|
Гигантский комплекс хозяйственных, жилых и сугубо военного назначения строений складывали единую, стройную совершенную систему обороны, первые рубежи располагались у подножия замковой горы, а кремль - на вершине. Каждый следующий рубеж обороны был значительно совершеннее предыдущего, и потенциальные возможности его обороны также возрастали. Это особенно заметно в шестом, седьмом и восьмом, последнем рубежах, которые соответственно назывались нижний замок, средний замок, верхний замок и имели возможность вести оборонные военные действия полностью автономно. Их называют замками в замках. Толщина стен, глубина рвов, высота каменных бастионов, наличие контрэскарпов и крепостной артиллерии, расположение бойниц и брустверов не позволяли использовать осадную артиллерию, атакующие лестницы и башни, крупных военных объединений, а защитникам давали возможность защищаться малочисленным гарнизоном, мизерным боезапасом, что в условиях осады имело немаловажное значение. В многочисленных помещениях нижнего замка жили прислуга и ремесленники, которые обслуживали многоотраслевое хозяйство феодальной общины. Жилые помещения среднего замка занимали солдаты замкового гарнизона, комендант, офицеры, переводчики. В верхнем замке находился княжеский двор с его высокопоставленными особами, вельможами и советниками, которые вели дела юриспруденции, внешней и внутренней политики, военного ведомства, землепользования, ремесел, торговли, образования, а также религии. Вокруг замковой горы, около ее подножия, жили крестьяне, которые в мирное время обрабатывали землю и пасли скот, а в грозное время опасности с оружием в руках защищали замок, образующие таким образом третий эшелон обороны. Эти поселения называли «ПАЛАНОК» (так называют те кварталы Мукачева и сегодня) оттуда происходит современное название замка: «Паланок». Письменные источники, документы и анализ исторических событий дают возможность утверждать, что строительство замка осуществлялось несколько столетий, без конца перестраивая и усовершенствуя его из поколения в поколение, придерживаясь фортификационных требований, которые постоянно возрастали. Уже в V11 столетии Христианской эры здесь стоял деревянный замок словянских племен белых хорватов. Предания рассказывают, что он много раз был местом военных баталий, был сожжен, отстраивался и снова не выдерживал натиска завоевателей. Развитие военного искусства, усовершенствование осадной техники, появление огнестрельного оружия требовали адекватного усовершенствования и оборонных строений. Первый каменный замок был построен в 1396 году. Подольским князем Федором Корятовичем, который в силу целой цепочки сложных исторических условий и благодаря родственным связям с венгерским королем Зигмундом (Сигизмундом), переселился из Подолии в Мукачево, став воеводою и владельцем Мукачево-чинадеевского дома, хоть и величал себя «князем Подолии». Со времен Корятовича до нас дошли лишь три башни, но последующие владельцы, в основном князья Трансильвании династии Ракоци и австрийские императоры династии Габсбургов настолько усовершенствовали воено-архитектурный комплекс, что замок становится наинепреступнейшим, наигрознейшим в центральной Европе. XIV –XVIII столетия замком владели 48 хозяин и их ставленников: князья Подолии и Сербии, короли и регенты Венгрии и их ставленники, австрийские императоры и их вассалы, даже ставленники султана Османской Империи. Но дольше всех владели «Паланком» князья Трансильвании, которые имели на него наследственное право. Будучи вассалами то у королей Венгрии, то у цесарей Австрии они сумели избежать вассальной зависимости от турецкого султана и превратили «Паланок» в свое родовое гнездо, центр феодальной вотчины, откуда управляли сложным механизмом государственной машины. Такой повышенный интерес к Мукачевскому замку красноречиво свидетельствует, что «Паланок» занимал очень важное и выгодное военно-стратегическое положение и играл значительную роль в торговле, и в военном отношении, прямо или косвенно влиял на формирование политического климата и формирования границ в центральной Европе. Это приводило к военным столкновениям. Так в 1514 году замок становится одним из опорных пунктов народного крестьянского восстания под предводительством Д.