ВОСПИТАНИЕ

 

Чувство благодарения - прекраснейшее из качеств человеческой души

Беседа о благодарении на краевом радио в передаче «Родительский час» кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета Парошиной Раисы Алексеевны 16.12.02 г. Передачу ведёт радиожурналист – Алла Санникова.

А.С.: «Нашу программу продолжит встреча с Раисой Алексеевной Парошиной. Я хочу напомнить своим радиослушателям, что в прошлой программе она к нам пришла и принесла книгу. Книгу чудесную Зиновьи Душковой «77 жемчужин, сияющих на чётках времени». Эта книга для родителей, воспитателей и для всех, кто хочет, чтобы душа его не зачерствела, чтобы сердце осталось милосердным; для всех, кто по-настоящему хочет воспитать в ребёнке любовь к ближнему. Я напомню, что Раиса Алексеевна – педагог по образованию, она преподаёт на кафедре педагогики Красноярского государственного педагогического университета, и вот эти уроки, которые сейчас звучат в эфире краевого радио она преподносит своим студентам. Какой же Вы сегодня урок нам принесли, Раиса Алексеевна? Здравствуйте!»

Р.А.: «Здравствуйте!

Сегодня я бы хотела поговорить о таком великом качестве сердечном человека, как благодарение, которого нам так же не хватает сегодня. Мне вспомнился маленький диалог-рассказ, который написал для своих учеников Василий Александрович Сухомлинский, - «Для чего говорят спасибо»:

 «По лесной тропинке шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

-         Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. 

Мальчик засмеялся.

- Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности.

- Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…»

Да, путь нашей жизни, действительно, долгий и, может быть, нам действительно есть смысл задуматься над тем, а почему мы говорим «спасибо» и кому это нужно… Как-то одна из моих студенток говорит мне: «Раиса Алексеевна! Я сегодня сделала открытие – выхожу из троллейбуса, а одна женщина, выходя передо мной, говорит кому-то: «Спаси – бо». И как-то так получилось, что я услышала, как будто она сказала: «Спаси Бог». И я вдруг поняла, что, когда человек говорит другому «спасибо», он как бы желает, чтобы его спас Бог». Возможно,  это и так. 

Мне кажется, что это очень важно – с самого детства вкладывать в ребёнка чувство благодарности. Это поможет ему развить и сделать более чутким и добрым его сердце. Бессердечный человек – так мы говорим о людях жёстких и грубых. Они не знают чувства благодарности. В принципе, это может быть даже своеобразным мерилом того, насколько человек мягкосердечен. Человек жестокий, как правило, никогда не благодарит. Он считает, что только ему другие что-то должны, а он никому ничего не должен».

А.С.: « Раиса Алексеевна, а «благодарение» отличается чем-нибудь от «благодарности»?

Р.А.: « Я думаю, что слово «благодарность» отражает само понятие, смысл действия, слова. «Благодарение» же больше сам акт, само действие, сам процесс,  когда я благодарю. Если мы вслушаемся в само слово «благодарю», «благодарение», - мы поймём, что само слово говорит о своём смысле: «благо – дарю», «благо – дарение», - дарение блага. Или, скажем, «воспитание» – «вос – питание», - питание души и сердца. Точно так же благодарение – это как бы дарение блага другому. Интересно то, что человек истинно благодарный, при искреннем благодарении испытывает большую радость сам и как бы передаёт её тому, кого благодарит. Иван Александрович Ильин, наш русский мыслитель и философ говорил о том, что благодарить – это испытывать радость, даже не потому, что тебя отблагодарили за что-то, а радость за доброту другого человека, который делает это. Благодарность рассматривали в древних учениях как одно из целительных действий. Возможно, вы сами замечали, что около благодарного человека как будто даже светлей становится. С таким человеком               лучше, легче  общаться, жить и работать. Учить этому, говорить об этом очень важно с самого детства. Часто, к сожалению, родители, учат детей только брать как само собой разумеющееся. Порой ребёнок ждёт маму или папу с работы и заглядывает в сумку: «А что ты мне принёс?» – и если там вдруг ничего нет, то огорчается или даже претензии начинает предъявлять. Очень хорошо, если взрослые умеют отдать, но и ребёнка тоже необходимо этому учить – благодарить, отдавать, дарить радость».

