит духу, духовному миру, а не социальному. Но как солнце, свет дают растению возможность набрать «цвет» и распуститься чудесным цветком, так и духовность (дух) даёт человеку (личности, душе) проявить в этом мире свои самые лучшие – божественные качества: любовь, милосердие, сострадание, терпение… Если обратиться к уже имеющимся в психолого-педагогических науках понятиям, то, на наш взгляд, наиболее идентично понятию «дух» понятия «индивидуальность» и «высшее Я».

В энциклопедическом педагогическом словаре находим: «Понятие духовность, образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесённость с супранатуралистическим трансцендентным началом… Духовность не поддаётся определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Духовность противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, - она бездуховна… Императив "Имей в себе Бога", который В.С. Соловьёв сформулировал как требование религиозной нравственности, в наиболее строгом виде выражает смысл духовности и показывает, что работа духа всегда представляет собой мистическую практику».

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки и религии) в большой мере идентичны. Духовность неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Так, Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека; идущая из глубины сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

Человеческая духовность не просто неосознанна, - утверждал В.Франкл, - а неизбежно бессознательна. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он уточняет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».

Созвучны этим взглядам и мысли И.А. Ильина: «…Говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию… Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, - самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным» (Инстинкт духовности //Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.3 / Сост. и коммент. – Ю.Т.Лисицы; Худож. Л.Ф.Шканов. – М.: Русская книга, 1994).

По мнению митрополита Сурожского Антония, духовность – не достижение, а путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия.

К уникальному свойству человеческого существа, делающего его человеком, относил духовность Александр Мень. «…Духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом… Духовность есть проявление духа. Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия» (Интервью Н. Большаковой, март 1989 г.).

В целом в философско-религиозной русской мысли человек рассматривается как совокупность духа, души и тела, или, соответственно, духовности, душевности и телесности. При этом особо подчёркивается мысль об иерархичности, о доминирующем положении духовности над душевностью и телесностью. Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.

С понятием духа и его действием в человеке связывают своё представление о духовности и многие современные учёные, идущие по пути синтеза знаний.

«Дух – неделимая, неизменяемая божественно идеальная тонкоматериальная сущность, которой человек наделяется Богом от зачатия, дающая человеку возможность стать богоподобным и обеспечивающая человеку связь с Небесами. Через Дух Бог следит за нами. Через Дух наши обращения достигают Небес. Духовность – это оболочка Духа, нарабатываемая человеком по жизни. В содержательном смысле духовность – это состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности - Творца, Иерархию и Любовь и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса» (доктор физико-математических наук, академик РАЕН А.Е. Акимов).

«Духовность – реальная феноменологическая величина. Духовность – принцип работы духа с человеком» (доктор медицинских наук С.В. Казначеев)

«Через духовность осуществляется связь энергии Космоса с полем живого вещества человека. Духовность – это способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять её на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития. …Духовность – изнутри имманентно присущее» (доктор психологических наук, профессор, академик РАО В.А. Пономаренко).

Как путь вертикального самосозидания человека, духовного движения к Богу (или Сверхразуму, Космосу); как оплодотворённость души духом и постоянную тягу к вершинам бытия рассматривает духовность В.И. Андреев (автор инновационного курса «Педагогика творческого саморазвития»).

Из анализа других научных взглядов на духовность, когда авторами не даётся точное определение данного понятия, всё же можно достаточно ясно отметить – ведущим (в смысловом аспекте) в характеристике духовности выступает именно «дух», сущее в человеке. Характерной особенностью здесь является обозначение исследователями принципиального различия духовности и знаний как результата овладения культурой. Так, например, В.Д. Шадриков подчёркивает, что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. По его мнению, духовным может быть и человек со средними способностями. Вместе с тем в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В. Лодыженский) - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания в человеке является сердце (А.Бергсон, В.Ф.Войно-Ясенецкий, И.А.Ильин, И.С. Павлов, П.А.Флоренский), которое, согласно не только духовным источникам, но и последним научным данным, является не только главным «чувствилищем», но и органом духовного познания.

