А.В.Иванов
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ
СОФИОЛОГИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
(Общественно-научный
и художественный журнал “Культура и
время”. № 1-2. 2001. С. 38- 43)
Творческое обращение
к наследию отечественных мыслителей
Серебряного века является сегодня
исключительно важной и насущной
мировоззренческой задачей.
Во-первых, русская
религиозная философия выдвинула целый
ряд фундаментальных идей, без
творческого усвоения и развития
которых не может сложиться целостное
антропокосмическое мировоззрение. Эти
идеи не только не устарели, но
приобрели особую актуальность в
контексте нынешнего глобального
кризиса техногенно-потребительской
цивилизации Запада1 и его
антропоцентристской идеологии.
Во-вторых, существует
какая-то глубинная историческая
закономерность в том, что судьбы гениев
данной культуры часто предугадывают ее
общие грядущие коллизии, переломы и
взлеты, а в их трудах утверждаются идеи
и ценности, которые лишь много позже
становятся достоянием массового
сознания и основанием практического
социального действия. Можно сказать,
что через личностные - культурные и
жизнеустроительные - усилия выдающихся
деятелей национальной культуры
проявляются такие идеалы и цели
существования данного народа в истории,
которым суждено реально сбыться лишь в
будущем. В качестве исторического
примера укажем на личный путь таких
видных русских философов, как С.Н.
Булгаков, С.Л. Франк и Н.А. Бердяев, чей
отказ от марксизма и мучительный поиск
коренящегося в национальных традициях
синтетического мировоззрения в начале
века во многом предвосхитили тот
тяжелый процесс смены идеологических
вех, который Россия будет переживать в
80-90-е годы XX века и который еще далеко не
завершен.
В-третьих,
внимательный анализ трудов русских
философов не оставляет сомнения в
единстве источника учения Живой Этики
и русской православной религиозно-философской
традиции. Не будет серьезной ошибкой
назвать Живую Этику одним из поздних и
наиболее развитых (за счет учета
духовных достижений восточного гения) вариантов
метафизики всеединства. В этом плане
весьма полезно вычленить ключевые идеи
русской философии, созвучные идеям
Живой Этики.
ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА
У ее истоков стоят три
великие фигуры русской культуры: Н.Ф.
Федоров, Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев.
От последнего и берет начало
влиятельнейшая линия русской
философии - "метафизика всеединства",
- представленная именами С.Н. Булгакова,
П.А. Флоренского, братьев С.Н. и Е.Н.
Трубецких, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского
и др. Идея всеединства есть исходный
принцип русского мировоззрения вообще
и русской философии в частности. Она
выражает отечественный идеал равно как
личного, так и национального, и
общечеловеческого, и космического
бытия. Иными словами, всеединство
должно стать началом и конечной целью
всех человеческих стремлений, и
практических, и познавательных. С точки
зрения русской философии, мир по своей
внутренней, идеальной организации
представляет собой органическую,
внутренне дифференцированную
целостность, полную божественного
смысла и стремящуюся к гармонии. Его
нынешнее состояние греховности,
раздробленности и вражды есть
следствие своеволия, материально-потребительского
ослепления и гордыни "телесного",
«оплотянившегося» человека,
утратившего ведение о своей духовной
сущности и «Небесной Родине». Задача
человека как свободного и
ответственного творца (вернее, со-творца
Бога) - это последовательное
восстановление всеединства мира через
его собирание и одухотворение. Линии
такого восстановления полноты бытия
разнообразны, но взаимодополнительны:
а) в космически-онтологическом плане
это восстановление единства земного и
надземного (божественного) слоев
мирового бытия, а в природно-онтологическом
плане - единение человека с окружающим
природным целым; б) в социальном плане
это соборное, противостоящее
крайностям тоталитарного
обезличивания и эгоцентризма единение
людей в масштабах семьи, народа, всего
человечества в целом на базе единых
духовных корней и целей деятельности; в)
в антропологическом плане - проявление
каждым человеком своего
потенциального богоподобия
через личные подвижнические усилия
и через телесное, душевное и духовное
единение со своей противоположной (мужской
или женской) половиной, - ведь единство
начал отражает двуединую природу не
только сотворенного, но, с известными
оговорками, и самого Божественного
Бытия; г) в гносеологическом плане -
интеграция различных познавательных
способностей сознания, синтез сфер
духовного творчества, то есть снятие
искусственных жестких
противоположений типа «вера-знание», «наука-религия»,
«интуиция-логика»; д) в этическом плане
преодоление разрыва между словом и
делом, сердцем и разумом.