А.С.: «А потом те же самые родители упрекают своих детей в неблагодарности, - когда они становятся взрослыми и забывают им хотя бы просто позвонить или написать письмо, или принести булку хлеба. Я не знаю, стоит ли учить людей требовать благодарности от других? Это, наверное, страшная вещь, когда человек ждёт благодарности от других…»

Р.А.: «Вы совершенно верно отметили, Алла Юрьевна, что нельзя никогда заставлять проявлять благодарность. Этот огонь благодарности в сердце должен самостоятельно вспыхнуть. Именно такое, прочувствованное от всего сердца благодарение, - оно благо. Оно именно благо и будет дарить, поскольку сердце наше такой мощный орган, - ведь недаром к нему всегда обращались во все времена. И когда мы говорим «от всего сердца», не случайно руку прикладываем к сердцу, - мы как бы стремимся подчеркнуть нашу искренность, значимость для нас того, о чём мы говорим. Конечно, заставлять ребёнка просто благодарить, не объясняя ему этого, когда он будет произносить это просто так, от «ума», потому что так от него требуют взрослые, - это научить его быть лицемерным. А лицемерие, лесть очень близки к предательству. Сегодня он польстил человеку, а завтра он сможет предать его… К сожалению, мы взрослые, часто грешим, научая ребёнка просто, как китайского болванчика, говорить спасибо механически, без осознания смысла, который должен быть вложен в каждое наше слово».

А.С.: «Вот Вы ещё говорили о том, что слово «воспитание» – это «вос -  питание», а ведь приставка «вос» в русском языке означает отдачу себя: востребованность, воспитанность… Вот отдача, питать собой, да, именно собой, ребёнка нужно».

Р.А.: «Да, самым лучшим в себе… Мне очень нравятся работы В.А.Сухомлинского, – они настолько созвучны нашим сегодняшним проблемам. Василий Александрович говорил о воспитании человека как о воспитании (питании), в первую очередь, его сердца; о развитии чуткости сердца, о сохранении чистоты души ребёнка. Одной из главных педагогических задач он видел в том, чтобы научить ребёнка чувствовать рядом с собой другого человека. Он очень берег каждого, как самый дорогой росточек… И всегда боялся, как бы не затоптали его грубым словом, жестом, невниманием, - вот этот детский сердечный трепет, этот огонёк в детском сердце. Он говорил о полутонах голоса педагога, которые должен ребёнок понимать и отзываться на них сердцем… А если учитель или родители всё время разговаривают с детьми, да и между собой, только на повышенных тонах, - и порой нам кажется, что для того, чтобы до ребёнка что-то «дошло» нужно  всё время повышать децибелы, то единственное, что мы в таком случае достигнем – это  отчуждение, отгороженность от нас и наших криков, в лучшем случае, а в худшем – сердечную глухоту ребёнка. А что может быть страшнее? Такой человек уже не сможет по чуть заметным оттенкам голоса человека понять его состояние, - возможно, его боль, страдание… Я думаю самое главное, как мы можем воспитывать своих детей – это самим научиться быть благодарными, чуткими, сердечными. Быть примером. Воспитывают не призывы к детям, а наша собственная жизнь, наше собственное отношение к людям, к отдельному человеку, к миру…»

А.С.: «А изучают ли сейчас Сухомлинского в педагогических институтах? Ведь сейчас стало модным читать книги и труды западных психологов, которые рассматривают человека и его психику как некоторый механизм, как машину, которую можно заставить действовать, можно научить манипулировать человеком и человеческой душой в том числе. А ведь труды наших педагогов, российских, они основаны именно на любви к человеку, прежде всего».

