ЛИТЕРАТУРНЫЕ
НОВИНКИ
заседание кружка «Чудо – Слово»
Учитель:
Заседание нашего кружка посвящено
творчеству З.В. Душковой, чьи книги
опубликованы совсем недавно, но уже
по праву стали заметным явлением
современной культурной жизни,
поистине Чудом Слова. Они представлены
на нашем стенде, который, конечно, не
может вместить все. Их около сорока.
И все – о самом важном в жизни человека,
о Любви. Поэтому нашу встречу мы
назвали «Сорок Песен о Любви».
Произведения З.В.Душковой
– это не те книги, которые, прочитав,
можно закрыть и тут же забыть. Это
высочайшая Поэзия, написанная
безгранично любящим сердцем, поэтому
читать ее нужно так же -
сердцем. Только так можно
почувствовать, что все сорок книг
написаны для того, чтобы помочь нам с
вами услышать тихий голос своего
сердца – ту единственную мелодию,
которую способно рождать сердце
человеческое – Любовь.
Итак, настройте
струны своих сердец, чтобы наполниться
незабываемо чистыми и светлыми «Мелодиями
Души» - именно так называется одна из
первых книг Зиновии Васильевны
Душковой.
Музыкальный
фон – Китаро
Ученица 1 (читает
отрывок из стихотворения «Сновидения»):
Мне снился сон – любимый говорил:
«Как долго я тебя, любимая, любил!
Любил с тех пор, когда зажглась звезда!
Ты помнишь, как любил тебя тогда?
Как я дарил тебе сады из роз,
Как
мы гуляли по долинам звезд…
Любимая! Я помню, ты одна
Стояла пред глазами у меня!
Я ничего вокруг не замечал.
Мир без тебя? – Он не существовал!
Я лишь искал, что подарить тебе,
И никогда не помнил о себе.
Я так хотел, чтоб восхитилась ты,
Когда увидишь звездные цветы!
Когда касалась их своей рукой –
Я восхищался только лишь тобой!
Я так любил тебя! Не знаю, сколько лет.
Когда зажглась звезда? Потерян след…
Безумно долго! – Сотни тысяч лет!
Там времени в пространстве просто нет.
Там есть начало. Только нет конца.
Есть счастье видеть милый
свет лица.
Есть радость ощущать твои глаза
И сердце на двоих – в огне Творца.
Я так люблю тебя! Как летняя гроза
В раскатах грома,
загляну в глаза,
Как молния – пошлю свои лучи.
Ответь, ты помнишь? Только не молчи!
Скажи, что помнишь ты мое тепло,
И лишь ко мне тебя
всегда влекло!
Скажи, что помнишь. Почему молчишь?
Мои воспоминанья на двоих?!
Я помню все. И вижу наяву,
Как мы гуляем на самом краю
Колец Сатурна, а затем Урана…
Любимая! Ты помнишь цвет тумана?
Ты помнишь серебристый звездный дождь?
И Млечный Путь, на ручеек похож, -
Где бегали твои босые ножки,
И там остались светлые дорожки.
Любимая! Но что за капли слез?! –
Я помню все… И в запахе волос
Я чувствую все тот же аромат,
Что был и сотни тысяч лет назад…
Ты думаешь, что снова смотришь сон,
Идешь со мной и мыслишь в унисон?!
Ты думаешь, что только лишь во сне
Могу любить тебя?! – Как больно мне!
Я прихожу всегда в твой светлый сон
Лишь оттого, что не увидел днем.
Лишь оттого, что каждое мгновенье
Я мысленно – с тобой, в одно биенье…
Два наших сердца – как одно!
Мне без тебя всегда темно.
Я без тебя – без Солнца день!
Я без тебя – всего лишь тень!
Проснись, любимая моя!
Ты видишь? – В небесах заря.
Ты веришь? – Я приду
сегодня!
Так было Небесам угодно.
