В.Г.Акимова
СТУДИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ
СВЕТОЖИВОПИСЬ» -
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
(Культурное
пространство человечества и духовный
мир педагога. Материалы Российской
научно-практической конференции 4-8
ноября 2001 года. – М., 2002. С. 100-103).
Развитие
характера человека подобно настройке
лютни. Если струны слабы,
нет музыки. Если они слишком натянуты,
рвутся.
Индусская мудрость.
Путями красоты
достигнете сердец людских быстрее, чем
путями логики.
С.Н.Рерих
Формирование
гуманного мировоззрения - важнейшее
условие совершенствования общества.
Под гуманным мировоззрением
понимается:
- представление
личности о целостной картине
мироздания в системе Человек-Общество-Природа
- Космос;
- осознание себя и своей роли в
этой системе;
- гуманные отношения
личности в системе Человек - Общество -
Природа – Космос;
Создание и внедрение
в образовательный процесс школ,
гимназий и центров реабилитации
наркомании и алкоголизма средств,
формирующих мировоззрение, жизненную
позицию ребёнка, дают исключительную
возможность развивать и образовывать
его духовную жизнь, от которой зависит
качество личности человека. Одним из
таких средств является студия «Музыкальная
светоживопись», как новый вид
исполнительского искусства,
реализующийся с помощью специального
инструментария.
Музыкальная
светоживопись – синтез музыки,
живописи и человеческой летящей души.
Динамическая световая пластика,
световые узоры, специально подбираемые
светохудожником так, чтобы они
гармонично сочетались с ритмом музыки,
её настроением и мелодическим рисунком,
с глубинным смыслом, составляют
художественное Произведение студии. С
помощью специального инструментария
светохудожник управляет (играет)
множеством параметров – яркостью,
цветом, направлением и скоростью
перемещения элементов
светодинамической композиции,
меняющих свои очертания и имеющих
сложную динамику. Отказ от применения
запоминающих устройств –
принципиальное условие того, чтобы
ткань произведения была Живой,
трепетной, могла бы дышать и чутко
реагировать на малейшее движение души
исполнителя. Энергетическое поле
автора-исполнителя, переживающего
творческий подъём, вступает в контакт с
суммарным биополем зрителей,
эмоционально воспринимающих его
творчество.
Светозвуковой поток,
облечённый в художественную форму,
способствует:
- формированию у
учащихся целостного синтетического
восприятия окружающего мира;
- комплексному
воздействию на все органы чувств,
максимально приближенному к
естественному восприятию мира (развитому
в человеке Природой);
- активному
подключению к работе ассоциативного,
образного и логического мышления,
эмоциональной и чувственной сферы как
единого целого.
Удивить детей и
взрослых, казалось бы, уже ничем
невозможно. И, тем не менее, в студии их
удивляет всё. Ощущение восторга
сменяет внезапное чувство утраты, а
затем душу заполняет возвышенный порыв
единения с окружающим миром, который
ощущается изнутри, и в тоже время
обступает, обнимает снаружи.
Изображение на экране
в студии, переходя, перетекая,
переплавляясь одно в другое, помогают
глубже почувствовать единую природу
мира. Приходит осознание, что лицо
матери и наша планета, из которой оно
всплыло на экране, - одно целое, что
распускающаяся роза с капельками росы
и галактика МОС - одно целое, что кресты
на куполах и переплетённые ветви на
деревьях также одно целое.
В книге о прекрасном
художнике и композиторе Михаиле
Константиновиче Чюрленисе есть такие
строчки, которые как нельзя лучше
передают процесс, происходящий в детях,
педагогах, родителях на встречах в
студии «Музыкальная светоживопись»: «...
О как трудно вместить этот мир! Сколько
звуков в нём слышится, сколько красок
сверкает. В каких бесчисленных ритмах
пульсирует природа и жизнь... И какими
же средствами можно совершеннее
выразить этот мир? Звуками? Красками?
Ритмами? Напрягается слух ребёнка.
Широко открываются его очи.
Распахивается сердце. Пробуждается
музыкант. Художник. Поэт.
Уши полнятся
недовольным ворчанием земли, таящей в
себе вулканы, рёвом морских волн,
перекатывающих валуны, шуршанием
зелёного леса, беззвучной симфонией
космоса. Глаза захлёстывает множество
красок - зелень лугов, синева небес и
медь солнца...
Сердце переполняет
радость и печаль, удивление и боль, гнев
и безмятежность. Оно ритмично бьётся в
такт морю, облакам и птицам, планетам и
галактикам. Кровеносные сосуды ребёнка
перенасыщены звуками, красками,
ритмами, чувствами. Он должен
разгрузиться. Он должен освободиться...
Создать образ мира... себя!!! Звуками?
Звуками! Но звуки увлажняются и
превращаются в краски. Звучит голубая
музыка неба, янтарная музыка моря,
серебряная музыка звёзд...»
Встречи в студии «Музыкальная
светоживопись» становятся поворотным
этапом в развитии сознания не только
для ребёнка, но и для взрослого,
сформировавшегося человека,
обращением к своему внутреннему миру,
желанием его понять и выразить.