Уже само понятие
Всеединого истинного знания (а никакое
фрагментарное знание на Истинность с
большой буквы претендовать не может)
предполагает, что истинное знание
должно быть нравственным. Нравственная
же правда и правота, в свою очередь, не
могут противоречить доказательному
знанию при условии интегральности.
Иными словами, истина не может быть
аморальной и разрушительной, а
нравственные установки алогичными и
непрозрачными для разума.
Более того, всеединое
истинное знание и всеединое истинное
бытие совпадают, и именно к такому
совершенному творческому смыслобытию -
по убеждению русских философов - должны
стремиться и отдельный человек, и
человечество в целом. Образцы такой
полноты бытия предстают перед нами в
истории человечества в жизнях святых
подвижников и праведников
христианской веры.
Философская теория и
практика всеединства имеют культурно-социальное
воплощение и свое подтверждение во
всемирной отзывчивости народов -
собирателей других народов, их умении
творчески учиться у других народов и
культур и способности налаживать с
ними продуктивный диалог. Наиболее
наглядным примером может служить
русский народ. Само многовековое
существование многонациональной
России-Евразии уже может служить
доказательством ее глубинной
приверженности духу соборного
всеединения и всесогласия. Пафос
индивидуализма и национальной гордыни,
столь характерный для западной
цивилизации, совершенно чужд духу
отечественной культуры.
ИДЕЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Воссоединение
раздробленного и падшего мира есть
процесс его всесторонней качественной
трансформации, связанный с приходом
новой эпохи Духа и преображения-просветления
телесно-материальных оснований жизни.
Показательно, что самому человеку, как
важнейшей эволюционно-собирающей силе
мирового бытия, суждено качественное -
духовное и материальное - преображение.
В принципе, вся русская метафизика
всеединства может рассматриваться как
раскрытие знаменитого
антропологического тезиса Св. Афанасия
Великого, выражающего сущность
православной веры: «Бог вочеловечился,
чтобы мы обожились».
Эта идея с особой
силой была развита в творчестве Н.Ф.
Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н.
Булгакова, П.А. Флоренского. Важнейшее
средство преображения (обожения)
человека - нравственное просветление
его сознания, ибо только душевное
сострадание, любовь ко всему сущему,
бескорыстие и светлый помысел
открывают перед смертным человеческим
существом дверь в иные, более
совершенные миры и лишь посредством
такого духовного трудничества может
просветлиться и утончиться его
телесность. В этом плане заслуживают
внимания мысли отечественных
философов о том, что благородная и
возвышенная мысль притягивает к себе
высшие духоматериальные энергии
Космоса, просветляющие и утончающие
грубую человеческую плоть.2
Мало того,
нравственная мысль, с точки зрения
отечественных мыслителей, должна
обязательно претвориться в активное
социальное действие, направленное на
достижение общего блага. Преображенный
человек подлинно свободен и обладает
духовной властью именно потому, что
жертвует собой ради других и способен
бескорыстно служить высшим идеалам. И
наоборот: участие в исторических
судьбах своей страны и мира, четкий
социальный выбор в битве за
человеческое всеединение и торжество
общего блага есть мощнейший фактор
преображения самого человека. Еще Н.Ф.
Федоров, критикуя европейское
понимание свободы, писал: «…Свобода (взятая
сама по себе, без дальнейшего
определения и осуществления своего
назначения) не есть благо; она просто -
ничто.
Какой же смысл может
быть в истории, если она (как хотят нас
уверить) есть лишь прогресс в сознании
свободы, а не объединение для того
всеобщего дела, что обнимает своей
задачей и целью всю вселенную, и в
частях ее, и в целом?»3
Русская философия,
вопреки распространенному
эгоцентрическому земному
самодовольству и антропоцентрической
гордыне, дерзостно провозглашает, что
эволюционное преображение духа и плоти
человека, идущее в одно время с битвой
за социальное всеединение и обретение
Новой Земли и Нового Неба, - это задачи,
реализующие стратегическую целевую
установку человеческой жизни на Земле
на утверждение всеединства.