Чтоб я к тебе тогда дошел,
Когда достойный дар нашел.
Встречай меня, моя Мечта…
Свети мне впредь, моя Звезда!
Учитель:
Все книги З.В. Душковой составляют
единый сюжет, начало которого нужно
искать в платоновском мифе о мужчине и
женщине как двух частях единого целого,
которые были разделены богами на заре
мироздания, и с тех они странствуют,
переходя из жизни в жизнь, в поисках
своей единственной половинки. Найти её
может каждый, кто научится верить,
надеяться, любить и, конечно, умеет
ждать. Об этом – «Сказание о Лотосе
Любви Огненной».
В Индии лотос
считается священным цветком,
посвященным богине Любви, Красоты и
Счастья Лакшми. Миф гласит: когда
боги и демоны-асуры пахтали мировой
океан, они обмотали вокруг вселенской
скалы мирового змея, чтобы добыть
эликсир вечности. Именно тогда из
глубин океана на цветке лотоса всплыла
прекрасная богиня, супруга бога Вишну.
Ученик 2:
На глади Вселенских Вод
Распустился прекрасный бутон.
Он сиял Огнями,
И лепестки его раскрывались
Единым Дыханием Вечности.
Цветок Любви – белый Лотос
Моей возлюбленной Лакшми
Воссиял во всей Славе Небесной.
Боги уста разомкнули.
Повествуя о Любви огненной,
Выше которой не найти ничего
На всем Белом Свете.
Музыкальный
фон – Ф.Торнтон «Алхимия»
Вы знаете, как
долог путь, что предстоит пройти
Женщине, прежде чем она достучится до
сердца Мужчины? Миллиарды лет могут
пройти. Капелька Вод Небесных, плоть и
кровь приобретшая, долго ждала, когда
Огонь священный позволит облечь Дух в
одеяния плотные, что святость высшую
отразить сумеют. Но плотно слишком
скованы латы тяжкие, сдавившие грудь
Мужчины. И от тесноты явленной не может
вдохнуть широко сердце отважное, Огни
Вселенские во всей красе раскрывая. И
как здесь было услышать безмолвный зов
Женщины, если наглухо закрылся Мужчина!
Он замкнулся в себе и огрубел, грубость
избрав как форму поведения в сферах,
сотканных Материей плотной. Силу
почуяв несметную, Мужчина начал
крушить все, с целью демонстрации мощи,
сокрытой в нем. И от каждого удара
кулаком, в первую очередь, каменело его
сердце. Так вырастали гиганты каменные,
что и до сих пор окаменевшими можно
увидеть. И как же возможно достучаться
до сердца там, где глыба омертвелая
явлена взору твоему?! О, как печально
тяжек путь Женщины!.. Но если сердце
Женское окаменеет, то кто же оживит
ростки Пламени в груди Мужчины?! Люби,
Женщина! Неси крест Любви
неразделенной и согревай теплом
великим застывшее, камню подобное,
сердце Мужчины. Каплю за каплей
проливай нектара Любви целомудренной,
ибо уже знаешь всемогущество Вод, силою
магической тебя наделивших. Камни
поддаются воле капельки упорствующей,
и она всегда добьется своего
самоотверженным трудом в деле служения
Сердцу Мужчины.
Учитель:
Книги Зиновьи Васильевны по-новому
изображают те истории высочайшей любви,
которые не одну тысячу лет вдохновляют
поэтов и художников, писателей и
мыслителей. Мужчина и Женщина, Соломон
и Суламифь, Орфей и Эвридика. В
музыкальной пьесе «Орфей и Эвридика»
мы находим продолжение истории двух
влюбленных.
Музыкальный
фон – Глюк «Орфей и Эвридика»
Ученица 3:
О Царь души моей, Орфей,
Мой нежный Ангел! Я средь змей
Аида мрачного стою
И о Любви к тебе пою.
Тебя не вижу я, мой Свет.
