Пространство любви
Корреспондент «Вечерки»
побывал на необычном фестивале «Творчество
сердец — миру»
О наскальной живописи я
впервые прочитал в книге Ларичева.
Новосибирский археолог писал о пещерах
Южной Франции, где была обнаружена
целая первобытная «галерея». Такую же «экспозицию»
древнего искусства археологи нашли в
Испании. Мог ли я думать, что увижу
древние рисунки своими глазами, да еще
в Сибири...
Томская писаница
«На реке Томь есть
камень, на коем писаны разные фигуры».
Так писал в семнадцатом веке
неизвестный первопроходец,
обнаруживший древние рисунки. Он и
назвал это место Томской писаницей. Это
название было принято учеными. Сегодня
Томская писаница известна археологам
всего мира.
Река Томь протекает в
Кемеровской области. Томская писаница
— скала, на которой высечено (вырезано?)
множество фигур. Самое удивительное,
что каждый рисунок нанесен одной,
абсолютно одинаковой по толщине,
линией. Ее и карандашом провести трудно,
а уж на скале... Рисунки притягивают
взгляд, на них хочется смотреть и
смотреть. Существа, похожие на людей, но
трехпалые и с птичьей (?) головой. Боги,
пришельцы? Удлиненный книзу овал,
похожий на маску, расчерченный крестом.
Лицо в форме сердца. (По версии
археологов, изображение совы.)
Ученые датируют
возраст рисунков третьим тысячелетием
до нашей эры. Но в чем-то эта древняя
живопись созвучна современному
искусству. Очень реалистичны головы
лосей (они изображены отдельно от
других фигур). По мнению археологов,
лосиные «портреты» — просто элемент
первобытной магии. Дескать, перед
охотой наш суеверный прапрапращур «убивал»
будущую добычу в нарисованном виде. Но
если так, то почему тогда
многочисленные следы от копья видны
только на одном лосином «портрете?»
Почему вообще нужно непременно считать
древнего человека добытчиком и
охотником, отказывая ему в чувстве
прекрасного?
Попал я в это
святилище почти случайно. Экскурсия на
Томскую писаницу входила в программу
Международного фестиваля культуры,
который проходил в Кемерове. Сюда на
четыре фестивальных дня съехались
врачи, педагоги, инженеры, психологи из
Сибири, Украины, Казахстана. Всех этих
разных людей объединило одно —
творческое отношение к своему делу, и
не только к нему. Отсюда и название
фестиваля: «Творчество сердец — миру».
Не знаю, как для кого, но для автора этих
строк фестивальное действо прошло под
знаком Томской писаницы. Под знаком
преемственности современным человеком
творческого начала древнего художника.
Не только в искусстве, но и в отношении
к окружающему миру. Это творящее начало
стало лейтмотивом всей программы
фестиваля.
В поисках истины и
красоты
Древние китайцы
считали всю землю храмом. Именно так, «по-китайски»
благоговейно, относится к природе
новосибирский фотохудожник и философ
Вячеслав Изразцов, чья выставка «В
поисках истины и красоты» была
представлена на фестивале. О трепетных,
полных любви к миру фотооткровениях
Вячеслава Николаевича мы уже писали, но
вот фотоэкспозицию москвича Владимира
Асмирко «Храм по имени Россия» мне
довелось увидеть впервые.
Ожидаешь увидеть
нечто мощное, грандиозное,
соответствующее этому монументально-звенящему
слову хра-а-м. Но храмы на фотографиях
Асмирко очень камерные, «тихие». И
постепенно понимаешь, что эта внешняя
неброскость обусловлена внутренней
потребностью тишины, которая и
отличает подлинный храм.
Серафимо-Дивеевский
монастырь. Это детище известного всей
России святого старца Серафима
Саровского «смотрит» на тебя из
глубины снимка. Старинный Кирилло-Белозерский
монастырь. На фоне высоких деревьев
обитель кажется тихим странником,
присевшим после дальней дороги. «Боголюбово».
Знаменитый монастырь — детище князя
Андрея Боголюбского и вовсе почти
сокрыт за цветущими деревьями.
Наверное, эта подчеркнутая
неприметность кажется странной только
нам, современным людям, привыкшим к
самоуверенным многоэтажным чудищам
микрорайонов, но храмы (особенно
монастыри) всегда строили так, чтобы
они казались частью окружающего
пространства, гармонировали с ним. Этот
замысел древних зодчих и передал
московский фотохудожник. Даже «звенящая»,
занимающая все фотопространство,
панорама Кремля Ростова Великого (купола
кремля кажутся брошенными в небо), не
нарушая молитвенной тишины, лишь
оттеняет общее настроение камерностн
экспозиции.
Завершающий аккорд
всей фотокомпозиции «Крест земли
Российской» — простой грубый камень (почти
булыжник) в форме креста. Кажется, что
трудно найти более подходящий символ
нашего многострадального отечества.
Крестные муки, Голгофа. И невольно
думаешь, где же конец-то всему этому,
Господи! Когда же заживем как люди? Но
вот ты подходишь к «Обретению иконы», и
внутренний протест гаснет сам по себе.
Икона стоит на
каменном полу подвала. Скорбный лик
Богоматери смотрит в мир. Темно, пыльно.
Но в подвальном окне пролегла полоса
света, как солнечная дорога. А дорогу
осилит идущий.
Эти две выставки
стали самыми значимыми вехами
фестиваля. Вообще, фестивального, то
есть музыкально-песенного действа, на
этом творческом форуме практически не
было. А было просто общение с очень
интересными людьми и совместное
творчество.
Любовь должна быть
действенной
Идею фестиваля
председатель «Звезды Востока» Борис
Алешин охарактеризовал как
активизацию людей во имя добра и любви.
Фестиваль, как
эстафета добра, идет уже четыре года.
Первый фестиваль прошел в Киеве, второй
- в Чебоксарах, третий - в Красноярске.
На кемеровский, четвертый по счету,
фестиваль съехались многие участники
предыдущих встреч.
Объединившая их «Звезда
Востока» — организация в своем роде
уникальная. Сам этот символ
многозначен. Это звезда, которую
человек видит первой на утреннем небе,
перед восходом солнца. Это и символ
синтеза культур Востока и Запада,
связующим звеном которого является
Россия. Отделения «Звезды Востока»
созданы по всей России, есть они и
Новосибирске. Именно новосибирское
отделение об-щества пригласило меня в
Кемерово.
Согласитесь, что в
наше непростое время, когда многие
начинают жить по принципу: «Человек
человеку — волк», очень важна сама идея
форума, посвященного творчеству и
любви. Эти понятия — как сообщающиеся
сосуды. Творчество без любви немыслимо,
а любовь сама является высшим
творческим актом, на какой способен
человек.
Следующий «сердечно-творческий»
форум «Звезда Востока» наметила
провести на дальневосточной земле.
Юрий ГУСЕЛЬНИКОВ
ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК
26 сентября 2003 г., пятница
|