Обобщение изученного и проанализированного в исследовании материала (только частично представленного в данной статье) позволяет заключить, что духовность – это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия (которую можно назвать и психической, и огненной, и энергией сознания, и сердечной энергией) даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя («оплодотворяя») всё, что производит человек «своими руками и ногами». Духовность, как божественная по своему происхождению энергия, в своём высшем проявлении, по сути, и есть высочайшая, тончайшая энергия Любви, энергия сердца. Духовность, как своего рода потенциал, «зерно», имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».

Итак, сущность духовности в предельно обобщённом виде можно выразить одним словом – ЛЮБОВЬ. Любовь, которая не есть произведение человека, а великий дар свыше, данный человеку в потенциале изначально. Для чего? Для приумножения его в себе и привнесения в мир. Ведь именно через любовь (духовность) и проявляет себя в человеке Бог, «потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4: 8). И чем более в человеке любви (истинной Любви, божественной, - любви ко всему сущему), тем более он духовен.

Человек создан по образу и подобию Божию. Об этом единогласно говорят все религии мира, все духовные учения. В Евангелии от Иоанна (10: 34) Христос напоминает: «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»?» И если цель человека в своей, пусть и несколько отдалённой, перспективе стать богом заложена в его эволюционной программе, то путь достижения этой цели дан человеку в заповедях, главной из которых является именно любовь. Любовь, которая «долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Любовь, которая «никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13).

Нравственность и духовность человека в его становлении неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно для того, чтобы подчеркнуть их неразрывную связь в этом становлении, мы и обозначили его как духовно-нравственное. Однако каждая из них развивается по своим законам, поскольку они относятся к разным иерархическим сферам бытия. И как было показано ранее, одна (духовность) дана человеку в своём потенциале изначально свыше, другая может быть приобретена человеком в процессе воспитания или самовоспитания.

Выше мы отмечали, что нравственность более относится к личности, а, в некотором роде, и к душе человека. Она является для неё (для души) своеобразным средством, путём достижения духа. По словам митрополита Сурожского Антония, наш дух не может с места двинуться без того, чтобы наша душевность не участвовала в его возрождении и восхождении к Богу. Душевный подвиг требуется для того, чтобы загорелся дух и чтобы Бог все глубже мог с нами соединиться. И далее, когда загорится наш дух, это пламя постепенно пронизывает и душевность нашу. В свете той благодати, которая уже осияла наш дух, мы делаемся способными принимать решения, которые иначе не могли бы принимать, делаемся способными понимать то, чего иначе не могли бы понять. И когда человек дошел до полноты какой-то приобщенности к Богу (полноты, конечно, относительной), то эта благодать сходит и пронизывает и наше тело. Другими словами, говоря научным языком, можно сказать, что нравственность, как присущая личности характеристика, является необходимым условием и средством пробуждения и возрождения духовности. Духовность же, при обретении ею достаточной силы, в свою очередь, может выступать в такой же роли по отношению к нравственности, - то есть возвышать и преображать её.

 

2. Каким же образом духовность и нравственность человека связаны с решением экономических, экологических и других проблем настоящего времени? Почему обществу, государству необходимо и даже выгодно, чтобы их граждане были духовно-нравственными людьми?

Чтобы ответить на эти вопросы, коротко обозначим основные характеристики человека духовного. Выше мы уже отмечали, что по своему структурному строению человек представляет собой триединство тела, души и духа (или телесности, душевности и духовности). В соответствии с этим можно выделить и три стороны человеческой жизни: телесную, душевную и духовную. В зависимости от того, какой преимущественно жизнью человек живёт, формируется и его особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах. Когда человек живёт духовной жизнью, тогда духовность у него является господствующей, подчиняя себе и проникая собою душевность и телесность. И именно такое положение есть естественная норма человеческой жизни, поскольку человек по своему назначению должен жить именно в духе. По словам Ф. Затворника, в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством.