Лишь тьма окутывает след
Твоей Любви ко мне, Любимый.
О Светоч мой неугасимый…
Нам царь Аида преподнес
Урок жестокий, но
унес
Наш дух лишь веру в теплоту
Огня Божественного… Чту
Закон Любви одной на свете,
Приди, мой Ангел, - мы в ответе
За царство мертвых на Земле.
Проложим Путь Огня во мгле!
Ученик 4:
Прости, любимая, прости!
Я оглянулся на пути,
Ведущем нас в родимый дом.
Не дай уснуть мне вечным сном.
Зови из глубины Аида.
Пусть чаша горестей допита
Будет сполна. На крик души
Орфея, Муза, поспеши!
Прости, Любимая, прости,
Прости, о Ангел! Прорасти
Во мне лозою виноградной,
Даря к спасенью путь отрадный.
Прости, Любимая, прости!
Звездою
яркой пронести
В груди твой образ я готов,
Тебя восславив средь Богов.
Прости, Любимая, прости…
Я дух твой пламенный настиг
И слил навеки два Огня.
Прощеньем ты спасла меня!
Учитель:
История двух половинок
продолжается. В следующей книге они
носят имена Соломона и Суламифи.
Казалось бы, что можно добавить к тому
светлому гимну Любви, который сложил в
повести «Суламифь» А.И.Куприн? Но
давайте вслушаемся в чистый, как
журчащий родник, голос нашей героини из
книги «Звезда Суламифи».
Музыкальный
фон – восточная мелодия
Ученица 5: О
Дыхание сердца моего, о мудрый Царь
царей, расскажи мне о том, отчего так
часто вздрагивало сердце мое при одном
лишь упоминании имени Твоего!
Отчего века забвения не стерли имя Твое
и не покрыли песком безмолвным? Я
забыла о себе: кто я и зачем пришла в сей
мир, и даже имя свое забыла. Мне дали имя,
и я носила его, как платье чужое, но
потом привыкла к нему. Но ты окликнул
меня, и звук голоса Твоего раскатом
грома прозвучал среди неба безмолвного...
Суламифь!.. Это имя блеснуло молнией
и разорвало пелену незнания моего. Я
прозрела. (Пауза)
Я пела о Любви...
Скажи, о чем же я могла еще петь, как не о
том, чего так жаждало мое сердце? Ты
нашел меня, когда я блуждала средь
виноградника, украшенного плодами
спелыми. Кровь земли впитали они в себя,
и в этом было напоминание о жертве. Ты
протянул мне гроздь винограда спелого,
поднес к устам, сорвав виноградинку
малую. «Ты так же мала, как и она, но
зрелостью достаточной обладаешь», -
произнес ты. И дрогнуло сердце мое,
когда я себя увидела на месте ее: вот
стою я среди виноградника, как малая
частица единого целого, и сейчас вот
так же легко оторвет рука твоя от той
лозы и той почвы, что питала меня. Но,
кровь земли вобравшая, готова была я
пролиться нектаром сладостным на
губах твоих. «Ты ничего не знаешь о
жизни, - произнес ты с глубокой печалью
в голосе, - но ты должна знать о ней».
Учитель:
По преданию, после трагической
гибели Суламифи, защитившей собой
Соломона, царь позвал писцов. Так
родилась великая Книга Священного
Писания – «Песнь Песней»:
Положи меня, как печать на сердце твое.
Как перстень на руку твою:
Ибо крепка, как смерть, Любовь:
Стрелы ее – стрелы Огненные.
Сто пять песен
о Любви в поэме царя Соломона. Сто пять
песен, обессмертивших образ
возлюбленной его. Он увековечил его не
только в своем сердце, но и в сердцах
сотен тысяч людей, для которых Суламифь
остается воплощением бескорыстной
и жертвенной Любви, чистоты, красоты и
совершенства. Сто пять песен
любящего сердца… И ровно столько же –
в книге З.В. Душковой, написанных от
лица Суламифи и посвященных
возлюбленному Соломону.