Р.А.: «За всех я не могу сказать, хотя, действительно, Вы правы, - крен как бы в эту сторону есть. Но если говорить о содержании наших педагогических дисциплин, и, в частности, о моей работе со студентами, то сразу же на первом курсе  все  ребята получают задание: ознакомиться на выбор с работами наших отечественных педагогов-гуманистов (К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Н.К.Вентцеля и др.) или зарубежных, но так же с выраженной гуманистической направленностью, например, с работами Януша Корчака («Как любить ребёнка») и написать аннотацию на прочитанное. И нужно отметить, что  практически во всех своих работах ребята благодарят тех великих педагогов, к наследию которых они прикоснулись. Благодарят и преподавателя, за то, что направил их внимание на эти бесценные сокровища педагогической мысли…»

А.С.: «И, наверное, благодарят и Зиновью Душкову, которая написала вот эту чудесную книгу «77 жемчужин, сияющих на чётках времени», - 77 уроков любви к ближнему. Давайте вернёмся к этим урокам, «Уроку Благодарения».

Р.А.: «Благодарение — ярчайший добрый свет, живу­щий в каждом благородном сердце. Чувство благо­дарности подобно крыльям, поднимающим в полёт птицу. Оно рождается в груди каким-то удивитель­ным всплеском, состоящим из сотен искр радости, счастья, любви и ещё чего-то, невыразимого словами. Подобно огромной волне, захлёстывает всё су­щество человеческое и выносит на неведомый берег, где открывается таинственный мир света, совершенно незнакомый со сферами злобного мрака. И этот мир Добра принадлежит вам! Здесь ярко си­яет солнце, направляющее свои лучи прямо из огнедышащего сердца, которое приветствует вас в мире духа. Но почему же мы не знали этот чарую­щий берег света прежде? Возможно, потому, что не знали чувства благодарения!

Ласковое солнце простирает благодарные лучи над нашей маленькой Землёй. За что оно благодарит планету? Это тайна! Мы все привыкли, что благо­дарить надо обязательно за что-то, притом, сделан­ное лично для нас и, как правило, в материальном плане. А может, стоит однажды просто благодарно взглянуть вокруг себя. Разве мы когда-нибудь благо­дарили это небо, несущее нам свет и прекрасные всеочищающие дожди, эти облака, дарящие хлопья белых снежинок?! Испытали ли чувство признатель­ности к земле, дарящей нам жизнь, родной дом, и к тем, кто находится рядом с нами? Навряд ли! Че­ловек, как правило, более агрессивно настроен к cвоим близким, допуская требовательный тон и пре­небрежительное отношение. Кто-то не сделал то, что, по его мнению, должен был сделать. Вот уже разгорается скандал, уже полились в мир ядовитые излучения, состоящие из грубых всплесков обвине­ний и оправданий. Его не волнует, куда уйдут эти потоки яда, и кто, в конечном итоге, пострадает, быть может, это будет одинокий больной человек, быть может, малое дитя в колыбели... Человеку в голову не придёт подумать о последствиях своего гнева, и даже если сказать ему о том, что в таком состоянии его организм, поражённый злом, начи­нает источать зловоние, несущее в мир разрушение и, может быть, ту последнюю каплю яда, которая послужит чьей-то смерти, — он примет это за вы­мысел. Так это или не так, пока никто доказывать не пытался. Но тот, в ком есть человеколюбие и дар добра, всё-таки призадумается и укротит свой гнев, может, впервые поняв, что не следует собственные неудачи вымещать на головы близких. Быть может, просто, как солнышко, заглянуть в свой дом и оку­тать его лучами благодарности за то, что есть этот островок, где можно приклонить голову. Испытать чувство благодарения к матери, отцу за то, что они пока есть, ведь когда-то их не будет... Взглянуть дру­гими глазами на ребёнка, хотя бы у вас были десят­ки причин быть недовольным за беспорядок или за двойку. Он просто есть — ваш ребёнок, который нуждается в вас, как земля нуждается в солнце. Хотя бы несколько мгновений посмотреть на любого че­ловека через призму благодарности, не перебирая списков тех ран, которые он вам когда-то нанёс; быть может, мир обретёт краски и станет ближе вашему сердцу тот, кто чуть было не превратился во врага. И чувство благодарения раскроет свои прекрасные лепестки, излучая аромат, который обязательно достигнет того, кому вы дарите своё благоуханное благо. 

