ФЕСТИВАЛИ

Кемеровский фестиваль – пространство любви

 

Уникальные рисунки Томской писаницы поражают воображение...

 

О наскальной живописи я впервые прочитал в книге Ларичева. Новосибирский археолог писал о пещерах Южной Франции, где была обнаружена целая первобытная «галерея». Такую же «экспозицию» древнего искусства археологи нашли в Испании. Мог ли я думать, что увижу древние рисунки своими глазами, да еще в Сибири...

«На реке Томь есть камень, на коем писаны разные фигуры». Так писал в семнадцатом веке неизвестный первопроходец, обнаруживший древние рисунки. Он и назвал это место Томской писаницей. Это название было принято учеными. Сегодня Томская писаница известна археологам всего мира.

Река Томь протекает в Кемеровской области. Томская писаница — скала, на которой высечено (вырезано?) множество фигур. Самое удивительное, что каждый рисунок нанесен одной, абсолютно одинаковой по толщине линией. Ее и карандашом провести трудно, а уж на скале... Рисунки притягивают взгляд, на них хочется смотреть и смотреть. Существа, похожие на людей, но трехпалые и с птичьей головой. Боги, пришельцы? Удлиненный книзу овал, похожий на маску, расчерченный крестом. Лицо в форме сердца. (По версии археологов — изображение совы.)

Ученые датируют возраст рисунков третьим тысячелетием до нашей эры. Но в чем-то эта древняя живопись созвучна современному искусству. Очень реалистичны головы лосей (они изображены отдельно от других фигур). По мнению археологов, лосиные «портреты» — просто элемент первобытной магии. Дескать, перед охотой наш суеверный прапрапращур «убивал» будущую добычу в нарисованном виде. Но если так, то почему тогда многочисленные следы от копья видны только на одном лосином «портрете?» Почему вообще нужно непременно считать древнего человека лишь добытчиком и охотником, отказывая ему в чувстве прекрасного?

В одном с учеными хочется согласиться. Писаница - древнее святилище, Здесь и атмосфера особая, как в храм. Но у нас, современных людей, порой очень странное представление о святости. Один из экскурсантов на моих глазах вытащил из мешка икону Богоматери и водрузил ее прямо на писаницу. Сфотографировал и снова спрятал в мешок. «Освятил», что ли, языческое капище? Другие, наоборот, вовсю фотографируются на фоне древней живописи. Хорошо, хоть свои имена на ней не «увековечивают».

Попал я в это святилище почти случайно. Экскурсия на Томскую писаницу входила в программу Международного фестиваля культуры, который проходил в Кемерово. Сюда на четыре фестивальных дня съехались врачи, педагоги, инженеры, психологи из Сибири, Украины, Казахстана. Всех этих разных людей объединило одно — творческое отношение к своему делу, и не только к нему. Отсюда и название фестиваля «Творчество сердец — миру». Не знаю, как для кого, но для автора этих строк фестивальное действо прошло под знаком Томской писаницы. Под знаком преемственности современным человеком творческого начала древнего художника. Не только в искусстве, но и в отношении к окружающему миру. Это творящее начало стало лейтмотивом всей программы фестиваля.

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ

Древние китайцы считали всю землю храмом. Именно так, «по-китайски» благоговейно, относится к природе новосибирский фотохудожник и философ Вячеслав Изразцов, чья выставка «В поисках истины и

красоты» была представлена на фестивале. О трепетных, полных любви к миру фотооткровениях Вячеслава Николаевича мы уже писали, но вот фотоэкспозицию москвича Владимира Асмирко «Храм по имени Россия» мне довелось увидеть впервые.

ХРАМ ПО ИМЕНИ РОССИЯ

Ожидаешь увидеть нечто мощное, грандиозное, соответствующее этому монументально-звенящему слову ХРА-А-М. Но храмы на фотографиях Асмирко очень камерные, «тихие». И постепенно понимаешь, что эта внешняя неброскость обусловлена внутренней потребностью тишины, которая и отличает подлинный храм.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Это детище известного всей России святого старца Серафима Саровского «смотрит» на тебя из глубины снимка.

Старинный Кирилло-Белозерский монастырь. На фоне высоких деревьев обитель кажется тихим странником, присевшим после дальней дороги.

«Боголюбово». Знаменитый монастырь — детище князя Андрея Боголюбского — и вовсе почти сокрыт за цветущими деревьями. Наверное, эта подчеркнутая неприметность кажется странной только нам, современным людям, привыкшим к самоуверенным многоэтажным чудищам микрорайонов, но храмы (особенно монастыри) всегда строили так, чтобы они казались частью окружающего пространства, гармонировали с ним. Этот замысел древних зодчих и передал московский фотохудожник. Даже «звенящая», занимающая все фотопространство панорама Кремля Ростова Великого (купола кремля кажутся брошенными в небо), не нарушая молитвенной тишины, лишь оттеняет общее настроение камерности экспозиции.

