Педагогика и
новые знания о человеке
Выступление на
краевом радио (в передаче «Планета
семья») кандидата педагогических наук,
доцента кафедры педагогики, докторанта
Красноярского государственного
педагогического университета
Парошиной Раисы Алексеевны
(Беседу
ведёт радиожурналист - Алла Санникова)
А.С.: «Нашу
программу продолжит встреча с Раисой
Алексеевной Парошиной, преподавателем
кафедры педагогики Красноярского
педагогического университета. Раиса
Алексеевна постоянный участник наших
передач. Все помнят её замечательные
мини-радионовеллы, посвящённые книге
Зиновьи Васильевны Душковой «77
жемчужин…». А сегодня Раиса Алексеевна
пришла нам рассказать о том, как она
съездила в командировку в Москву (в
связи с темой докторской диссертации),
что она интересного оттуда привезла, –
имеется в виду, конечно же, прежде всего
её преподавательская деятельность».
Р.А.:
«Моя поездка была связана со встречами с
академиками РАЕН, РАН, РАО. Я сейчас занимаюсь большой научной
работой (над докторской), которая
ставит своей целью поиски путей
формирования или скорее, наверное,
воспитания и развития духовно-нравственной
личности, которая сегодня так
необходима не только нашему обществу,
но можно сказать и всей нашей планете.
Встречи с академиками РАЕН Акимовым
Анатолием Евгеньевичем, Волченко
Владимиром Никитовичем, встреча с
профессором МГУ Владимировым Юрием
Сергеевичем, ещё раз убедили и
утвердили меня в том, что заниматься
этой проблемой просто жизненно
необходимо.
Сегодня, - последнее
десятилетие (можно, наверное,
обозначить это время такими временными
рамками), - проводятся очень часто
научные конференции, международные
конгрессы, посвящённые глобальным
проблемам поиска путей выхода из
кризисного состояния всей нашей
цивилизации и даже путей спасения
человечества. Книга одного (ушедшего
уже из жизни) академика Моисеева Никиты
Николаевича так и называется - «Быть
или не быть… человечеству?» (по ней
проведён круглый стол редакцией
журнала «Вопросы философии»,
Московским государственным
педагогическим университетом и ЗАО «Корпоративное
развитие нетрадиционных технологий в
регионах»). Результаты обсуждения
проблемы, по сути, подводят учёных к
одному интересному выводу: помочь
выйти из этого кризиса может только выход
на уровень планетарного мышления,
сознания каждого человека, который
живёт на Земле.
На сегодняшний
день много открытий, и это меня очень
радует, которые связаны с человеком,
именно с новым взглядом на человека.
Так, например, человек в принципе
является не только гражданином
нашей планеты Земля, но можно его
считать и вселенским гражданином. И
задача, которую я, в связи с этими
новыми для нас знаниями, ставлю перед
собой – это поиск путей сотрудничества
педагогической науки с другими науками.
В своё время Константин Дмитриевич
Ушинский, размышляя о педагогике,
говорил о том, что, если мы хотим
воспитать человека во всех его
отношениях, мы должны сначала узнать
его во всех отношениях. Он ратовал за
то, чтобы педагог знал все те новые
открытия, которые касаются знания о
человеке. Да, нам необходимо знать и
биологическую сущность человека, и
социальную, но самое важное и главное –
знать его внутреннюю, духовную
сущность, о которой так настоятельно
говорят сегодня учёные разных
направлений. И педагогика – как наука
– не должна оставаться в стороне от тех
проблем, которые стоят перед всем
человечеством; оставаться в рамках
устаревших представлений и взглядов на
человека. Я считаю, и говорю со всей
ответственностью, - это просто
преступно. Сегодня мы должны
включиться в полной мере в поиск,
активно принять участие в решении этих
больших проблем. А поиск по сути нам
облегчается теми наработками, -
большими наработками, - которые уже
есть в научной сфере, философии,
религии. Для меня была большая радость,
будучи на Рождественских чтениях,
встретить там среди участников
несколько серьёзных учёных
академической науки. Замечательно, что
игумен Иоанн (Экономцев) – ректор
Российского Православного
университета св. Иоанна Богослова –
идёт на очень широкое сотрудничество с
учёными. И мне понравилось, когда я была
на встрече у академика Волченко, как
Владимир Никитович очень
доброжелательно отозвался о нём: «Да, и
игумен Иоанн у меня здесь тоже иногда
бывает. Очень благостный человек…»
А.С.:
«Извините, пожалуйста, Раиса
Алексеевна. Вот у меня в связи с тем, что
Вы сказали, два вопроса. Первый вопрос,
это то, что наша отечественная наука
постоянно отделяла материальное от
духовного и рассматривала человека
только как объект материальный.
Духовное считалось всегда нечто
эфемерным, неправильным, даже и вредным.
Могла существовать только
коммунистическая какая-то духовность,
хотя это была калька, конечно, с
религиозных каких-то принципов,
уставов, - если вспомнить хотя бы тот же
Кодекс строителя коммунизма, ту же
пионерскую, комсомольскую организацию.
И все эти правила, и все эти принципы,
которые людям внушались – это своего
рода «кастрирование» духовного - и вот
всё это было облечено в оболочку
материального. Почему именно сейчас
учёные, как Вы говорите, связывают и
духовный, и материальный мир человека
планетарного масштаба, уже скажем так,
вселенского, в одно целое? Это связано с
тем, что нам грозит всем техногенная
катастрофа? Ведь технологическая
деятельность человечества дошла до
того, что мы уже готовы сами себя
погубить, разрушить, - взять хотя бы это
накопившееся количество ядерного
оружия; открытия, которые совершаются
сейчас генной инженерией –
клонирование. Нравственный это вопрос
или научный? Я хочу ещё раз
сформулировать вопрос: почему наши
академики сейчас на таком высочайшем
уровне возвращаются к тому, что, прежде
всего наука должна исследовать
духовную сторону существования
человечества?»
