Г. Н. Дульнев
ОТ НЬЮТОНА И ТЕРМОДИНАМИКИ К
БИОЭНЕРГОИНФОРМАТИКЕ
(Сознание и
физическая реальность, 1996. Т. 1. № 1-2. С. 93
- 97)
Вопрос о
существовании иного мира (иногда его
называют тонким миром) всегда волновал
людей. Иногда этот мир отождествлялся
со средой, где продолжается наше
существование в иной форме после
завершения земной жизни [1].
Предполагается также,
что многие аномальные явления являются
проявлениями этого мира в привычной
нам реальности.
Благодаря
многочисленным наблюдениям различных
аномальных явлений [2,3,4,5], публикациям
на эту тему, дальнейшее игнорирование
учеными этой проблемы становится
непонятным для любознательных,
думающих людей и возникает вопрос, дает
ли современная наука хоть малейшую
возможность получить убедительные
объяснения странным феноменам. При
этом также возникает желание внести
ясность в проблемы, связанные с
многовековым противостоянием между
научным и религиозным мировосприятием.
В настоящее время наблюдается
повальное увлечение мистикой,
стремление необычными путями решить
свои трудности хотя бы со здоровьем,
все более увеличивается интерес к
религии. Однако за всем этим
чувствуется стремление к форме,
ритуалу и меньше желания разобраться в
сущности вещей.
Как писал в конце XIX в.
французский философ Шюре "...религия
отвечает на запросы сердца, отсюда ее
магическая сила, наука - на запросы ума,
отсюда ее непреодолимая мощь. Религия
без доказательства и наука без веры
стоят друг против друга, недоверчиво и
враждебно, бессильные победить одна
другую". [6]
Фрагментарное
мышление, на котором построено
классическое естествознание, привело к
потери чувства мировой гармонии, к
устранению человеческой души и ее
воздействия на окружающее. Религия
перестала удовлетворять требованиям
разума, медицина не хочет знать ни о
душе, ни о духе человека. В древности
представление о человеке было более
здоровым и более возвышенным, чем наше.
Не допускалось разделения тройной
природы человека (тело, ум, душа).
Сложившееся в настоящее время
положение вещей не сулит ничего
хорошего людям - глубокий разлад
появился в душе общества и в душах
отдельных людей. Потеряно чувство
мировой гармонии, что породило эгоизм,
всеобщее насилие, властолюбие и
болезни. Современная наука, как правило,
игнорирует поставленные проблемы. Во-первых,
признание аномальных явлений сразу же
ставит под сомнение основной тезис
материалистической философии о
первопричинности материи и
вторичности сознания. Во-вторых, эти
феномены вынуждают по- новому
посмотреть на роль мысли как реальной
психической субстанции, способной
активно взаимодействовать с живой и
неживой материей. И, наконец, анализ
проведенных в этой области
экспериментальных исследований
приводит к необходимости пересмотреть
устоявшиеся принципы методологии
научного эксперимента [5].
Следовательно, требуется отказ от
привычных представлений, сложившихся
научных концепций и т.д., а это очень
трудно для ученого в каком бы обществе
он не жил.
ОТ ПАРАПСИХОЛОГИИ К
БИОЭНЕРГОИНФОРМАТИКЕ
Интуитивно можно
предположить, что рассматриваемые
явления связаны с обменом какими-то
формами энергии и информации, поэтому
при их описании часто применяют термин
"энергоинформационный" обмен, а
область научных исследований относят к
парапсихологии и психофизике. Более
адекватно эта область может быть
обозначена как "сознание и
физический мир", а кратко - "биоэнергоинформатика"
[7].
Биоэнергоинформатика
- научное направление, связанное с
нетривиальными проблемами
информационно-энергетических
взаимодействий в живых системах.
Энергоинформационные
взаимодействия наряду с
энергоматериальными - это всеобщее
свойство любых систем в природе как
живых, так и неживых. Поэтому
биоэнергоинформатика - научная
парадигма, т.е. система взглядов,
мировоззрение, опирающееся на многие
фундаментальные и прикладные науки,
ничего не игнорирующее из
многотысячного опыта человечества (это
утверждение имеет отношение и к
религии).
Для более глубокого
знакомства с проблемой полезно хотя бы
бегло просмотреть, как изменялась
картина Мира на протяжении последних
трех веков, когда в науке были
достигнуты наиболее впечатляющие
результаты. Было бы правильно
расширить этот промежуток до трех-пяти
тысячелетий, но это может стать
предметом отдельного исследования.