В храмовую камерную симфонию мощным набатным аккордом врываются лишь две-три работы. «Соловецкие острова». Мощная темно-красная башня Спасо-Преображенского Ставропигиального монастыря в вечернем свете кажется незыблемым утесом, Но та же обитель, залитая солнцем, выглядит как сказочный, почти воздушный дворец. Деревянная церковка в сиянии голубого космоса, в сполохах белых облаков — это тоже Соловки.

Завершающий аккорд всей фотокомпозиции, «Крест земли Российской» - простой грубый камень (почти булыжник) в форме креста. Кажется, что трудно найти более подходящий символ нашего многострадального отечества. Крестные муки, Голгофа. И невольно думаешь, где же конец-то всему этому, Господи! Когда же заживем как люди? Но вот ты подходишь к «Обретению иконы», и внутренний протест гаснет сам по себе.

Икона стоит на каменном полу полуподвала. Скорбный лик Богоматери смотрит в мир. Темно, пыльно. Но в подвальном окне пролегла полоса света, как солнечная дорога. А дорогу осилит идущий.

Эти две выставки стали самыми значимыми вехами фестиваля. Вообще фестивального, то есть музыкально-песенного, действа на этом творческом форуме практически не было. А было просто общение с очень интересными людьми и совместное творчество.

ЛЮБОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕЙСТВЕННОЙ

Идею самого фестиваля председатель организации «Звезда Востока» Борис Алешин охарактеризовал как «активизацию людей во имя добра и любви».

«Любовь должна быть действенной и выражаться в конкретных делах». Конкретные дела — это сам фестиваль, который, как эстафета добра, идет по России уже 4 года. Первый фестиваль прошел в Киеве, второй - в Чебоксарах, третий - в Красноярске. На кемеровский, четвертый по счету, фестиваль съехались многие участники предыдущих встреч.

Объединившая их «Звезда Востока» — организация в своем роде уникальная. Сам этот символ многозначен. Это звезда, которую человек видит первой на утреннем небе, перед восходом солнца. Это и символ синтеза культур Востока и Запада, связующим звеном которого является Россия. Отделения «Звезды Востока» созданы по всей России, есть они и в Новосибирске. Именно новосибирское отделение общества пригласило меня в Кемерово. На фестивале были представлены «звездновосточные» книги, аудио- и видеокассеты. Их содержание вполне соответствует задачам «Звезды Востока», призванной содействовать науке, культуре и искусству.

Это содействие в Кемерово было взаимным. Фотовыставка В. Изразцова проходила в стенах кемеровской Академии культуры и искусств, работы В. Асмирко были выставлены в зале местной филармонии. В других кемеровских вузах шли мастер- классы приехавших из стран бывшего Союза специалистов - педагогов, психологов, врачей.

О фестивальных встречах, запланированных заранее, можно рассказывать долго, но это тема для отдельного разговора.

Пока хочется рассказать о людях, с которыми судьба столкнула меня случайно. В экскурсионном автобусе я ехал рядом с немолодой уже женщиной из Первоуральска, городка близ Екатеринбурга. («Фильм «Угрюм-река» помните? У нас его и снимали, на реке Чусовой».)

Общались мы с ней минут 20, больше всего мне запомнилось ее трепетное восприятие красоты. Восхищение нашей простой природой, васильками и одуванчиками, растущими вдоль дороги.

Другая мимолетная встреча случилась на Томской писанице. Мы стояли перед оленными камнями - каменными столбами, свидетелями немыслимой древности.

— Вы тоже выбрали этот камень?

Женщина смотрит на меня удивленно и взволнованно.

— Меня к нему так и потянуло, такие около него мощные вибрации.

Я не чувствовал никаких вибраций, но, странное дело, посидев немного у этого столба, начал ощущать нисходящие на душу покой и умиротворение. И стало приятно от чувства нашей с незнакомкой причастности к некоей общей тайне.

Некогда было сказано:

«И оскудеет земля любовью», что мы сейчас, увы, и наблюдаем. Какая любовь, когда многие наши сограждане уже начали жить по принципу: человек человеку - волк! Но все же человек - любой! - не может прожить без таинства Любви, созвучного с тайной Творчества. Эти понятия - как сообщающиеся сосуды. Творчество без любви немыслимо, а любовь сама является высшим творческим актом, на какой только способен человек. Этот вечный дуэт стал, можно сказать, девизом и содержанием кемеровского фестиваля.

Следующий культурный форум «Звезда Востока» наметила провести во Владивостоке. Там участники фестиваля положат начало еще одной аллее дружбы, посадив на дальневосточной земле сибирские кедры.

 

Юрий ГУСЕЛЬНИКОВ

газета "Трибуна" 3.12.2003, №136(191)
в региональном приложении "Сибирская трибуна"


Hosted by uCoz