Ученица 6:
О Соломон, о Царь царей
Далекой
Иудеи,
Ты рассказал Вселенной всей
О незаметной деве,
Что собирала виноград…
Жемчужною
слезою
Ты окропил ее наряд,
Расставшись… И с Любовью
Сплел жемчуг слов
О неземной нетленной красоте
Той, что оставила Любовь
На строках и холсте…
Учитель:
Христианство сохранило легенду о
великомученицах Вере, Надежде и
Любви, распятых человечеством только
за то, что ценой собственной жизни
утверждали главный завет Христа: «Возлюби
ближнего своего». Мать их София –
Премудрость Божия. В этой легенде
заключен глубокий философский
смысл: Любовь не может существовать без
Веры, а Вера дает Надежду. Вместе они
рождают Мудрость. Образ Владычицы
Вселенной, которой под различными
именами поклоняются разные народы мира,
запечатлен в иконах и на картинах
великих мастеров (репродукция «Сикстинской
Мадонны» Рафаэля и картины Н.К.Рериха
«Матерь Мира»).
Мудрость – это
не холод равнодушного знания. Кого мы
называем мудрым? Того, кто не только
много знает, но любит людей, вселяет в
них веру и надежду. Но как стать мудрым?
К настоящей мудрости ведет очень
сложная тропа, и книга «77 жемчужин,
сияющих на четках времени» поможет нам
прикоснуться к величайшей и простой
мудрости человеческого сердца.
Ученик 7:
Книга состоит из 77 новелл, эссе,
стихотворений, каждое из которых
озаглавлено как урок: «Урок добра», «Урок
Любви», «Урок терпения», «Урок
дружбы», «Урок полета», «Урок мужества»,
«Урок сострадания» и т.д. Эти небольшие
рассказы помогают по-новому
взглянуть на привычные житейские вещи
и знакомые ситуации. Изменив
свой взгляд, можно найти выход из любой,
казалось бы, безвыходной ситуации.
Недаром древняя мудрость гласит: «Все
стремятся изменить мир. Но если бы
каждый вместо этого изменил себя – мир
изменился бы к лучшему».
Учитель:
Самый главный урок, преподносимый
писателем, наверное, заключен в его
жизни. О жизни З.В.Душковой мы узнаем из
книги Л.В. Стрельцовой. Девочка
родилась 19 июля 1953 года на юге Молдавии.
«Самыми светлыми воспоминаниями
остались любовь бабушки и какая-то
необыкновенно трепетная, нежная любовь
отца. Отец был руководителем совхоза. И
когда родилась дочь, о крещении ее не
могло быть и речи. Но бабушка знала, что
нужно делать - она тихонько взяла
ребенка, отнесла в церковь и окрестила.
Так как при обряде крещения никого не
было, то крестной матерью стала бабушка
– Зиновья Васильевна Душкова, ее
именем и нарекли девочку. Так на земле
стало их две – с одинаковыми именами,
отчествами и фамилиями.
Родовые корни
бабушки уходили в Грецию. Бабушка была
человеком не только глубокой веры, но
обладала какой-то неземной мудростью и
добротой. Она знала стихи молитвы на
своем языке, русском, греческом и
латыни, которым обучала свою внучку.
Тайну, откуда все это было свойственно
простой сельской женщине, она унесла с
собой». Одна из книг З.В.Душковой так и
называется – «Латынь невоспетая». В
ней собраны крылатые выражения на
латинском языке, глубокий смысл
которых разворачивается в
стихотворения.
Ученик 8:
Моя забытая латынь –
Язык науки и руин,
Язык терпения и скорби,
В каком остался ты народе?
Кто породил тебя на свет,
Явив любви простой сонет,
Сложив великий гимн искусству,
Скрыв тайны знаний так искусно?!