Не устремляясь к
высшему, невозможно победить низшее в
себе; не воплощая в жизнь свои идеалы,
не борясь за лучшее будущее, нельзя
осмысленно существовать и в настоящем.
ИДЕЯ СОФИИ
Это, пожалуй,
центральная философско-богословская
категория отечественной философской
мысли, позволяющая содержательно
раскрыть принцип всеединства и
обосновать целевую эволюционную
установку человеческой деятельности.4
На философском языке София может быть
названа единой духовно-материальной (или
информационно-энергетической)
субстанцией, в равной мере и
материально-матерински порождающей (наподобие
Матери- Кормилицы из знаменитого
платоновского диалога «Тимей»), и
идеально-информационно
упорядочивающей все множество
природных и психических форм в Космосе.
Будучи деятельной посредницей между
Богом и миром, София, скрытая от земного
поверхностного взора, для внутреннего
взора предстает как Мировая Душа, как
подлинное естество мироздания, все
явления проявляющая внутри и через
себя (благодаря своей невидимой
простому смертному оку светоносной
первоматерии – Materia Prima, в терминологии
В.С. Соловьева) и вместе с тем
бесконечно превосходящая в качестве
совершенного Субъекта космической
деятельности все свои конкретные
порождения. В качестве такой Живой
Личности, имеющей Лик Вечной
Женственности, она выступает как
Божественная София и включает в себя
целую иерархию воспринятых от Логоса-Слова
и подлежащих материальной
объективации многообразных идей-первообразов
(или энтелехий, в терминологии
Аристотеля), венцом которой является
идея богочеловечества. Это идеальное
богочеловечество представляет собой
предшествующее телесному воплощению
соборное множество потенциально
богоподобных человеческих душ-монад,
где каждый элемент созвучен и со-вестен
каждому, но, одновременно, неповторим в
рамках единого софийного
богочеловеческого «организма».
Покидая царство Божественной Софии
ради индивидуального свободного
совершенствования, человек,
отшлифовавший и закаливший свой
творческий дух во время космических (и
в том числе земных) странствий, должен
будет туда когда-нибудь возвратиться,
но уже не как бессознательный, а как
сознательный со-творец Софии и
полноправный субъект
богочеловеческого братства.
Общая схема мирового
космологического процесса, по учению
русской софиологии, состоит в том, что
Божественная София, в соответствии со
своими идеями-эталонами, свободно и
ответственно изнутри себя рождает
видимый материальный мир (Софию
Тварную)5 т. е. актуализирует свои
материально-несущие потенции для
воплощения идеально-сущих форм. В ходе
естественного развития Космоса каждая
вновь появляющаяся космическая форма (каждая
реализовавшаяся в материи
богософийная идея-энтелехия)
создает естественные предпосылки для
воплощения более высокой эволюционной
формы-энтелехии, пока на вершине
природной эволюции не появляется
человек. Подобную
модель эволюции Н.О.Лосский,
отталкиваясь от идей В.С.Соловьева,
назвал супранатуралистической теорией
эволюции.6 Согласно ей, именно
высшее детерминирует и направляет
развитие низшего, хотя и нуждается в
последнем для своего
непосредственного материального
осуществления. Соответственно,
коренной задачей человека становится
деятельное и сознательное проявление
своего потенциального софийного
богоподобия через свободное
сотворчество с Великой Матерью в деле
эволюционного собирания и
одухотворения мира.