Итак, человек духовный осознаёт свою истинную духовную сущность, осознаёт, что он несёт в себе дух. Кроме того, он осознаёт связь духа с Высшими Мирами: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор. 6, 19).

Он берёт на себя мужество жить в духе. Потому первейшей своей задачей видит необходимость «воскреснуть» в духе, распяв всё низшее в себе. И когда победа одержана, дух вступает в своё законное господство, начиная руководить действиями, поступками, мыслями и словами человека, преображая всю его сущность. Свобода воли, за проявление которой так ратуют люди, есть не свобода нашей низшей природы, а свободное проявление воли духа, который есть проводник высшей Божественной Воли. И первый признак такой свободы – это свобода от своих собственных недостатков, пороков, эгоизма, желаний только для себя. Вот тогда только, по сути, мы можем говорить об истинном рождении человека.

Человек истинный, то есть духовный, живёт законами духа, ибо «если мы живём духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5: 25). Предельно обобщая и синтезируя, основными среди законов духа можно назвать: великое устремление к служению Общему Благу; проявление в повседневной жизни духовных качеств, которые в Евангелии названы плодом духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5. 22, 23); чистота и красота помыслов, слов и дел; бескорыстное даяние; стремление к Истине, Добру, Красоте.

Душа человека (его личность), в которой господствует дух, преображается и начинает обнаруживать во всех сторонах своей жизни – мысленной, деятельной и чувствующей - высшие стремления. В мысленной части от действия духа в душе появляется стремление к идеальности. И это даёт возможность человеку созерцать всё сущее идеально, то есть постигать истинное значение вещей, поскольку значение вещи и есть её идея. В данном случае идея подразумевает не человеческое произведение, а Божественное, то есть то, что было заложено в неё изначально Творцом. Понимание и соблюдение этого условия открывает для всех искателей истины – философов, учёных, мистиков – путь её постижения и открытия. В деятельной части от действий духа появляется желание и делание бескорыстных, добрых дел. При этом главным мотивом таких дел является не их полезность или необходимость, а, говоря словами Ф. Затворника, «потому что они хороши, добры и справедливы», потому что в совести человека «начертана норма святой, доброй и праведной жизни». В чувствующей части под воздействием духа появляется в душе стремление и любовь к красоте. К красоте не только внешней, но особенно к той, которая выражена во внутреннем содержании любого произведения или создания - Бога ли, человека ли, природы. Наш дух знает высшую красоту - красоту божественную, - а потому естественно к ней и стремится, поскольку наслаждаться ею есть его потребность. И «хотя не может он определённо указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание её, определённо указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным… Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит её своим воздействием дух» (Ф. Затворник. Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться, гл. 11).

Обозначенные выше мотивационно-ценностные ориентиры отражают ярко выраженную общественную, добродетельно-созидательную направленность жизненной и гражданской позиции духовного человека как достойного сына (дочери) своего Отечества. Отсюда понятно, что такая позиция, укреплённая любовью к Родине и своему ближнему, - залог её возрождения и процветания. Именно о такой позиции когда-то написал в одном из своих писем Н.В. Гоголь: «Если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собой близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно всё сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…».

Кроме названного выше, есть ещё целый ряд особенностей некоторых свойств человека духовного, говорящих о несомненном преимуществе последнего и для общественной пользы, и для самого себя. Что же это за особые свойства? В первую очередь, как уже отмечалось ранее, духовность – это своего рода тончайшая божественная энергия, через которую только и может проявляться наш дух в этом мире. И именно обладание достаточно большими запасами этой энергии, которая часто называется психической, даёт духовному человеку возможность одухотворённо творить во всех жизненных сферах. Другими словами – одухотворять всё, с чем он имеет в жизни дело. С практической же точки зрения обладание этой энергией позволяет такому человеку всегда оставаться здоровым, не поддаваться никаким болезням и эпидемиям, поскольку иммунитет человека прямо пропорционально связан с количеством накопленной им психической энергии. Более того, он сам может выступать в роли целителя. Вспомним, все святые, все духовные подвижники имели такой дар. А разве не выгодно государству иметь здорового работника? Разве не выгодно самому человеку быть здоровым?