Джожи. В 1685-1688 годах трансильванская княгиня Илона Зрини героически обороняла мукачевский замок, имея две тысячи воинов и шестьсот человек прислуги и родственников против двенадцатитысячной армии австрийцев, которой по очереди командовали опытные австрийские генералы: Зигберт Гайстер, Антонио Караффа, Энеас Каппра. 1703-1711 годы, наследный князь Ференц II Ракоци отсюда руководит освободительною войною венгерского народа против угнетения австрийских Габсбургов. Это народное восстание вошло в историю под названием “война куруцев”. Перечень можно продолжить. Со второй четверти ХVIII столетия, недолго после того, как окончило свое существование Трансильванское княжество, в связи с развитием военного искусства, осадной техники, нарезной артиллерии замок «Паланок» постепенно теряет свое стратегическое значение и его дальнейшее строительство практически останавливается. В таком виде он, в основном, дошел до наших дней, официально он перестал называться «военной крепостью» лишь 1 июля 1855 года согласно указу императора Австрии Ференца I Иосифа. 1794 год - молодая буржуазия, которая вышла на арену политической борьбы как класс, превратила замок в общеевропейскую ссыльную политическую тюрьму, чтобы изолировать всяческую возможность вольнодумства. Тут отбывали наказания патриот Греции Александр Ипсилантий, венгерский просветитель, языковед, писатель и революционер Ференц Козиници, российский предводитель анархистов Михаил Бакунин, капитан венгерской гвардии Ференц Рендель, чешский композитор Иржи Ружичка, посол Франции Камил Турно, Иосиф Гамир, Ландезен, Ренштейн, Азеф, Якубович, Геккельман, Бринштейн, князь де Мильтон, Накашидзе, Жан-Жорес… За 110 лет существования тюрьмы тут живьем сгноили около двадцати тысяч представителей передовой революционной мысли, замучено почти две с половиною тысячи. 12 июля 1874 года в замке побывал венгерский поэт и революционер Шандор Петефи. Свое яркое возмущение тюремными порядками он описал в письмах и стихах. 88 дней (1805-1806 г.г.) в замке от наполеоновских грабежей бережно сохранялась святостефановская корона венгерского королевского престола, национальная святыня Венгрии, которая сегодня находится в Будапеште в национальном парламенте. В ХХ столетии многочисленные помещения замка (около 14000кв.м. жилой площади, не считая подвальных помещений) использовались как казармы сначала чехословацкой армией(1919-1939 г.г.) потом венгерской, (1939-1944г.г), а после второй мировой войны, которая обошла замок не причинив ему вреда бомбовым ударом, или артиллерийским обстрелом, несколько лет были заняты советскими пехотными войсками…В конце сороковых, начале пятидесятых годов замок использовался советскими службами НКВС, КГБ, МВС. Почти двадцать лет (до1973г. тут находилось) СПТУ №1 , где готовили механизаторов широкого профиля для сельского хозяйства. Еще двадцать два года (1971-1993) в замке проводились реставрационные работы под эгидою львовской реставрационной конторы, но это, конечно нельзя назвать реставрацией. Т.к. по сути, это был тотальный разгром. В 1993 году в замке расположился мукачевский исторический музей. Ведется научная работа, собираются и изготавливаются музейные экспонаты, организуются выставки, проводятся экскурсии. Ведется широкомасштабная работа по реставрации замкового военно-архитектурного комплекса с тем, чтобы в недалеком будущем превратить его в современное гостинично-туристическое хозяйство. Если над экспонатом исторической, этнографической экспедиции или экспедиции картинной галереи склонилось сосредоточенное лицо экскурсанта, если говорливая группа туристов никак не успокоится, ожидая клацанья затвора фотоаппарата, если в памятный день собственной свадьбы гордо и немного важно поднимается свадебная пара в сопровождении своих гостей, если научный работник “постом и молитвою” выискивает новые странички истории замка, если на реставрации стройных бастионов весело постукивает кельма реставратора, если в тихом закоулке замка за мольбертом сосредоточенно работает художник, если в эфире звучит общий вызов замковой коротковолновой радиостанции – это означает, что не утрачена связь между прошлым и сегодняшним и дела наших дедов и прадедов живут в сердцах современного поколения. Текст и фото С.С.Варга Научный сотрудник музея |