Забыт, заброшен древний слог…
Но, как всегда, найдешь урок,
Крылатых мыслей сонм роняя
В сознанье жаждущих познанья.
Ты создан для того, чтоб жить,
В извечных истинах хранить
Святую мысль тех поколений,
Что вынесли средь тяжких терний.
Все
лучшие умы эпох
Ушли, оставив мысли вздох…
И продолжают с нами жить,
В крылатых истинах вершить.
Кто правит миром? Только мысль!
Каков ее заветный смысл,
Не нам дано постичь на свете…
Но мы за мысль свою в ответе!
Куда поманит нас она?
В деяньях истина видна!
Останется ль другим в подмогу,
Торящим в сумраке дорогу?
Язык живет, пока есть мысль,
Достойная
нести нам жизнь.
Но исчезает навсегда,
Когда в нем мудрость изжита.
Как верный страж, хранит латынь
Язык науки и руин…
Как воин, охраняет царство,
Где Мудрость у кормила власти.
Кого допустишь в свой чертог?
Лишь тех, кто мудрый свет извлек
Из вечных истин, что живут
В священных мыслях. В добрый путь!
Учитель: «При
жизни бабушки еще одна сказка
ворвалась в ее жизнь вместе с
завораживающим словом «Индия». Дядя
Зиновии Васильевны работал в Советском
посольстве в Индии и иногда присылал
подарки для маленькой Зиновии. В ярких
необычных платьях она появлялась
сказочной принцессой перед
зачарованными сельскими жителями.
Отец ушел из
жизни, когда девочке было три года. И до
поступления в школу у них с бабушкой
были две дороги – сначала в церковь,
затем на могилу отца. Они не говорили о
смерти – обе были уверены, что отец жив,
только другой жизнью, и, конечно, видит
их.
Спокойствие и
защищенность девочки окончились со
смертью бабушки. Маленькой Зиновии
тогда исполнилось одиннадцать лет.
После ухода из жизни бабушки мать
отвезла девочку к своим родителям в
Чувашию. Туда же вскоре пришла весть,
что она круглая сирота – мать ушла из
жизни. Жизнь в чувашской деревне была
трудной и бедной. На хрупкие плечи
ребенка была возложена значительная
часть деревенской работы по хозяйству,
уход за животными. Девочка не роптала –
она работала и молча молилась.
Понимание того, что на земле нет тех,
кто может помочь, что может помочь
только Небо, пришло очень рано. Молитву
и любовь к Небу, которые жили в душе, не
могли заглушить атеистические лозунги
в школе».
Сколько
пришлось преодолеть этой маленькой,
хрупкой на вид, но сильной духом
женщине, чтобы дождаться часа
рассвета в своей судьбе! Она училась
любви у Солнца. «Преодоление» - так
называется еще одна книга автора, в
которую вошли новеллы, притчи, легенды,
баллады.
Музыкальный
фон – Григ «Рассвет»
Ученик
9 (читает отрывок из «Легенды о
Солнце»): «Солнце, медленно
катившееся к горизонту, столкнулось с
несколькими любопытными взорами,
устремленными на него, в которых
сквозил немой вопрос… Надо было
поддержать их внутренний мир, готовый
радостно распахнуться всему
неизведанному. И солнце пошло им
навстречу. Оно не могло говорить
людским языком и потому решило
подарить им по безмолвному лучу, тепло
которого разнесется по всему телу….
Люди,
исполненные небывалой торжественности,
опустили взоры туда, где солнце
скрывало последние лучи, и, будто
провожая его за незримую грань,
постояли несколько мгновений. Затем
посмотрели друг на друга, и в глазах
каждого нашли ответ, что уже был в их
груди. Несомненно, они получили его от
солнца!.. «Как дальше жить?!» - этот
вопрос был для них главнейшим из
главных… Проще всего было жить
как все, не задавая его себе вовсе. Но
это были те люди, которые не могли и не
желали быть как все, слепо следуя по
дорогам судьбы, полным превратностям.
