МИНИСТЕРСТВО
РФ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ, ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РЕЦЕНЗИЯ
На
книгу Душковой Зиновьи Васильевны «Сказки
для Мессии»,
представленную для участия в
федеральной
целевой программе «Культура России».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ ЛИТЕРАТУРЫ: № 1
Дети и сказка – неразделимы,
ибо они «созданы друг для друга».
Воспитательное воздействие сказки
отмечено в народной педагогике очень
давно. Для ребёнка бывает достаточно
один раз рассказать сказку,
проникнутую какой-либо мыслью, и он
будет взволнован и потрясён ею, чем
повторять сотню раз одну и ту же
нравственную сентенцию, – чаще всего
она для него так и останется мёртвой
буквой. Великий русский педагог К.Д.Ушинский
был о сказках настолько высокого
мнения, что включал их в свою
педагогическую систему. Причину успеха
сказок у детей он видел в том, что
простота и непосредственность их
содержания соответствуют таким же
свойствам детской психологии.
Благодаря сказкам, в душе ребёнка с
логической мыслью срастается
прекрасный поэтический образ, развитие
ума идёт дружно с развитием фантазии и
чувства. Сказку, как эффективное
педагогическое средство, использовали
в своей работе с детьми и Л.Н.Толстой, и
В.А.Сухомлинский.
«Что за прелесть эти сказки!»
– воскликнул когда-то А.С.Пушкин, с
упоением слушающий уже будучи «зрелым
мужем» сказки своей няни Арины
Родионовны…
«Сказки для Мессии»,
написанные З.Душковой, включают в себя
двенадцать небольших по объёму сказок:
о добром мальчике, о бедном пастухе, о
Красном Солнышке, о мудром царе, о
заморском принце, о звёздном малыше, о
лебединой стае, о птичке певчей, о белом
скакуне, о храмом пирате, о Спасителе, о
Боге Живом.
Сказки Зиновьи Васильевны
удерживают в себе главное, что делает
их действительно очаровательными –
прелесть и свободу сказочного чуда.
Красной нитью в сказках проходит мысль
об облагораживающей силе духовной
стойкости человека перед лицом
испытаний, о всепобеждающей силе
чистой, бескорыстной любви и добра,
прощения и милосердия. Оптимизм же,
образность, увлекательность сюжета
позволяют стать им весьма эффективным
педагогическим средством, облегчающим
читателю усвоение, без особого
назидания и навязывания, необходимого
жизненного урока. Ниже мы позволим себе
привести наиболее часто встречающиеся
мнения и впечатления студентов 1-3
курсов географического факультета
Красноярского государственного
педагогического университета (из 123
письменных отзывов) на прослушанные на
семинарских занятиях по педагогике или
прочитанные самостоятельно «Сказки
для Мессии»:
Человек, аналогично Колобку,
также должен пройти честно и достойно (не
причиняя никому зла, а лишь помогая
всем окружающим, даря всем любовь,
делая людям - всем без исключения -
добро) свой длинный и непростой путь: от
несовершенного человека к
совершенному Человеку (Н.Ильина).
Сказки учат добру, которое
обязательно вернётся к тебе, если ты
будешь верить в это (С.Чеха).
Сказки учат любить всё живое
на Земле, ценить каждую живую тварь. Как,
например, в «Сказке о бедном пастухе»
главный герой учит нас тому, что, если
кто-нибудь нуждается в помощи, пусть
даже это будет просто овечка, - нужно
помочь, протянуть руку помощи (А.Никандрова).
Учат нас тому, что если в
сердце человека нет ни капли ненависти,
то он может один победить зло. Так в «Сказке
о добром мальчике» добрый волшебник
имел настолько доброе сердце, что он не
только простил злую колдунью, но даже
попросил её быть ему матерью, а
мальчику бабушкой, назвав её при этом
доброй женщиной (М.Нестерова).
Это сказки о Любви, о Добре. Они
учат нас состраданию и помощи ближним.
Тому, что всё богатство в душе, чистом
сердце. Учат вере в то, что в любой
сложившейся ситуации тебе помогут, и ты
не останешься один. Учат любить и
ценить то, что у нас есть в настоящее
время, а не жалеть то, что мы потеряли… (И.Серебренникова).
Учат состраданию, любви к
животным, всему живому. Помогают понять,
что главное в жизни – не унывать,
верить в то, что всё обязательно будет
хорошо… По сути все сказки о Любви.
Герои сказок подают пример
бескорыстной любви ко всем людям: и
добрым, и злым. Учат прощать, жалеть «плохих»,
ведь им так плохо – ни они никого не
любят, ни их никто не любит… (Ю.Китаева).
Сказки радуют и успокаивают
душевную тревогу. Чтение и
прослушивание таких сказок очень
хорошо влияет на психику, вызывая
положительные эмоции (А.Повидайчик).
Сказки помогают задуматься
над такими вечными вопросами, как
прощение и милосердие, добро и зло,
любовь и сострадание (Н.Идт).
После прослушивания этих
сказок хочется творить, совершать
добро… Смысл – твори добро на всей
Земле, твори добро другим во благо, не
за красивое спасибо, услышанное где-то
рядом! (А.Краснослободцев).
Сказки учат отзывчивости,
желанию помочь (Е.Махольдт).
Прочитанные сказки помогли
мне ещё раз понять: добро всегда
побеждает зло; зло всегда
возвращается обратно к тому, кто его
отправил; если человек не мстит, не
держит зла на другого, то это так важно
и всегда помогает в беде. Так, в «Сказке
о добром мальчике» мне очень
понравилось, что злая ведьма
становится доброй, что «добрый мальчик»
становится ей внуком и что все невзгоды,
которые они встретят на своём пути,
сделают их семью только крепче и вместе
они всё переживут… (М.Самкова).