Строгий подход требовал бы вникнуть в
предмет и методы науки и религии и
помнить, что для познания мира нельзя
обойтись каким- либо одним подходом.
Важно при этом не игнорировать
достижения древней философии Египта,
Востока, Европы, выразившиеся в
эзотерических учениях, с их
характерной глубиной отдельных
высказываний, гармонией и
возвышенностью.
Ниже мы ограничимся
последними тремя веками и только
изменением научной картины мира.
НЬЮТОНО-КАРТЕЗИАНСКАЯ
МОДЕЛЬ МИРА (XVIII ВЕК)
Трудами великих
физиков XVIII в. была создана картина Мира
и соответствующая ей философия,
которые получили название Ньютоно-Картезианской
модели мира. Согласно этой модели
материя развивалась в трехмерном
пространстве во времени, которые не
зависимы друг от друга; в мире имеет
место как бы линейная причинно-следственная
связь; материальный мир имеет
очерченные границы и существует в
пустоте - пространстве и т.д.
Вселенная Ньютона -
это Вселенная твердой материи,
состоящей из атомов, они пассивны и
неизменны. Этой же модели
придерживались и греческие атомисты,
но Ньютон дал определение силы,
действующей между частицами. Он назвал
ее силой тяготения, которая
осуществляется мгновенно, независимо
от расстояния. Физические процессы, по
Ньютону, можно свести к перемещению
материальных точек под действием силы
взаимодействия. Для описания этих
процессов был разработан новый
математический подход -
дифференциальное исчисление.
Вселенная, по Ньютону, - гигантский и
полностью детерминированный часовой
механизм, части которого движутся в
соответствии с вечными законами. Если
заданы законы движения и начальные
положения молекул, то поведение
системы полностью предопределено и
известно заранее. Это наука о простом и
пассивном мире, где нет случайности и
все предопределено.
Пусть некое существо (демон
Лапласа) знает начальные условия для
всех частиц в мире (координаты и
скорость) и, пользуясь законами
механики, демон определяет их скорости
и координаты в любой момент времени, т.е.
развитие мира для демона известно. Мы, в
отличие от него, не знаем начальных
условий и только поэтому лишены
возможности предсказания. Иными
словами, незнание субъективно, оно не
отражает законы Природы. В мире Ньютона
процессы обратимы и протекают без
рассеяния энергии. Удивительно тонкой
бывает порой интуиция поэта при
восприятии окружающего его мира. Он
может непосредственно увидеть истину
задолго до понимания ее учеными.
В 1802 году английский
поэт Блейк писал: "Да спасет нас бог
от одностороннего видения и Ньютонова
сна".
МОДЕЛЬ МИРА В XIX ВЕКЕ
Революционные
перемены в физике, существенно
расширившие эту модель, начались в XIX
веке знаменитыми экспериментами
Фарадея, теоретическими работами
Максвелла по электромагнетизму,
созданием трудами Больцмана,
Гельмгольца термодинамики и
статистической физики, открытиями
Дарвина в биологии.
Рассмотрим сначала
термодинамику, которая возникла и
сформировалась в XIX веке и заставила
отойти от господствующего
механистического взгляда на Природу.
Были сформулированы начала
термодинамики. Первое известно как
закон сохранения энергии, а второе
гласит, что при превращении теплоты в
работу природа требует контрибуции -
часть тепла безвозвратно теряется. В то
же время преобразование работы в
теплоту не облагается "налогом".
Иными словами, существует асимметрия в
природе, которой не было в физике
Ньютона. Согласно термодинамике,
существует тенденция рассеяния
энергии, выравнивания температур,
стремление к возрастанию хаоса. Эти
процессы количественно описываются с
помощью так называемой энтропии: рост
энтропии - "кошмар" термодинамики,
который неизбежно приводил к тепловой
смерти Вселенной, вопреки существующей
действительности.
Отметим, что по
Больцману энтропия - мера
неупорядоченности системы, мера хаоса.
Если первое начало термодинамики -
закон абсолютно строгий, то второе
начало - закон статистический,
вероятностный. Так в картину мира вошла
вероятность состояния системы. Однако
гораздо раньше этот взгляд на Природу
возник в биологии. Был сформулирован
основной закон эволюции - триада
Дарвина: изменчивость, естественный
отбор, наследственность. Каждая
популяция живого или растительного
мира обладает наследственностью и
изменчивостью - случайными
отклонениями от наиболее вероятного
среднего значения той или иной
характеристики организма.