Если обратиться к качеству работы такого человека, то и здесь можно отметить ряд преимуществ. Оказывается, что у такого человека дольше служит производственное оборудование, - оно у него практически не ломается. Это же можно отметить и на предметах его обихода, личных вещах. Качество сделанных его руками вещей, предметов и т.п. всегда очень высокое, нередко они переживают самого творца. И что бы ни выходило из-под рук такого человека или его кисти, пера, все соответствует высшим канонам красоты. Его творения всегда прекрасны. Прикосновение к ним (соприкосновение с ними) несёт радость, а порой даже и исцеление.

Человек, живущий по законам духа, заповедям Христа, стремится сохранить чистоту своего языка, своей речи, своего мышления, способствуя тем самым очищению всего окружающего мира. В своё время В.И. Вернадский в статье «Автотрофность человечества» писал: «В биосфере существует великая космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Действие этой силы на течение земных энергетических явлений глубоко и сильно. Эта сила есть разум человека, устремлённая и организованная воля его как существа общественного. В последние века человеческое общество всё более выделяется по своему влиянию на земную среду…» О силе влияния человеческих эмоций, мыслей и настроений на всё окружающее пространство, к сожалению, чаще отрицательной, говорят данные и современных исследований (А.Н. Дмитриев, В.Н. Волченко и др.). В книге доктора геолого-минералогических наук А.Н. Дмитриева «Огненное пересоздание климата Земли» приводятся любопытные результаты, полученные с исследовательского полигона в Горном Алтае. Исследования показали прямое влияние эмоционального состояния человека (его биополя) на магнитное поле Земли. Есть и другие исследования, установившие прямую зависимость между массовой фобией и падением напряжённости магнитного поля. Страх как бы съедал мощность электромагнитного поля. В 1996 году в одном академическом журнале вышла публикация, в которой авторы говорят о том, что все города Центральной России возрастом более 200 лет находятся в отрицательной магнитной аномалии. Но с позиций уже имеющегося практического знания закона снижения магнитной напряжённости при воздействии отрицательных эмоций людей нужно было писать по-другому, считает А.Н. Дмитриев. Например, так: «Отрицательное магнитное поле возникло от длительного проживания на этой земле людей, обладающих значительной силой отрицательных эмоций».

Удивительные научные открытия последних лет подтверждают и объясняют понятным нам языком многие истины Священных Писаний, касающиеся чистоты помыслов, речи человека, необходимости делания добра. Вспомним, например, предупреждение Иисуса: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12: 36-37). И у апостола Иакова найдём нечто подобное: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (3: 2). Некоторое разъяснение этому дано уже в Тайной Доктрине: «Слово (глагол) или речь каждого человека, совершенно бессознательно для него, является благословением или проклятием; вот почему наше настоящее невежество относительно свойств и атрибутов мысли, так же как и об атрибутах и свойствах материи, так губительны для нас. Да, имена (и слова) или благодетельны или зловредны. Они в некотором смысле являются или ядовитыми, или приносящими здоровье, согласно скрытым воздействиям, данным Величайшей мудростью их элементам, то есть буквам, составляющим их, и числам, соответствующим этим буквам» (Т.1. Космогенез. – Рига: Угуна, 1937. – С. 141). С позиций сегодняшнего научного знания можно более ясно понять, о чём здесь идёт речь. В принципе всё сказанное можно и нужно понимать буквально. Даже более того, всё это имеет прямое отношение и к мысли человека, а не только к произнесённому либо записанному слову.