Это сказки о том, что нужно
прощать даже самые страшные грехи. О
том, что нужно любить всех, и тогда тебя
тоже полюбят (Е.Ляшенкова).
Сказки учат любить человека,
как самого себя любишь. И всегда
протягивать руку помощи. И если есть
хоть один шанс спасти человека ли,
животное ли, нужно это сделать (И.Попова).
Сказки вызывают чувство любви,
доброты, укрепляют веру в лучшее
будущее. Возникает желание творить
добро, чтобы тем, кто тебя окружает,
было хорошо и радостно. Твори добро от
всего сердца, и оно к тебе вернётся (А.Михалёнок).
Сказки учат нас тому, что всё
богатство не в деньгах, а в душе,
чистоте сердца (Ю.Шкуренко).
«Доброта спасёт мир!» - это
вынесла я из прослушанных сказок, это
поняло моё сердце (О.Овчинникова).
Они очень трогательны.
Помогают почувствовать всё то, что в
них происходит. Вызывают и радость, и
слёзы, и тревогу, и надежду… (И.Пантеева).
Побуждают стремиться к тому,
чтобы и в реальном мире было больше
добра, чтобы оно было критерием
человечности. Помогают понять, что надо
уметь прощать; понимать, почему человек
злой, в чём причина его озлобленности, а,
узнав, уметь простить (С.Мельников).
«Сказка о мудром царе»
заставляет думать, что в мире не всё
плохо. Помогает поверить в то, что если
в жизни «жить сердцем», делать только
добро, то тогда ты будешь «сиять» не
от украшений, а от внутреннего света.
Многим кажется, что жить сердцем не
реально, но это просто так кажется –
надо пробовать (О.Путенкова).
Для себя я ещё раз подтвердил,
что мысль ценнее слова… Слышать
сердцем надо, – ибо мир мы через него
понимаем («Сказка о мудром царе»). Эти
сказки учат добру (А.Муравьёв).
Если любить человека, то
любовь поможет тебе выжить. Человек,
если сделал тебе много плохого, но ты
его всё равно любишь, уважаешь, жалеешь,
- поймёт это и к нему придёт раскаяние…
(Е.Притыкина).
Смысл сказки - во
всепрощении (Е.Губренко).
Сказки пробудили во мне добрые
чувства, радостные эмоции…(А.Кохтина).
Сказки можно читать не только
детям, но и неплохо было бы
ознакомиться с ними и взрослым. Они
учат прежде всего добру. Ведь именно
добра сейчас так не хватает людям, а эти
сказки буквально пропитаны этим
чувством. Читаешь их и забываешь обо
всём плохом. Они как бы окрыляют, дают
веру в то, что добро всё же сильнее
самого страшного зла. И чем больше в нас
этой веры, тем больше у нас сил
противостоять бедам, встречающимся у
нас на пути… Необходимо творить добро
другим во благо и это вернётся в тебе
обязательно ещё в большей степени, чем
ты подарил другим (М.Филатова).
Главной мыслью этих сказок
является умение прощать людей, доброта,
любовь к людям (Т.Свиридова).
Сказки учат любви ко всему
живому; учат нести свет, дарить тепло
сердца и души; учат терпению и доброте:
«Ведь тот, кто злится, всегда теряет
силу добрую и становится лёгкой
добычей для врага…» (Е.Бормотина).
Помогают утвердиться в том,
что человек должен всегда верить в
доброе, разумное, вечное. В жизни всегда
есть место чудесам, просто надо верить
и надеяться… Надо беречь всё, что у
тебя есть, а особенно своих друзей…
Если захотеть, то можно всё исправить…
(М.Лендел).
Добро, всепрощение, любовь
могут изменить человека в
положительную сторону (Е.Дригота).
Чистое сердце – самое ценное
богатство, что есть на земле (Д.Гудавасова).
Герои сказок могут служить нам
примером: они учат нас добру, умению
прощать, понимать людей (А.Егорин).
Сказки невелики по объёму,
однако в них всё имеет свой глубокий
смысл и значение. Эти маленькие «жемчужины»,
- как зёрна, посеянные в душу человека, в
будущем могут стать настоящим его
сокровищем. Это очень похоже на притчу
Христа о горчичном семени: оно самое
малое из всех семян, но когда вырастает,
то становится самым большим из всех
садовых растений. И если красота,
жертвенность, милосердие станут
верными спутниками каждого малыша, то
он, действительно, способен стать
спасителем и близких, и всего мира.
На наш взгляд, книга Зиновьи
Васильевны Душковой «Сказки для Мессии»,
может быть полезна и детям, и юношеству,
и взрослым. Она может стать незаменимым
помощником воспитателям, родителям,
педагогам в воспитании у подрастающего
поколения гуманизма, человеческого
достоинства, высоких нравственных
качеств.
Нет сомнения в том, что издание
книги «Сказки для Мессии» в настоящее
время будет очень своевременным и,
конечно же, будет востребовано всеми
категориями граждан, независимо от
возраста и профессиональной
принадлежности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: книга «Сказки для
Мессии» Душковой Зиновьи Васильевны
соответствует требованиям,
предъявляемым к произведениям, которые
могут быть отнесены к ТЕМАТИЧЕСКОМУ
РАЗДЕЛУ ЛИТЕРАТУРЫ № 1 - литература для
детей и юношества.
Кандидат
педагогических наук,
доцент кафедры
педагогики,
докторант
Красноярского
Р.А.Парошина
государственного
педагогического
университета
|