Они желали управлять своей жизнью и
сделать ее такой, какой они желали бы
видеть. И ответ пришел!.. Он был прост: «Как
солнце!»… Светить всем! Ласково
согревать всех! Щедро напоить каждого
нектаром бесконечно проливающейся
Любви… Как солнце! (Пауза).
Как
уберечь свой свет в тяжкие мгновения
омрачения, когда нахлынут темные тучи и
спрячут ясный лик, очернив его? Как быть?..
«Как солнце!» Тучи развеются, и во всем
блеске славы вновь предстанет
улыбающееся светило, радуя взоры
ожидающих света. Как солнце: везде и во
всем только щедрость тепла и
безмолвное слово Любви!
Ночь
пролетела незаметно, и вновь блеснул
свет. Солнце неторопливо повернуло
лучики в сторону того крылечка, что
вчера приковало его внимание в
последние мгновения заката. Была ли
понятна этим людям его безмолвная речь
и довольно ли глубоко запали в души так
жарко высказанные им слова? Да, эти люди
были там! Они ждали светило, чтобы
поблагодарить за столь мудрый совет,
данный их сердцам. О, они усвоили тот
язык, на котором вчера говорило с ними
солнце!.. Солнце взошло!..
Новый
день принес новый свет и оставил его в
груди тех, кто ярко отражал в себе живую
Легенду о Солнце!»
Учитель:
Двадцать семь лет З.В. прожила на
Дальнем Востоке – родине рассветов.
Работая, она закончила исторический
факультет Дальневосточного
государственного университета.
Работала школьным учителем, делилась
не только знаниями, но щедростью души и
сердца. В 1992 году написала свою первую
книгу стихов «Пробуждение Истока» В
книге мы находим строки, которые
выражают творческое и жизненное кредо:
Ты должен знать – есть Белый Свет,
Есть Тьма, и сотни тысяч лет
Весь мир на части они делят.
Кто победит? – В тебе ответ.
За
десять лет написано более сорока книг.
Сейчас она живет в Москве и трудится
над изданием своих книг, которые
находят своих читателей. «Превозмогая
боль, Радость несу» - девиз
писательницы. Одна из ее книг
называется «Несущему Радость». В ней
есть такие слова: «Радость нести
окружающим, окрыляя надеждой каждое
создание, способное вместить дар огней,
- удел сердца любящего. Посмотрите на
тех, к кому вы прикоснулись, и если
увидите, что первоначальная печаль
улетучилась и глаза вспыхнули светом
Радости, знать, касание ваше было
сердечным, и отзвук сердца
благодарного отразился ответным
сиянием радужным. Поделитесь с каждым
частицею тепла, искорку света бросая в
почву благодатную. Лишь дарами, щедро
источаемыми от всего сердца,
приумножите пламень в груди
собственной, ибо дающему все воздастся
сторицею».
В 2003
году З.В. Душкова выпустила книгу
замечательных сказок, одну из которых
мы прослушаем на аудиокассете в
исполнении самого автора.
Аудиозапись
«Сказки о добром мальчике»
Учитель:
Если верить, что имена даются людям не
случайно, становится понятным,
почему автора зовут таким редким и
необычным именем, которое в переводе
означает «Мудрость». Именно Любовью
и Мудростью привлекают книги Зиновьи
Васильевны, которая призывает
своих читателей:
Ученик 10:
Пробуждайте
сердца теплотой
И согрейте их звездным дыханьем,
Чтоб
звучать им со всей полнотой,
Преисполняясь великим страданьем.
Отстрадать, отболеть за Любовь.
Умереть и воскреснуть, чтоб снова
Рушить цепи былых кандалов,
Утверждая Последнее Слово.
Учитель: Пусть это
Зерно Любви, которым щедро делится
автор, прорастет в ваших сердцах!
Мироненко Е.А., к.ф.н.,
Семипалатинский
университет
|