Нам всем из школьного курса физики известны электромагнитные и гравитационные поля. В соответствии с современными научными представлениями существуют и торсионные поля, которые порождаются спином, или угловым моментом вращения (говоря языком физики). Подобно тому как любой объект, имеющий массу, создаёт гравитационное поле, так и любой вращающийся объект создаёт торсионное поле. Какое это имеет отношение к человеческой мысли или слову? Прямое. По сути, человек являет собой одну из сложнейших спиновых систем, а потому каждого из нас можно рассматривать как источник (генератор) строго индивидуального торсионного поля. Учёными установлено также, что в результате актов мышления сопутствующие им биохимические процессы порождают молекулярные структуры, которые являются источниками торсионного поля, причем их пространственно-частотная структура тождественно отражает эти акты мышления. Другими словами, наши мысли порождают определённое (левое или правое) торсионное поле. При этом оно, в свою очередь, может изменять сами спиновые структуры, что приводит к изменению биохимических характеристик, а они, в свою очередь, могут формировать либо эффект оздоровления, либо патологию в организме человека. Всё зависит от качества генерируемого мозгом торсионного поля, то есть качества мысли. Отсюда становится понятно, почему всегда осуждалось зломыслие, сквернословие и почему молитва есть прекрасное средство оздоровления. Исследования Петра Горяева (Институт квантовой генетики) также подтверждают это. Учёными отмечено, что сквернословие разрушает ДНК, отрицательно влияет на наследственный код, а также несёт понижение всего интеллекта.

Влияние слов и мыслей человека на состояние его собственного здоровья хорошо можно увидеть сегодня на снимках его ауры (делается широко распространённым методом газоразрядной визуализации. Изобретение супругов Кирлиан). Каждая наша мысль тут же отражается на её целостности, плотности, светимости, цвете. У здорового человека аура на фотографии плотная, равномерно распределённая, яркая. Человек буквально сияет. У больного человека аура местами разорванная, тусклая. Исследования ученых, в том числе и из Красноярского аэрокосмического института, работающих по методу Кирлиан, показали, что чтение стихов, прослушивание классической музыки, молитва оказывают положительное влияние на его ауру. Фотографии ауры, сделанные сразу после того, как человек выкурил сигарету или выпил сто грамм спиртного, наглядно показывают весь вред этих ядов, - аура становится вся разорванной! Отчего же удивляться состоянию здоровья такого человека?

Часто человек считает, что его мысли, его эмоции, его здоровье – это его личное дело. Но это далеко не так! На самом деле человек раздражённый, злобный, больной разрушает не только себя, но и окружающих, пространство. Это можно сравнить с раковой клеткой, которая, начиная расти, способна разрушить весь организм человека. Точно так же больной и злобный человек несет заразу и разложение во весь мир. И если человек думает, что, злясь и проклиная весь мир в одиночестве у себя дома, он не приносит никому вреда, то это глубокое заблуждение. Сегодня между мыслью и действием нет абсолютно никакой разницы, – мысль приносит точно такие же результаты, что и конкретное действие. Но в отличие от действия, которое может быть ограничено пространством, для мысли нет ограничений.

Мысль, как источник торсионного поля, обладает и всеми его характеристиками. Она передаётся из одной точки пространства в другую со скоростью, превышающей скорость света. Она не знает препятствий и расстояний, так что нашу мысль, оказывается, можно отправить и в другую галактику. И ещё: наша мысль «магнитна» – она притягивает себе подобные, поскольку одноимённые торсионные поля притягиваются, а разноимённые – отталкиваются. То есть, если допускать плохие мысли, то они, как снежный ком, начинают расти, притягивать себе подобные. Этот эффект заметил, скорее всего, каждый человек. Мир в такие моменты кажется мрачным, во всех явлениях видится самое худшее. И наоборот, когда мы в приподнятом настроении, состоянии влюбленности, то всё вокруг кажется чудесным, наш город – самым красивым, люди – самыми добрыми, любящими. Это, по сути, и есть подтверждение того, что человек сам делает жизнь такой, каковы его мысли. Именно мыслью он создает тот мир, в котором живёт. Современными учёными (А. Чернетский, А. Охатрин, Б. Искаков и др.) уже сделаны успешные попытки фотографирования и даже взвешивания (!) мыслей, мыслеформ, порождаемых человеком. И это ещё одно подтверждение знания о том, что мысль есть материальная сущность, начинающая жить своей жизнью, как только человек создал её. Окружающее нас пространство с этой точки зрения, действительно, вовсе не пустое – оно заполнено нашими же порождениями.