Но человек,
призванный познать, творчески
реализовать и даже преумножить
исходный божественный замысел о мире, в
акте грехопадения отпадает от своей
богочеловеческой софийной Плеромы, как
бы забывает о ней. Он отрекается от
своей надземной всеединой сущности,
чтобы познать материальный мир, и
впадает в стихию своеволия, эгоизма,
плотского вожделения, социальной
вражды и гордыни. Его божественная душа,
изначально причастная идеальному
софийному «всечеловечеству» (его «Сам»,
в терминологии П.А.Флоренского),
ничтожится страстями, идеалами-целями
более низкого уровня и даже
псевдоидеалами его суетной земной
самости. Без осуществления Бога в душе
человек не только обрекает самого себя
на страдания в земном мире, но вносит
дисгармонию, хаос и зло в мировой
эволюционный процесс, в природную
жизнь Тварной Софии. Он не выполняет
своей земной миссии. Личностный приход
в мир Христа-Логоса - его проповедь,
жертвенный крестный путь, мученическая
смерть, воскресение и телесное
преображение - открывает перед
человечеством возможность перехода от
тварно-эгоистического греховного
существования к любовному единению и
восхождению в Царство Божие. Путем
Христа, путем софийного преображения
духа и плоти, шли в истории святые
праведники и подвижники. Нравственный
подвиг любви и самоочищения,
совершенный на Земле (на уровне Софии
Тварной), позволил им достигнуть тех
высот в реализации своего
потенциального богоподобия, благодаря
которым они получили возможность
сверхсознательного существования-творчества
в духовно-материальной реальности
Софии Божественной, в «свете Славы
Божией». Святые образуют уже сбывшийся
идеал софийно-небесного братства,
жертвенно помогающего остальному
страждущему человечеству.
В лице Софии-Премудрости
Божией Россия почитает Великую Мать-Материю
(рождающую, хранящую, устремляющую на
подвиг) и ее светоносные преобразующие
энергии, реальность которых все больше
подтверждается современной наукой и
которые человек может сознательно
использовать во благо.
ИДЕЯ СЕРДЦА
Русская философия в
отличие от западной сумела развить
целостную «метафизику сердца». О
сердце писали В.С. Соловьев, П.А.
Флоренский и П.Д. Юркевич, Л.П.
Вышеславцев и И.П. Киреевский, И.А. Ильин
и В.Ф. Эрн, С.Л. Франк и Ф.Ф. Войно-Ясенецкий.
Функции сердца, по мысли отечественных
мыслителей, оказываются исключительно
разнообразными: это и носитель нашего
глубинного, божественного "Я", и
орган нравственного самосознания, и
интегратор всех способностей (логических
и интуитивных), и канал связи с высшими (богософийными)
слоями бытия, и средство
проникновенного понимания чужой души,
и, наконец, единственная часть тела,
которая самым тесным образом связана с
жизнью нашего духа.
Сердце оказывается
важнейшим средством укоренения в
софийном естестве мира и органом его
синтетического познания. Лишь «чистыми
очами сердца» дано человеку видеть и
понимать самые важные, скрытые от
повседневного взора истины и ценности
космической жизни. Недаром Христос
поучает учеников в Нагорной проповеди:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога
узрят», формулируя тем самым основную
максиму христианского жития; а апостол
Павел уточняет, что подлинная
религиозная вера, как особый тип знания,
пишется «Духом Бога живого не на
скрижалях каменных, но на плотяных
скрижалях сердца» (2 Кор., 3, 3).
Показательно, что и
раздробленность культурной и
социальной жизни толкуется русскими
философами как следствие ее тотальной
механизации и бессердечия. Именно в
бессердечии еще в начале века видел
главную угрозу цивилизации выдающийся
отечественный мыслитель И.А.
Ильин. Он писал: "Современное
человечество <…> должно понять и
убедиться, что <…> культура без
сердца есть не культура, а дурная "цивилизация",
создающая гибельную технику и
унизительную мучительную жизнь».7
И далее: "Мышление без сердца, -
даже самое умное и изворотливое, -
остается в конечном счете безразличным:
ему все равно, за что ни взяться, что ни
обдумать, что ни изучить. Оно
оказывается бесчувственным,
равнодушным, релятивистическим (все
условно! Все относительно!),
машинообразным, холодным и циничным...
Его главный прием есть умственное
разложение жизни, как бы умственная «вивисекция»
живых явлений и существ».8
Сегодня мы могли бы только подписаться
под этими словами И.А. Ильина, ибо лишь
мертвящим бессердечием можно
объяснить чудовищную консервацию
трупов в медицинских клиниках для их
последующего воскресения;
целенаправленное зомбирование
сознания неофита в рамках какой-нибудь
тоталитарной секты или
постмодернистское педагогическое
внушение детям, что надо учиться жить в
непрерывной борьбе за свою творческую
свободу, а так же в условиях
непрерывной смены масок (в том числе и
половых), поскольку личность-де также
принципиально фрагментарна и
децентрирована, как и окружающий ее мир.
