ФЕСТИВАЛИ

Пространство любви

 

Корреспондент «Вечерки» побывал на необычном фестивале «Творчество сердец — миру»

О наскальной живописи я впервые прочитал в книге Ларичева. Новосибирский археолог писал о пещерах Южной Франции, где была обнаружена целая первобытная «галерея». Такую же «экспозицию» древнего искусства археологи нашли в Испании. Мог ли я думать, что увижу древние рисунки своими глазами, да еще в Сибири...

Томская писаница

«На реке Томь есть камень, на коем писаны разные фигуры». Так писал в семнадцатом веке неизвестный первопроходец, обнаруживший древние рисунки. Он и назвал это место Томской писаницей. Это название было принято учеными. Сегодня Томская писаница известна археологам всего мира.

Река Томь протекает в Кемеровской области. Томская писаница — скала, на которой высечено (вырезано?) множество фигур. Самое удивительное, что каждый рисунок нанесен одной, абсолютно одинаковой по толщине, линией. Ее и карандашом провести трудно, а уж на скале... Рисунки притягивают взгляд, на них хочется смотреть и смотреть. Существа, похожие на людей, но трехпалые и с птичьей (?) головой. Боги, пришельцы? Удлиненный книзу овал, похожий на маску, расчерченный крестом. Лицо в форме сердца. (По версии археологов, изображение совы.)

Ученые датируют возраст рисунков третьим тысячелетием до нашей эры. Но в чем-то эта древняя живопись созвучна современному искусству. Очень реалистичны головы лосей (они изображены отдельно от других фигур). По мнению археологов, лосиные «портреты» — просто элемент первобытной магии. Дескать, перед охотой наш суеверный прапрапращур «убивал» будущую добычу в нарисованном виде. Но если так, то почему тогда многочисленные следы от копья видны только на одном лосином «портрете?» Почему вообще нужно непременно считать древнего человека добытчиком и охотником, отказывая ему в чувстве прекрасного?

Попал я в это святилище почти случайно. Экскурсия на Томскую писаницу входила в программу Международного фестиваля культуры, который проходил в Кемерове. Сюда на четыре фестивальных дня съехались врачи, педагоги, инженеры, психологи из Сибири, Украины, Казахстана. Всех этих разных людей объединило одно — творческое отношение к своему делу, и не только к нему. Отсюда и название фестиваля: «Творчество сердец — миру». Не знаю, как для кого, но для автора этих строк фестивальное действо прошло под знаком Томской писаницы. Под знаком преемственности современным человеком творческого начала древнего художника. Не только в искусстве, но и в отношении к окружающему миру. Это творящее начало стало лейтмотивом всей программы фестиваля.

В поисках истины и красоты

Древние китайцы считали всю землю храмом. Именно так, «по-китайски» благоговейно, относится к природе новосибирский фотохудожник и философ Вячеслав Изразцов, чья выставка «В поисках истины и красоты» была представлена на фестивале. О трепетных, полных любви к миру фотооткровениях Вячеслава Николаевича мы уже писали, но вот фотоэкспозицию москвича Владимира Асмирко «Храм по имени Россия» мне довелось увидеть впервые.

Ожидаешь увидеть нечто мощное, грандиозное, соответствующее этому монументально-звенящему слову хра-а-м. Но храмы на фотографиях Асмирко очень камерные, «тихие». И постепенно понимаешь, что эта внешняя неброскость обусловлена внутренней потребностью тишины, которая и отличает подлинный храм.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Это детище известного всей России святого старца Серафима Саровского «смотрит» на тебя из глубины снимка. Старинный Кирилло-Белозерский монастырь. На фоне высоких деревьев обитель кажется тихим странником, присевшим после дальней дороги. «Боголюбово». Знаменитый монастырь — детище князя Андрея Боголюбского и вовсе почти сокрыт за цветущими деревьями. Наверное, эта подчеркнутая неприметность кажется странной только нам, современным людям, привыкшим к самоуверенным многоэтажным чудищам микрорайонов, но храмы (особенно монастыри) всегда строили так, чтобы они казались частью окружающего пространства, гармонировали с ним. Этот замысел древних зодчих и передал московский фотохудожник. Даже «звенящая», занимающая все фотопространство, панорама Кремля Ростова Великого (купола кремля кажутся брошенными в небо), не нарушая молитвенной тишины, лишь оттеняет общее настроение камерностн экспозиции.

Завершающий аккорд всей фотокомпозиции «Крест земли Российской» — простой грубый камень (почти булыжник) в форме креста. Кажется, что трудно найти более подходящий символ нашего многострадального отечества. Крестные муки, Голгофа. И невольно думаешь, где же конец-то всему этому, Господи! Когда же заживем как люди? Но вот ты подходишь к «Обретению иконы», и внутренний протест гаснет сам по себе.

Икона стоит на каменном полу подвала. Скорбный лик Богоматери смотрит в мир. Темно, пыльно. Но в подвальном окне пролегла полоса света, как солнечная дорога. А дорогу осилит идущий.

Эти две выставки стали самыми значимыми вехами фестиваля. Вообще, фестивального, то есть музыкально-песенного действа, на этом творческом форуме практически не было. А было просто общение с очень интересными людьми и совместное творчество.

Любовь должна быть действенной

Идею фестиваля председатель «Звезды Востока» Борис Алешин охарактеризовал как активизацию людей во имя добра и любви.

Фестиваль, как эстафета добра, идет уже четыре года. Первый фестиваль прошел в Киеве, второй - в Чебоксарах, третий - в Красноярске. На кемеровский, четвертый по счету, фестиваль съехались многие участники предыдущих встреч.

Объединившая их «Звезда Востока» — организация в своем роде уникальная. Сам этот символ многозначен. Это звезда, которую человек видит первой на утреннем небе, перед восходом солнца. Это и символ синтеза культур Востока и Запада, связующим звеном которого является Россия. Отделения «Звезды Востока» созданы по всей России, есть они и Новосибирске. Именно новосибирское отделение об-щества пригласило меня в Кемерово.

Согласитесь, что в наше непростое время, когда многие начинают жить по принципу: «Человек человеку — волк», очень важна сама идея форума, посвященного творчеству и любви. Эти понятия — как сообщающиеся сосуды. Творчество без любви немыслимо, а любовь сама является высшим творческим актом, на какой способен человек.

Следующий «сердечно-творческий» форум «Звезда Востока» наметила провести на дальневосточной земле.

 

Юрий ГУСЕЛЬНИКОВ

ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК 26 сентября 2003 г., пятница



Hosted by uCoz