Все мы немножко камни
— считает Сергей Силиванов,
много лет изучающий историю
взаимодействия минералов с человеком
AЛМАЗ во все века
считался царственным камнем. Большие
алмазы совсем не случайно украшали
королевские венцы. Огромный алмаз «Орлов»
украшал скипетр российских царей.
Попал он в Россию во времена Екатерины
Второй. Но в 1914 году царский алмаз
неожиданно выпал из скипетра. Его
вставили снова, но падение «Орлова» как
будто предрешило падение династии
Романовых. В семнадцатом году все
царские регалии вместе с «Орловым»
тайно опустили в шахту. Но в 1922 году
захороненные царские драгоценности
были обнаружены. Большевистское
правительство решило продать их, чтобы
закупить хлеб для голодающих. Но,
проехав всю Россию, поезд с драгоценным
грузом почему-то вернулся в Москву
вместе с «Орловым», обойдя «дозором»
границы новой России.
По мнению москвича
Сергея Силиванова, с которым я недавно
познакомился на проходившем в Кузбассе
фестивале «Творчество сердец — миру»,
это не случайное совпадение. Инженер по
образованию, Сергей уже много лет
всерьез изучает историю
взаимодействия минералов с человеком.
По его мнению, камни не просто живут
своей жизнью, но и влияют на эволюцию
всего живого.
— Индусы считают, что
есть алмазы высшего порядка — брахманы,
которые влияют на судьбу своих
владельцев и даже государств. «Орлов»
как раз из брахманов.
Другой знаменитый
алма -брахман «Кохинур», вывезенный из
Индии, много лет был символом
процветающей Британской империи. Но
несколько лет назад индийское
правительство потребовало вернуть
алмаз на родину. И сразу же случилась
трагедия с принцессой Дианой —
продолжательницей королевского рода
по женской линии.
— Почему все же
алмаз называют царственным камнем?
— Потому что это
высшее достижение, идеал минерального
царства. Он цельный, абсолютно чистый и
прозрачный. Этот камень можно сравнить
со святым или подвижником, чье сознание
цельно и подчинено одной идее
— служения Богу. Но
при всей своей духовной совершенности,
святой очень прост, и все его поучения
предельно ясны. Алмаз также гениально
прост по своей структуре. Это обычный
углерод, то есть уголь. Только
настоящий уголь поглощает свет, алмаз
его отражает. Вся разница! Проводя
аналогию с человеком, можно сказать,
что в начале своей эволюции человек был
поглощающим гигантское количество
энергии «углем». С точки зрения природы,
это неэкономно. Человек же духовный — (алмаз)
для природы незатратен. И поэтому
духовное восхождение человека
идеально вписывается в концепцию
минимальных затрат, созданную природой.
— Однако, судя по
человеческой истории, духовное
развитие скорее исключение, чем
правило.
— Это происходит
потому, что наряду с высшим импульсом,
побуждающим нас развиваться, человеком
движет инстинкт самосохранения,
который нередко и превалирует. Это
понятно, если учесть, что любое
созидание нового невозможно без
разрушения старого, а большинство
страшится перемен. У камня же нет
выбора. Отколовшись от скалы, он меняет
свою структуру, образовывая новый
минерал. Это его эволюция. Кстати,
некоторые свойства минералов могли бы
оказаться полезными и нам, людям.
Например, такое свойство, как цельность.
— Если продолжить
аналогию минералов с человеком,
существуют ли в минеральном царстве
кроме «святых» свои «гении»?
— Да. Это
полупрозрачные камни — радонит,
лазурит. Кстати, многие гении-люди
тяготели к своим минеральным «собратьям».
И не случайно, так как камни-«гении»
сообщают своему владельцу творческие
импульсы. Сердолик, например, был
талисманом Пушкина, который черпал
вдохновение в созерцании этого камня.
Кстати, с помощью
камней любой человек может определить
уровень своего сознания. Чистому душой
будут нравиться такие же чистые
прозрачные минералы. И, наоборот, чем
человек несовершеннее, тем «его»
камень темнее, грубее. Вообще, мы
связаны с минеральным царством гораздо
теснее, чем кажется. В скандинавской
саге торы созда-ются из костей великана
Имира. А между прочим, кости, любые,
считаются минералами. Кроме них в нашем
организме более чем достаточно
минеральных веществ. И, изучая процесс
эволюции минерального мира, человек
может осознать и свою собственную
эволюцию.