Недавно на канале ОРТ вышел фильм «Живая вода». В нём приведены результаты исследования памяти воды Станислава Зенина, доктора биологических наук, заведующего проблемной лабораторией Министерства здравоохранения России. Оказывается, «если на воду воздействовать различными способами – химическим, электромагнитным, механическим и даже информационным, то меняется структура воды. Под этими воздействиями ее молекулы способны перестраиваться и таким образом запоминать любую информацию. Феномен структурной памяти позволяет воде впитывать в себя, хранить и обмениваться с окружающей средой данными, которые несут свет, мысль, музыка, молитвы или простое слово.

С этой точки зрения человек, состоящий, как известно, в основном из воды, представляет собой программируемую систему: любые внешние факторы, в том числе и общение людей друг с другом, меняют структуру и биохимический состав жидких сред организма. Изменения происходят на клеточном уровне, программируется даже сама молекула ДНК, вплоть до полного ее разрушения. Это означает, что нарушения в индивидуальной программе, заложенной в любом организме на молекулярном уровне в воде, могут стать причиной болезней, которые проявятся в будущем. Учёные установили, что такие ощущения, как резкая усталость, беспричинная агрессия, дурное настроение, и даже многие болезни могут стать последствиями негативного энергоинформационного воздействия.

Человек своими негативными мыслями, словами и действиями способен отравить не только себя, но и все вокруг, что имеет хотя бы мизерное содержание воды. Какие же это принимает размеры в масштабах планеты? Влияние на структуру воды при помощи матрицы биополя фиксируется, и достаточно четко. Как только меняется мысленная установка, изменяется и состояние воды. Оно может оказаться более полезным или менее полезным для организма в зависимости от того, какую мысленную установку человек сделал». «Нетрудно представить, как загрязняют общую энергоинформационную среду постоянные сцены насилия, криминальные действия и военные конфликты. И вода все это запоминает. Даже если это сделано «понарошку», как это делается в кино, все равно это порождает те мысли, которые запоминаются водной информационной средой. Это значит, что они, существуя потом, будут оказывать воздействия на нашу жизнь. Вот это - информационное загрязнение, - пожалуй, пострашнее, чем любое другое», - подчёркивает Станислав Зенин. Не есть ли это открытие научным объяснением того факта, что ребёнок, который пьёт «отстоянную» кипячёную воду, долгое время находящуюся на кухне, где часто ссорятся его родители, растёт болезненным, слабым, подвержен повышенной утомляемости. Или того, что рекомендуемая перед едой молитва так же выполняет защитную, гармонизирующую функцию.

Японский ученый доктор Эмото Масару замораживал капельки воды, а затем изучал их под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру. Его работа наглядно продемонстрировала различие в молекулярной структуре воды при ее взаимодействии с окружающей средой. Метод дал возможность показать, каким образом энергетические вибрации человека – мысли, слова и музыка воздействуют на ее молекулярную структуру. Так, тяжелый рок полностью нарушает структуру воды, превращает её в какое-то месиво, делает её «мёртвой», а вот молитва или музыка Бетховена, Баха, Моцарта – «живой», - на снимке видны прекрасные снежинки. Слова, написанные на бумаге: «Я тебя убью», «Гитлер», «Я тебя люблю», «Любовь», наклеенные (на ночь) на разные стаканы с водой, также изменяли ее структуру соответствующим образом. Это в очередной раз доказывает, что каждая мысль и любое слово, произнесённое ли вслух или записанное на бумаге, имеет свое торсионное поле и оказывает определенное влияние. Потому, видимо, и сказано в Библии, что за каждое праздное слово человек будет держать ответ.