Средством, позволяющим каждому войти в
своё «Я» и в мир во вне в расширенном
состоянии сознания настоящего времени,
является репертуар студии и помощь
ведущего (учителя, методиста),
создающего особую гармонично -
возвышенную атмосферу взаимодействия
ведущего и ученика. В результате этих
встреч рождаются стихи, музыка, рисунки
– состояние.
У Уильяма Купера есть
такие строчки:
В душе есть симпатия к звуку
И, если разум настроен и слух
услажден,
Внимая звукам нежным или
резким,
Весёлым или мрачным,
То в унисон колеблется струна
в душе и сердце отвечает.
Размышления детей,
педагогов школ и лицеев г. Пензы на
уроках в студии «Музыкальная
светоживопись» поражают глубиной
духовного и философского смысла. Вот
некоторые из них:
«Посмотрев
композицию, я понял, как прекрасен мир,
как прекрасна Земля. Чтобы быть добрым
человеком, нужно поймать искру доброты
и зажечь фитиль внутри себя; эти искры
есть повсюду, нужно лишь их заметить -
увидеть красоту окружающих предметов.
И, чем больше будет этих искр, тем
больше будет огонёк души. Спасибо Вам
за то, что сделали нас добрее, научили
больше ценить нашу планету и жизнь» (ученик
6 «Б» класса СШ № 18).
«Светоживопись -
могучий источник мысли. Музыка - свет –
живопись -воображение - фантазия -
сказка - творчество - такова дорожка,
идя по которой, ребёнок развивает свои
духовные силы. Музыкальная
светоживопись пробуждает энергию
мышления даже у самых инертных детей.
Под воздействием музыкальных звуков и
художественных образов, когда душа
очарована возвышенными переживаниями,
ребёнок проверяет свои тревоги и
волнения. На уроках студии «Музыкальная
светоживопись» самым молчаливым
хотелось говорить,- детские руки
тянулись к краскам, альбому, хотелось
запечатлеть образы на бумаге. Ведь душа
ребёнка - это душа чуткого музыканта. В
ней - туго натянутые струны, и, если
умело прикоснуться к ним, - зазвенит
чарующая музыка» (А.В.Маркова
учительница нач. классов).
«Человек - это свиток
и этот свиток бесконечен. Он сам решает,
что делать, а что нет. Душа есть во всех.
Она бьёт струями из всего живого и не
только из человека. Человек - крупица
мира. Мне кажется, что жизнь бесконечна.
Не важно кто ты, но главное разобраться
в себе. Человеку подвластно всё. Во всём
и везде есть жизнь. Я никогда раньше так
глубоко не задумывался о Вселенной и о
себе» (Александр, ученик 8 класса).
«Во время композиции
я чувствовал радость души. Моя душа
взлетела до небес. Я чувствую себя не
одиноким. Несмотря на всё плохое в этом
мире, он прекрасен и я счастлив, что я
существую» (Кирилл, ученик 8 класса).
«Мне пришла мысль, что
я имею внутри всю Вселенную. Я - это и
есть весь мир» (Саша, ученик 8 класса).
«После этого урока я
узнала, что планета прекрасна и
разнообразна, ради этого стоит жить на
этом свете и восхищаться этим
разнообразием» (Элла, 8 класс).
Ознакомившись с
рисунками - состояниями учащихся,
педагогов и родителей, созданных ими
после просмотра репертуара студии,
Виктор Заваровский, художник из г.
Пензы, сказал: «Как удивительно, что
дети могут взглянуть внутрь себя,
увидеть и выразить красками на бумаге
внутренний потаённый мир. Все работы
интересны, но некоторые просто
поражают. Они как будто нерукотворны,
словно рисовала сама душа свои
сокровенные желания. Для меня это и
есть высокое искусство - выражение
Высших чувств: Любви, Красоты, Счастья...
Сама Природа говорит о своей мечте
через сердца детей. Как же мудра, как
добра Она, что заложила в души
маленьких граждан, живущих в нашем
суровом мире, мечту о прекрасном…»
Важным результатом
анализа рисунков - состояний
участников встреч студии «Музыкальная
светоживопись» является вывод, что
тема рисунка не может быть
фиксированной, запрограммированной.
Она приходит спонтанно. Выбираемые
названия для рисунков зависят от
душевного состояния учеников: «Полёт
души», «Неповторимая Вселенная», «Нежность»,
«Сияние сердца», «Умиротворение».
Некоторые из рисунков остаются без
названия, так как трудно выразить
словами своё состояние.
Несколько лет опыта
работы студии «Музыкальная
светоживопись» с образовательными
учреждениями, как в г. Пенза, так и в
других городах (Москва, Клайпеда),
показали высокую эффективность
использованных методов и средств
раскрытия творческого потенциала
личности детей, учителей и родителей,
как первостепенного фактора роста их
духовности и нравственности,
внутренней гармонии с собой и с внешним
миром.
|