Томская писаница
«Не
дошед острогу на краи Томи лежит камень
велик и высок а на нем писано звери и
скоты и птицы и всякие подобия. А егда
по некоторому прилучаю отторжется
камень, а внутри его писано яко на краи».
25 тысяч лет назад, а может быть
и раньше, у томских скал появились
первые обитатели Сибири – люди
древнекаменного века. Их потомки –
люди конца каменного века эпохи бронзы
– оставили на скалах замечательные
произведения творчества, своеобразный
окаменелый эпос, застывший на
тысячелетия в рисунках сказаний о
своей жизни.
Древнее святилище составило
основу Природного культурно-исторического
музея-заповедника «Томская писаница».
Музей-заповедник
располагается на площади 140 га
лесопарковой зоны на правом берегу
реки Томи в Яшкинском районе
Кемеровской области.
В составе музея несколько
комплексных зон показа под открытым
небом:
• Древнее святилище «Томская
писаница».
• Зона мифологии и эпоса
народов Сибири.
• Археодром с древними
жилищами и погребениями.
• Музей наскального искусства
Азии.
• Природа музея-заповедника.
• Архитектурно-этнографический
комплекс «Шорский улус Кезек».
• Время и календари.
• Славянский мифологический
лес.
• Монгольская юрта.
Томская писаница – уникальный
памятник наскального искусства,
культуры и истории народов Сибири.
На памятнике около 280 рисунков.
Это лоси, медведи, антропоморфные
изображения, личины, солярные знаки,
хищники, птицы и лодки. Самые ранние
рисунки относятся к концу неолита –
ΙΥ-ΙΙΙ тысячелетию до н. э.
Люди конца каменного века занимались
охотой, рыболовством. Это нашло
отражение в наскальном искусстве.
Среди рисунков преобладают
изображения лосей. Лоси были не только
объектом добычи, но и превращались в
объект поклонения, сосредоточения
жизненных сил и мощи. Многие рисунки по
праву можно назвать шедеврами
неолитического искусства.
Необыкновенно
искусно выбиты изображения птиц.
Своеобразным символом писаницы стало
изображение совы.
С лосями связаны
антропоморфные изображения. Это
схематичные рисунки людей часто в
звериных масках, которые или охотятся
на зверей, или участвуют в
оплодотворении животных. Среди
изображений выбиты знаки солнца.
Особый интерес представляют
стилизованные рисунки лодок. Лодка
была связана с повседневной жизнью
человека. Однако известно и совсем
другое назначение лодок. У многих
народов мира с лодкой связано
представление о путешествии умерших
сородичей по «реке смерти» в «страну
мертвых», т. е. в потусторонний мир.
Вторая большая группа
изображений относится к эпохе бронзы, к
ΙΙ тысячелетию до н. э. Они
расположены на верхнем камне и внизу.
Среди них уникальный олень-солнце,
танцующие птицелюди, таинственные
личины. Очевидно, это образы не
реальных людей, а духов-предков.
Изображения эпохи бронзы
отличаются по технике и стилю от более
древних рисунков. Среди них «объемные»
контурно прочерченные изображения.
Выделяются своей уникальностью
фаллические антропоморфные фигуры с
птичьими конечностями и головами с
клювом.
Томская писаница – уникальный
памятник евразийской и мировой
культуры и истории. Это древнее
святилище было культовым центром
большой группы народов Западной Сибири
на протяжении многих веков.
И в настоящее время не
ослабевает интерес к этому уникальному
месту. Легенды гласят, что при
сотворении Земли здесь был заложен
Космический Магнит, натянута струна,
звучание которой служит камертоном для
собирания грядущей расы.
Т.Акуленко
|