Подобные внушения ведут к тому, что мы
имеем сегодня огромное количество
психических расстройств и душевных
эпидемий. С утратой «духовных небес» и
высших ценностей бытия можно легко
спровоцировать всплеск насилия и
проявление самых низменных импульсов
человеческой души.
Именно в сердце и
через сердце видели русские философы
спасение от бездуховности -
антисофийности – техногенно-потребительской
цивилизации. Напомним в этой связи, что
символом Софии - Великой Матери
традиционно выступает всеобъемлющее и
сострадательное сердце.
Знаменательно, что
современная наука сегодня
экспериментально подтверждает такое
исключительное значение сердца. Оно
является не только важнейшим
физиологическим органом, но и центром
психо-эмоциональной жизни личности.
Данные по операции шунтирования сердца
говорят о том, что, несмотря на чисто
физиологическое улучшение его работы,
умственная деятельность
прооперированного может серьезно
ухудшиться. Более того, накапливается
все больше статистического материала,
свидетельствующего о том, что человек с
пересаженным сердцем приобретает
черты донора, чье сердце ему пересадили.
Так что переосмысленные в русской
философии древнейшие представления о
сердце как о бытийном центре личности и
важнейшем органе познавательной
деятельности заслуживают самого
пристального внимания со стороны
современной науки и философии.
Можно предположить,
что XXI век будет веком сердца и
сердечной открытости. Через сердце
может строиться подлинный
межкультурный диалог. Через сердце
дается человеку безошибочно
распознавать добро и зло. Сердце есть
средоточие всех софийных энергий
мирового бытия, а потому через
совместное обращение к сердцу как
важнейшему центру и, одновременно,
органу познания, будет суждено, по-видимому,
осуществиться великому синтезу наук и
дотоле разрозненных сфер духовной
культуры (религии, науки, философии и
искусства).9
Осознанное "приложение"
сердца ко всем человеческим действиям
и мыслям есть важнейшее условие
софийного воссоединения-одухотворения
мира и средство преображения самого
человека, ибо софийный человек - это
прежде всего человек сострадательного
и усердного сердца.
Такова ключевая мысль
русской религиозной философии,
совпадающая с одной из ключевых идей
Живой Этики. Вокруг нее может строиться
конструктивный диалог между
христианами и последователями Учения.
Литература
1 - Иванов А. В. На
пороге третьего тысячелетия // Москва.
№2. 1994; Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.
Ю. Время великого размежевания: от
техногенно-потребителъской — к
духовно-экологической цивилизации //Вестник
МГУ, серия 7. Философия. №6. 1999.
2 - Гипотеза В.С.Соловьева
о том, что деятельность преображенного
сознания может производить духовно-телесные
токи, изменяющие материальную среду
жизни (Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.,
1988. С. 547). Идея П.А.
Флоренского о том, что "духовным
подвигам своим святые развили у своего
тела новые ткани светоносных органов,
как ближайшую к телу область духовных
энергий" (Флоренский П.А. Соч. в 4 т.
Т. 2. М., 1996. С. 488). Об этих софийных энергиях
речь ещё пойдет ниже.
3 - Федоров Н.Ф..
Сочинения. М., 1982. С. 548.
4 - Обзор русской
софиологии и современная
интерпретация категории "София"
даны в целом ряде авторских работ (Иванов
А.В. Философско-6огословская идея
софии: современный контекст
истолкования //Вестник МПУ. Сер. 7.
Философия. №2. 1996; Иванов А.В. Эпоха
софийного мыслетворчества: сущность и
перспективы становления //Дельфис. №3.
1997.
5 - По другой,
восходящей к гностицизму, версии (ранний
В.С. Соловьев) она в акте своеволия
отпадает от Божественного Единства в
тварную множественность и хаотичность.
6 – Лосский Н.О.
Чувственная, рациональная и
мистическая интуиция. М., 1995-
С. 320—322; Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т. I.
М., 1988. С. 272-275.
7 - Ильин И.А. Путь к
очевидности. М., 1993. С. 296.
8 - Там же. С. 298.
9 - Иванов А.В. Наука
и религия на рубеже тысячелетий //Дельфис.
№4. 1999.
|