— Человек и камень,
близнецы и братья?
— Вы иронизируете, но,
согласно одной из теорий эволюции,
минералы эволюционируют в растения,
последнее, в свою очередь, развивается
до животного, а высшая стадия развития
животного — человек. Как и мы, минералы
имеют энергетическую структуру, но их
сознание «спит». Однако по мере своего
развития минерал «просыпается».
— Как же камень
может « развиваться » ?
— Прежде всего во
взаимодействии с человеком. Раньше «сотрудничество»
человечества с представителями
минерального царства было очень тесным.
Люди жили в окружении природных
ландшафтов, строили дома из камня. И
энергетика минералов благотворно
влияла на физическое и духовное
состояние человека. Сейчас мы живем в
искус-ственном мире. Асфальт, бетон.
Наибольший вред здоровью приносят
здания из железобетонных конструкций.
Это, по сути, клетка, жизнь в которой и
способствует формированию
фрагментарного, клинового сознания. Не
говоря уже о том, что железобетон
изолирует нас от естественного
излучения земли, которое совершенно
необходимо для нашего здоровья.
— Кирпичный дом
более «здоровый»?
— Конечно. Кирпичная глина—
разновидность глинозема, а Вернадский
называл глиноземы основой костного
вещества планеты. Это живые камни. Но
даже жизнь в доме из кирпича не может
заменить нам былое общение с
минералами.
— Как же правильно «общаться»
с камнем?
— Принципы этого
общения можно почерпнуть в
алхимических трактатах. Это забытое
ныне знание объясняет многие тайны
бытия. Современное представление об
алхимике, как о чудаке, пытающемся
превратить свинец в золото, далеко от
действительности. Процесс
трансформации металлов в алхимии шел
наряду с внутренней трансформацией
души. Для алхимиков не существовало
разделения на духовное и физическое.
Они одновременно жили в двух мирах,
видя искру божию во всем, что их
окружало. Язык алхимических символов —
это язык природы. Современный человек
может научиться ему, читая мифы и
сказки. Возьмите миф о походе
аргонавтов. В поисках золотого руна
герой пережил внутреннее преображение,
трансформацию души. Это и есть духовная
алхимия. Алхимик уподоблялся творцу,
демиургу, заново сотворяя мир. Для
современного человека принцип
духовной трансформации, заложенный в
алхимии, может помочь выявить свои
скрытые возможности. Каждый человек
рождает внутри себя прекрасные образы.
Если он научится воплощать их в жизнь,
это и будет его алхимической эволюцией.
И здесь нам может помочь представитель
минерального царства.
— Вы говорите о
воплощении внутренних образов в камне?
Но на это способен не каждый.
— Согласен. Но
общаться с камнем можно по-разному.
Например, подобрали вы где-нибудь на
берегу озера понравившийся камешек и
дома, глядя на него, вспоминаете свою
поездку. Это и будет общением, полезным
для вас и для камня. Даже просто
находясь в комнате, камень, благодаря
своей цельности структуре, будет «выправлять»,
гармонизировать окружающее
пространство.
— В средние века
камнями пытались лечить...
— И сегодня пытаются,
следуя средневековым лапидариям (книгам
о свойствах камней). Но при этом
упускают из виду, что средневековые
лекари преследовали прежде всего
коммерческие цели. Но каждый человек
может сам выбрать минерал,
благоприятный для его здоровья.
Единственный критерий здесь —
собственные ощущения. Сам камень
покажет к вам свое отношение через
изменение цвета. Бирюза, например,
может побледнеть, аметист стать более
прозрачным. Меняется и блеск камня.
— Сейчас усиленно
рекламируют циркониевые браслеты как
лечебное средство. Насколько это
оправданно?
— Любой металл имеет
уникальное свойство проводимости, что
позволяет ему концентрировать и
проводить колоссальное количества
энергии. Но железо и сплавы из него
проводят самые грубые, отнюдь не «лечебные»
энергии. Это относится и к цирконию. Мне
по крайней мере неизвестны примеры
целебного воздействия циркониевых
браслетов. Иное дело, медные изделия,
ношение которых очень благотворно для
здоровья. Полезно и серебро. Но все же и
их лучше использовать по рекомендации
врача.
Юрий ГУСЕЛЬНИКОВ
ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК
27 сентября 2003г., суббота
|