МИНИСТЕРСТВО
РФ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ, ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РЕЦЕНЗИЯ
На
книгу Душковой Зиновьи Васильевны «77
жемчужин, сияющих на чётках Времени»,
представленную для участия в
федеральной
целевой программе «Культура России».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ ЛИТЕРАТУРЫ: № 3
Произведения,
собранные как 77 жемчужин в единую
сокровищницу, - объединяет
обращённость к человеку как к субъекту
культуры, его собственной истории,
обращённость, призывающая к действиям,
возвышающим человека над простым
существованием и придающим его жизни
необходимое достоинство. Книга
гармонически совмещает в себе
выражение современной жизни и вечные,
абсолютные ценности, ту сокровенность,
в которой, по словам С.Л.Франка, «слиты
воедино реальная сила бытия и
идеальная правда духа».
Книга «77
жемчужин, сияющих на чётках времени»,
как справедливо отмечает сама автор –
«приглашение к размышлению. Здесь нет
законченных форм и сюжетов, но есть
множество поставленных проблем,
которые касаются всякого
прикоснувшегося к многоликим граням
жизни». Вспоминаются мысли Ю.Лотмана
о том, что определить
культуру человека можно по
одному признаку - «на что ему не
наплевать, что его трогает». Когда
больно от чужой боли – это есть самый
большой круг, круг культурного
человека. А вот для того, чтобы стать
культурным человеком, «конечно нельзя
сделать так: я сегодня проснулся,
захотел стать культурным и начал
сочувствовать униженным и
оскорблённым. Так не бывает, и самые
добрые намерения здесь не помогут. Надо
вырабатывать душу». Собранные воедино
«77 жемчужин…» помогают именно «вырабатывать»
душу, чтобы она научилась отзываться на
чужую боль, научилась милосердию,
состраданию, терпению… Когда читаешь
представленные в книге Уроки: Любви,
Терпения, Сострадания, Милосердия,
Благодарения, Добра, Мужества, Свободы,
Надежды, Веры, Воли, Тепла (всего их в
книге 40), - ни один из них не оставляет
равнодушным. Так же как и – Мотивы (во
второй части): Любви, Души, Сердца,
Красоты, Мира, Радости, Труда, Созидания…
Названия по сути сами говорят за себя. А
если говорить с позиции педагога,
педагогической науки – формирование
мотивационной сферы и ценностных
ориентаций – всегда было и остаётся
краеугольным камнем процесса
воспитания, его основной сущностью.
Если сказать
коротко обо всём содержании книги, то
это книга, несущая Свет и Любовь. Книга,
пробуждающая в тех, кто к ней
прикоснулся, всё лучшее, самое доброе, а
главное – желание стать лучше, желание
творить добро, нести самому свет и
любовь в окружающий нас, порой столь
жестокий, мир, - в надежде, что когда-нибудь
он непременно станет доброжелательнее
и мягче.
Содержание «77 жемчужин…»
успешно используется рецензентом в
подготовке и проведении начатого в
декабре 2002 года цикла бесед на
Красноярском «Краевом радио» в
передаче «Родительский час», а также в
качестве дополнительного материала на
семинарских занятиях по педагогике
и в своём авторском спецкурсе «Педагогическая
антропология». Просьбы студентов как
можно чаще использовать «Уроки» или «Мотивы»
из книги З.Душковой, говорят об их
высокой педагогической эффективности.
Ведь воспитание – это прежде всего
работа со смыслами, ценностями,
системой отношений человека, с его
эмоционально-волевой и рефлексивной
сферами. Книга «77 жемчужин, сияющих на
чётках Времени» развивает способность
к рефлексии в силу её гуманистического,
духовно-нравственного пафоса и
высокого воспитательного потенциала.
Она помогает каждому поставить перед
собой и попытаться ответить на вопросы:
Кто Я? Как живу? Зачем так поступаю? Чего
хочу от жизни? От себя? От других
людей? Куда двигаться дальше? Чему
учиться? Ответы же на них помогут
формированию более осознанного
нравственного отношения к собственной
жизни в соотнесении с жизнью других
людей.
В связи с
вышесказанным, книга может быть
использована и в реализации некоторых
«Направлений развития воспитания для
системы вариативного образования», а
именно:
1/ в усилении
гуманитарной направленности всех
учебных дисциплин: через включение в
традиционные предметы
человековедческого материала,
помогающего детям понять себя, мотивы
своего поведения, отношения к
окружающим, проектировать свою жизнь;
2/ в ориентации детей на вечные
абсолютные ценности (Человек. Семья.
Отечество. Труд. Знания. Культура. Мир.
Земля).
Не вызывает
сомнений тот факт, что издание книги “77
жемчужин, сияющих на чётках Времени” в
текущий момент времени будет
востребовано практически всеми слоями
населения – от юноши до пенсионера, от
педагога до инженера, от служащего до
предпринимателя, - поскольку она, вслед
за своими героями, приглашает в путь
вечного познания человека человеком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
книга «77 жемчужин, сияющих на чётках
Времени» Душковой Зиновьи Васильевны
соответствует требованиям,
предъявляемым к произведениям, которые
могут быть отнесены к ТЕМАТИЧЕСКОМУ
РАЗДЕЛУ ЛИТЕРАТУРЫ № 3 –
художественная литература.
Кандидат
педагогических наук,
доцент кафедры
педагогики,
докторант
Красноярского
Р.А.Парошина
государственного
педагогического
университета
|