В отличие от молекул,
среди которых также существуют
флуктуации, т.е. отклонение от среднего,
живые организмы несут память о своем
эволюционном развитии. Наследуемые
признаки закрепляются, если они
обеспечивают организму лучшие условия
существования и размножения.
Напомним, что по
взглядам XVIII века случайности в Природе
не существует. При подбрасывании
монеты она выпадает орлом или решкой,
за этим событием стоит не случайность,
а детерминированные параметры системы.
Их знает демон, но мы не знаем. В XIX веке
поняли, что энтропия - мера нашего
незнания, недостаток информации о
системе, и этот недостаток связан с
принципиальной невозможностью знания,
а последнее, как показали более
глубокие исследования, вызвано
неустойчивостью системы. Иными словами,
отсутствие информации - свойство
системы, а не наблюдателя, т.е. в Природе
есть случайность.
Итак, физическая
природа эволюционирует, в отличие от
живой, в направлении максимума
энтропии при условии ее изоляции от
окружающего мира. Следовательно,
Вселенная развивается в направлении
выравнивания неоднородностей, хаоса, т.е.
ей грозит тепловая смерть. Второе
начало термодинамики получено для
замкнутой системы. Если допустить, что
Вселенная замкнута, то в начале Мира
должен быть "запас порядка",
который потом начинает теряться. Этот
вывод противоречит космологическим
мифам древних. Они основывались на
посылке, обратной классической
термодинамике, а именно: в начале был
хаос и Боги создали порядок. Больцман
пытался объяснить существование мира
тем, что наша Вселенная - гигантская
флуктуация на фоне всеобщей деградации.
Но это неправдоподобно с позиций
статистики. Так XIX век не дал решения
этой загадки и передал ее последующим
поколениям.
XIX век - это век
вероятностного видения Природы,
эволюционирующего
мира, замеченного
Больцманом и Дарвином. Революционные
перемены в естествознании не
ограничились этими открытиями.
Вселенная Ньютона - Вселенная твердой
материи, состоящей из атомов, неделимых
частиц. Знаменитые эксперименты
Фарадея, теоретические работы
Максвелла по электромагнетизму
привели к обоснованию полевой формы
материального мира, где материя не
имеет четких границ, очертаний.
МОДЕЛЬ МИРА ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
В XX веке произошли
дальнейшие открытия в термодинамике,
теории информации, теоретической
физике, биологии, нейропсихологии и
других областях естествознания. Первые
десятилетия нашего века принесли
неожиданные результаты в физике, а
именно: теорию относительности
Эйнштейна, квантовую теорию атомных
процессов. Оказалось, что принятое в
астрофизике и космологии понятие
пустого пространства не имеет смысла, а
развитие атомной физики разрушило
представление о твердой материи. Это
разрушение началось еще, как
отмечалось выше, с работ Фарадея и
Максвелла. Были опровергнуты все
базисные концепции ньютоновской
физики: абсолютность времени и
пространства, незыблемость
материальной природы пространства,
детерминированная система объяснений
и т.д. Последние положения подверглись
сомнению еще в конце XIX века в
результате исследований в
термодинамике и биологии. Иными
словами, ньютоновская модель мира была
адекватной, пока физика исследовала
явления в мире повседневного опыта, в
зоне средних измерений. Как только она
стала проникать в микро- и макромир, эта
модель стала непригодной. Согласно
теории относительности, пространство и
время не являются независимыми
сущностями, поток времени неравномерен
и не однороден, как это было принято в
ньютоновской модели. Время зависит от
позиции наблюдателя и скорости
относительно наблюдаемого объекта.
Более того, предполагается, что
присутствие массивных объектов влияет
на пространство - время. Любые
изменения в пространстве и времени
относительны и даже сама структура
пространства - времени зависит от
распределения материи - поэтому
непреодолимое различие между материей
и пустым пространством исчезает...