Если проследить ещё одно качество человека духовного – способность делать добро, быть добрым, - то и здесь мы имеем сегодня научное подтверждение прямой ее выгоды. Новое исследование американских учёных (Ф. Кирквуд, К. Саломон) даёт основание считать, что агрессивные люди в три раза больше подвержены факторам, ведущим к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, чем более спокойные и мирные.

Бескорыстие, полная самоотдача во благо других, дела Отечества - для духовного человека есть радость, а не наказание. Человек, пребывающий в духе, радостно делится своими сокровищами, в каком бы виде они ни выражались, - временем, сердечным теплом, участием, материальными благами.

Понимая смысл человеческой жизни как достижение красоты, гармонии, самовыражение, духовный человек всегда стремится к самосовершенствованию. Изменить мир и людей извне практически нельзя. Их к этому можно только подвигнуть, побудить, дать пример. И такие примеры человек имеет в тех духовных подвигах, которые совершены всеми светочами земли русской, и не только русской.

 

3. Как помочь духовно-нравственному становлению молодого человека?

По сути, становление человека есть его совершенствование, своего рода облагораживание, возвышение и утончение сознания, мышления, чувств. Утончение и духовность неотделимы друг от друга, а потому необходимо искать и приобщаться ко всему тонкому, утончённому в своём веществе. Это относится практически ко всем нашим каналам восприятия – аудио, видео, кинестетике (слуху, зрению, ощущениям). Это относится также и к людям, с которыми человек вольно или невольно вынужден входить в соприкосновение, общение. Недаром ведь в народе подмечено: «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

Живая Этика рекомендует начинать духовное преображение от рождения, для чего нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Научить ребёнка не быть ханжой, не быть лжецом и трусом. Дать возможность познать труд как необходимый способ совершенствования… Если заглянуть в нашу православную историю, то ведь именно такие условия и создавали для детей (начиная от рождения) все истинные христиане.

Пробудить (а в некоторых случаях не заглушить), разжечь «духовный уголь» в ребёнке - задача тех наставников, кто находится рядом с ним. Но для этого наставник должен в первую очередь оживить любовью своё сердце, дав возможность засиять его дивным лучам, которые И.А. Ильин называл «божественно-духоносными», с тем, чтобы было чем возжечь сердце детское. Один старец, по словам Б. Ничипорова, сказал: «Сейчас такое время, что учить не нужно. Нужно показывать». Положительный личный пример, как метод воспитания, всегда был и остаётся самым действенным. «Учитель, исполни делом, чему учишь», - говорили древние. Мы ничего не сможем изменить в другом человеке, если сами не будем следовать тому, к чему его призываем. Родители, педагоги, депутаты теряют в глазах детей, молодёжи, да и вообще всех людей авторитет, доверие к их словам, если они расходятся с их делами, не подкрепляются их образом жизни.

Практический опыт работы с изложенными выше знаниями о человеке, о его духовной сущности, смысле жизни и предназначении - в рамках авторского спецкурса по выбору «Педагогическая антропология» в КГПУ в течение семи лет - позволяет заключить, что молодые люди позитивно и с большим интересом воспринимают новые для них знания. Большая часть студентов выражает пожелания в конце курса продолжить его, ввести как обязательный учебный предмет для всех студентов и даже для учащихся школ. Эти выводы подтверждаются и положительными отзывами радиослушателей о серии радиопередач на духовно-нравственную тематику на краевом радио в программе «Родительский час». Проведённые открытые лекции в Кемеровской академии культуры и беседы в старших классах школы № 97 г. Кемерово и № 149 г. Красноярска на тему «Человек, познай самого себя» также не противоречат полученным результатам.

По глубочайшему убеждению автора, всем нам (и государственным, общественным структурам, и родителям, педагогам) жизненно необходимо всемерно способствовать тому, чтобы как можно скорее оздоровить, очистить жизненное пространство подрастающего поколения.