Р.А.:
«Очень хороший вопрос, Алла Юрьевна. И я
с радостью постараюсь на него ответить.
Сегодня, действительно, учёные, и
именно академики, доктора наук (я это
именно хочу подчеркнуть, поскольку это
не какие-то вымыслы или гипотезы, а это
выводы на уровне академической науки)
подошли к мысли единства
материального и идеального. По сути
вот этот вопрос - материального и
идеального, что первично, - который
стоял во главе угла нашей философии, он
сегодня снят с повестки дня. Его просто
не может существовать, поскольку
материя без идеального, сознания не
существует. Они едины. Материя можно
сказать, духовна, сознательна, а
сознание материально. Сегодня учёные
говорят уже даже о том (лично я
познакомилась с почти семидесятью
работами разных авторов, опять же на
уровне академической науки), что
сознание не есть функция нашего
мозга, а оно есть физическая
реальность. Позицию, которую большая
часть учёных занимает сегодня во
взгляде на мироустройство и место
человека в нём – можно назвать
холистической. Это та позиция, которую
в своё время отстаивал Платон. Вернее,
не отстаивал, - он стоял на этой позиции.
И современные научные исследования
дают учёным множество доказательств
верности именно платоновской позиции.
С отдельными из них можно
познакомиться в статье кандидата
физико-математических наук, в
настоящее время преподавателя
Российского православного
университета – Московского Александра
Викторовича «Вперёд к Платону?» О
необходимости воспитания человека
духовного, необходимости выхода
сознания человека, его ответственности
на уровень планетарного масштаба
говорят и другие научные открытия. В
частности, наш новосибирский учёный,
специалист по глобалистике, кандидат
физико-математических наук и доктор
геолого-минералогических наук (он
часто бывает в нашем городе) – Дмитриев
Алексей Николаевич (и Волченко так же
придерживается этой позиции, можно
перечислить ещё ряд учёных) утверждает
уже не «голословно», а научно тот факт,
что мысли человека и его эмоциональное,
то есть его психическое состояние,
очень сильно отражается на всём
окружающем мире. Те катастрофы, которые
происходят в определённых местностях,
– часто вызваны негативным
умонастроением и психическим
состоянием людей именно этой местности.
А.С.: «Глупо
теперь спрашивать, наверное, как это
должно повлиять на качество
современной педагогики, отечественной
педагогики».
Р.А.: «Всякая
научная проблема всегда формулируется
на каких-либо противоречиях, которые
возникают в сфере её явлений. Одно из
противоречий в сфере педагогической
действительности, о котором можно
сегодня говорить, это большая
потребность подрастающего поколения в
истинном знании о человеке. Я уже пять
лет веду свой авторский курс «Педагогическая
антропология» со студентами. Они
практически все пишут в своих
пожеланиях о том, что этот курс
нужно сделать обязательным, для всех, -
и начинать его со школы. Но, к сожалению,
наши преподаватели - и вузовские, и
школьные – большей частью не готовы к
постановке (такой вот) вопроса. И
поэтому необходима большая работа по
расширению и обновлению знаний о
человеке с последующей её
педагогической интерпретацией».
А.С.: «Придёт
ли это когда-нибудь, по-вашему,
действительно, на хорошем научном
уровне в наши школы?»
Р.А.:
«У меня, конечно, есть на это большая
надежда, если б её не было, то я,
наверное, и не решилась бы браться за
эту тему. Поскольку нужно сказать, что
педагогическая наша наука – она больше
косная и, к сожалению, в большей мере
стоит ещё на материалистических
позициях. И за что, например, ратуют
академики РАЕН, РАН – чтобы школа не
подавала любое знание как конечное.
Школьные учебники очень быстро
устаревают, и учитель практически
сегодня даёт то, что было актуально
много лет назад. Новое знание приходит
в школу, как правило, с разрывом очень
большим – 15-20 лет, а то и больше.
Академик Акимов А.Е. в своём обращении к
учителям подчёркивает необходимость
приучения молодёжи к бесконечному
поиску Истины, к тому, что мы никогда не
можем знать конечное какое-то знание,
что нужно всегда быть открытым к поиску,
дальнейшему исследованию. Так,
например, существенное изменение
сегодня претерпело отношение
современной науки к метафизике. Ещё в
начале XX века метафизику понимали как
пугало какое-то и многие боялись
потерять свою научную репутацию, если
начинали говорить о метафизике. А
сегодня, как это отмечает профессор
Владимиров Ю.С. (кстати недавно вышла
его одноимённая монография, первая в
мировой литературе), «метафизика» уже
тесно слилась с физикой и определяет
видение проблем в физике, постановку
задач, выбор математического аппарата
и вообще направление научного поиска.
Большая новость для меня была в своё
время, лет пять назад, что наука,
наконец, выходит с уровня
материального на тонкоматериальный, о
том, что существуют и Тонкие миры».
А.С.:
«Спасибо большое, Раиса Алексеевна. Я
думаю, что польза от нашей с Вами беседы
будет для наших радиослушателей.
Потому что я думаю, Вы нашли своим
выступлением отклик в душе их и,
наверняка, нашли себе где-то
единомышленников».
|