Выяснилось, что у
субатомных частиц очень абстрактные
характеристики и парадоксально
двойственная природа. В зависимости от
организации эксперимента они
проявляют себя иногда как частицы,
иногда как волны. В квантовой физике
для описания таких как бы
взаимозаменяющих явлений введено
новое логическое приспособление -
принцип дополнительности. Согласно
Бору, это противоречие является
результатом неконтролируемого
взаимодействия между объектом
наблюдения и наблюдательными
средствами. В области квантовых
взаимодействий не может быть и речи о
причинности и полной объективности в
обычном их понимании [8,9].
Потрясающим
открытием теории относительности
явилось экспериментальное
подтверждение того, что материальные
частицы могут создаваться из чистой
энергии и опять превращаться в чистую
энергию при обратном процессе.
Соотношение массы и энергии выражено в
знаменитом уравнении Е = те2.
МОДЕЛЬ МИРА ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
В семидесятые годы
нашего века был достигнут существенный
прогресс в термодинамике, который
привел к появлению новой науки -
синергетики. Синергетика объяснила
возможность падения энтропии, т.е.
самоорганизации хаоса, произошла
интеграция далеких друг от друга
областей знания, в частности
объединение физики с биологией.
Синергетика создает новый образ мира.
Она основана на идеях системности и
целостности мира, на общих законах
развития всех уровней, материальности
и духовности на взаимосвязях хаоса и
порядка [10]. Синергетика исследует
открытые термодинамические системы
вдали от равновесного состояния. Такие
системы математически описываются
нелинейными уравнениями, которые имеют
множество решений. Им соответствует
столько же путей эволюции, отсюда их
многовариантность и альтернативность.
Выбор пути приводит к необратимости
эволюции. Один из создателей
синергетики лауреат Нобелевской
премии Пригожин пишет: "...наш мир -
это не молчаливый и однообразный мир
часового механизма... Мы живем в
открытом - технологическом и
творческом мире" и далее "...картина
мира классической науки - лапласовский
детерминизм - выглядит с современной
позиции почти как карикатура на
эволюцию" [15].
Произошли не менее
впечатляющие открытия в другой области
естествознания - теории физического
вакуума. Все физические теории, начиная
с механики Ньютона и кончая
современными теориями фундаментальных
взаимодействий, рассматривают
поведение твердых тел, жидкостей, газов,
различных полей и элементарных частиц.
В настоящее время расширены
представления об окружающем нас мире, и
речь идет не о четырех (твердые тела,
жидкости, газы, плазма), а о семи уровнях
реальности (добавляются физический
вакуум, информационный уровень,
абсолютное ничто). В теоретической
физике проблема создания единой теории
поля находит свое решение в теории
физического вакуума. Далее
материальные и энергетические
взаимодействия объяснялись на основе
четырех фундаментальных
взаимодействий: гравитационные и
электромагнитные (дальнодействующие),
сильные и слабые (близкодействующие). В
последние пятнадцать лет физики
высказывают предположение о
существовании пятого фундаментального
взаимодействия, а именно: спин-торсионного,
обладающего свойствами дальнодействия.
Торсионное взаимодействие отличается
от других фундаментальных
взаимодействий - оно информационно-энергетическое,
а не материально-энергетическое; оно
способно передавать информацию
практически без затрат энергии со
скоростью, превышающей скорость света.
Эти проблемы новейшей физики
опубликованы в [9, 11] и нашли свое
отражение в статье Шипова и Акимова,
помещенной в данном номере журнала.
Остановимся на другой
ветви развивающейся науки -
информатике. Высказываются
предположения об особой роли
информации. Произошло дальнейшее
развитие взглядов на информацию: от
чисто служебной роли в науке
информация начинает рассматриваться
как фундаментальная сущность Природы,
сопрягающая духовную и материальную
ипостаси мироздания. Предполагается,
что на уровне физического вакуума
возможно информационное отображение
всего сущего, высказаны предположения
о материальном носителе информации (спины).
Открытие законов синергетики, новый
взгляд на фундаментальные
взаимодействия в природе и физический
вакуум, роль информации заставляют
пересмотреть строение мироздания и
сценарий его развития.
Научное мышление в
современной медицине, психиатрии,
психологии, антропологии представляет
собой часто развитие моделей
физической Вселенной. Новые взгляды
проникают в эти области естественно с
некоторым опозданием, и многие разделы
различных наук до сих пор опираются на
ньютоновские парадигмы. В то же время
результаты трансцендентальной
психиатрии (использование
психолитиков, некоторых
психофизиологических приемов и т.п.)
гораздо проще объясняются на основе
квантово-релятивистской физики.