Печатное слово всегда было мощным воспитательным средством. Старшее поколение помнит, скольким людям помогли выстоять в сложных жизненных перипетиях такие книги, как «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь», «Всем смертям назло» и др. Сегодня книжный рынок изобилует литературой, по своему содержанию «оставляющей желать лучшего». Думается, что есть необходимость в специальных Советах печатного дела, которые бы контролировали качество издаваемой печатной продукции (книг, журналов, газет, плакатов, рекламных щитов, листовок и т.п.) в плане чистоты языка и «охранения» её содержания от пошлости и зла.

Не менее важно защитить, оградить детей и молодёжь от потока льющейся с экранов телевизоров и через средства радиовещания «бульварных» передач, реклам, низкокачественных по содержанию и чистоте языка выступлений; фильмов, изобилующих сценами насилия, разврата, распущенности, - способствующих формированию бесстыдства, безжалостности, разжиганию и взращиванию в человеке низших (животных) инстинктов, унижающих достоинство человека.

Как-то в одной из радиопередач радиожурналистка призналась: «Мы, журналисты, люди циничные. Профессия у нас такая». Но разве допустимо, чтобы было так?! Почему это стало нормой?

Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие. После этого происходит как бы «открывание» дверей для вторжения зла в душу ребёнка.

Сегодня принято увеличивать количество различных учреждений медико-социальной помощи молодёжи по вопросам ранней беременности, бесплатного обеспечения средствами предохранения и т.п. И количество таких учреждений в будущем, если идти по такому пути, можно будет увеличивать до бесконечности. Социальные институты подобными действиями только поощряют существующее положение вещей. И почему-то никто не задумывается, что такое положение просто неестественно, что это есть прямое следствие всего того, о чём говорилось выше. Но вместо того, чтобы с самого детства как зеницу ока беречь целомудрие, стыдливость, уважительное отношение к противоположному полу, понятие истинной дружбы, любви, - в школах и дома обеспокоены только тем, чтобы дать «средства предохранения» (как бы чего не вышло). Большего преступления против своих детей, их будущего нельзя и помыслить.

В связи с этим необходимо обратить самое пристальное внимание на все возможности телевидения, радио, школьных программ, программ учреждений дополнительного образования по духовно-нравственному просвещению родителей, подрастающего поколения, молодёжи. В рамках такого просвещения было бы возможно регулярно проводить такие акции, как, например, «Милосердие», «Чистое Слово», «Святое материнство», «Спешите делать Добро» и другие, с участием деятелей науки и культуры, государственных и общественных организаций, родителей, педагогов и психологов.

Прекрасные возможности в плане решения поднятых проблем, на наш взгляд, может дать своеобразный молодёжный духовный центр, в рамках которого могла бы быть организована работа по разным направлениям духовно-нравственного становления человека: лектории, встречи с учёными и деятелями культуры, беседы для будущих родителей, выставочная деятельность и многое другое, способствующее в целом созданию Образа совершенного человека.

Даже при сохранении нынешнего положения вещей на радио и телевидении должно быть право и для альтернативных передач. Если согласиться, что о вкусах не спорят, то и в этом случае нужно учитывать вкусы всех слоёв населения. В настоящее время большой дефицит в содержательных научно-популярных передачах, во многих регионах нет канала «Культура», редко можно услышать прекрасную классическую музыку, да и просто красивую музыку, передачи о человеке, о добре, о красоте, о замечательных людях и т.п. Да, о вкусах не спорят, но вкус можно и нужно воспитывать, утончая и возвышая его.

Пришло время внести изменения и коррективы в существующие школьные и вузовские программы, касающиеся вопросов человекознания. Пора давать детям и молодёжи понятия о духе, о Высшем мире, о единстве и взаимосвязи всего сущего, о смысле человеческой жизни и предназначении человека, о роли женщины и пр.

Будущее мира, России, каждого из нас создаётся сегодня. Оно создаётся не кем-то, оно создаётся (осознаём мы это или нет) нашими с вами «руками и ногами»: нашими мыслями, словами, нашими делами. Создать его прекрасным, достойным, радостным - в наших руках. 


Hosted by uCoz