Разработаны новые
парадигмы в психологии, связанные с
квантовой концепцией мышления и
сознания, с "языком мозга", с ролью
преобразования Фурье в процессах
восприятия, с голографическими
принципами памяти и мышления и т.д. [12,
13].
На первый взгляд
далекие друг от друга области науки -
термодинамика, информатика,
теоретическая физика, психология
позволили объединить их результаты в
новое научное направление -
биоэнергоинформатику, в развитие
которой внесли свой вклад многие
ученые мира. Дано обоснование
возможности существования "духовного",
или "тонкого" мира. Предполагается,
что в этом по религиозной терминологии
Божественном мире, и по научной
терминологии - информационном
пространстве хранятся сведения обо
всем Сущем. К этим сведениям может в
принципе иметь доступ и человеческий
мозг. Иными словами Вселенная
рассматривается как своего рода
гигантский компьютер с бесконечной
памятью и с индикаторами бесконечных
размеров в условиях неограниченного
времени [14]. Сознание представляется
как ограниченная часть этой СуперЭВМ. К
этой идее в терминах своего времени
подходили многие ученые и философы:
Платон ("Мир идей"), Ньютон ("Абсолют"),
Гегель ("Саморазвивающийся дух").
Налимов ("Семантическая Вселенная"),
Вернадский ("Ноосфера"), Пенроуз
("СуперЭВМ"). Введенные ими понятия
являются синонимами космического
разума. Итак, разработка нового
научного и философского мировоззрения
опирается не на конфронтацию научного
и эзотерического знания, Науки и
Религии, а на их союзе.
Современный
образованный человек, на наш взгляд,
хотя бы в общих чертах должен быть
знаком с рассмотренными выше научными
и философскими идеями, т.к. они помогут
сформировать мировоззрение, занимать
научно-обоснованную позицию при
обсуждении аномальных явлений природы,
технических и естественных катастроф,
угрозы психотеррора, нетрадиционной
медицины и т.д. Эти проблемы
обсуждаются в статьях, книгах, с
экранов телевизоров и т.д. При этом
серьезные научные результаты
перемешаны с невероятной информацией;
мы являемся свидетелями коллективного
манипулирования человеческим
сознанием, появилась новая проблема
психотеррора и псиоружия. Особого
внимания заслуживают нравственные
проблемы и их место в общей картине
мироздания.
ЛИТЕРАТУРА
1. К. Г. Коротков,
Свет после жизни, Санкт-Петербург (1994), с.
230.
2. R. Jahn, В. Dunne, Margins of
Reality. The Role of Consciousness in the Physical World (1988), p.
287.
3. Феномен "Д" и
другие, сост. Л. Е. Колодный, Политиздат,
Москва (1995), с. 335.
4. А. П. Дубров, В. Н.
Пушкин, Парапсихология и современное
естествознание, Соваминко, Москва (1990),
с. 278.
5. Тематический выпуск
журнала "Приборостроение":
Исследование биоэнергоинформационных
процессов, № 6, Институт точной
механики и оптики, Санкт-Петербург (1993),
с. 95.
6. Шюре, Великие
посвященные, Книга-Принтшон, Москва
(1990), с. 419.
7. В. Н. Волченко,
"Неизбежность "тонкого мира",
Терминатор, № 1 (1993).
8. С. Гроф, За
пределами мозга. Трансперсональный
институт (1993), с. 50.
9. Г. И. Шипов,
Теория физического вакуума, НТЦентр,
Москва (1993).
10. М. В. Волькенштейн,
Энтропия и информация, Наука, Москва
(1986), с. 191.
11. А. Е. Акимов, В. Л.
Тарасенко, Модели поляризационных
состояний физического вакуума и
торсионные поля, Препринт № 7, МНТЦ ВЕНТ,
Москва (1991), с. 31.
12. А. Е. Акимов, В. Н.
Бинги, "О физике и психофизике",
Сознание и физический мир. Вып. 1,
Яхтсмен, Москва (1995), с. 104-125.
13. Е. А. Файдыш,
Измененные состояния сознания, Корона-Лак,
Москва (1993), с. 136.
14. А. Е. Акимов, В. Н.
Бинги, "Компьютеры, мозг, Вселенная
как физическая проблема". Сознание и
физический мир. Вып. 1, Яхтсмен, Москва
(1995), с. 126-136.
|