Чувство благодарения — прекраснейшее из качеств человеческой души. Оно, как ключ, открывает таинственную белую дверь, за которой скрыто целое царство несметных сокровищ. Это сокровища Духа! Несносной будет судьба человека, не открывшего эту дверь. Погружённый в порождаемые им зловонные излучения, он будет отталкивать других, тщетно мечтая о счастье, ибо тление в мрачных и злобных слоях привлечёт лишь могильных червей. Им неведомо чувство благодарности, и уж они-то ускорят гниение и распад человеческого существа. Добрый дар небес — эликсир жизни, скрытый в этом сокровище под именем Благодарение. Как вы думаете, чем живёт небо, ведь там не пашут, не сеют, и целые сонмы лучистых ангелов витают выше облаков?! Быть может, их пищей служит благодарение людское?! И человек, испытавший чувство признательности небу, посылает своё невидимое благоуханное излучение вверх, пронзая плотные корки невежества, захватившие землю. И небеса охватывает ликование оттого, что чья-то душа божественно заговорила, и по этому установленному проводу прольют живительный нектар, усилив мощь друг друга. И, в свою очередь, мрачные зловонные токи, излучаемые неблагодарным существом в небо, не достигнут его ворот, падут на голову проклинающего, увлекая его в бездну. Подобное притягивается к подобному, таков закон.

Не спешите с выводами, не познав всей животворящей силы благодарения. Оно растёт медленно, как жемчужина, невидимая глазу. Каждый должен взрастить её, начиная с малого, и хотя бы что-нибудь отдать в своей жизни... Благословен дающий! Пусть это будет корка хлеба нищему или скромный подарок ближнему. Доброе слово страдающему и прекрасная огненная мысль света, пульсирующая в Вечности... Пусть каждый даст по мере своих сил. Не мешайте дающему, пусть делает он дар свой неумело — это первый шаг, он учится быть благодарным. Росточек только начал пробиваться из семени, не оборвите его грубым прикосновением, когда-то он станет прекрасным благоухающим цветком, который будет излучать в мир радость жизни. А лучше щедро полейте этот неуклюжий хрупкий росток живым потоком благодарения. Посмотрите,  как засияет ваш ребёнок, подаривший ко дню рождения измазанную клеем бумажку с непонятным рисунком, который только ему понятен: он долго готовил его, обдумывал и хотел обрадовать... Он весь преобразится от вашей благодарности, и росточек нальётся новой силой, готовый вновь принести свой посильный дар. У кого-то, может быть, наступит прозрение лишь в последние дни перед кончиной, и он попытается исправить свои ошибки, впервые подумав об остающихся... И если даже не прозреет, не судите его. Будьте благодарны понявшим и не понявшим, друзьям и врагам, ибо враги иногда дают больше уроков, чем друзья. Будьте благодарны счастью и несчастью, горю, бедствиям, ибо во всём можно найти здравое зерно. Чему может научить сытая, благополучная жизнь, прошедшая в серой однообразности? Не казните себя за прошлые ошибки, будьте признательны им за то, что они дали вам неповторимый урок на всю жизнь. Только пребывая в крайностях, порой, познаём наше высшее Я и то, что мы представляем из себя на самом деле. И увидев, что являем собой полное ничтожество, поблагодарим жизнь за то, что она нам показала это. И чувство благодарения даст нам шанс превратиться из этого зловонного куска плоти в прекрасный огненный бутон, раскрывающийся аленьким цветочком, которым залюбуется даже чудовище, не говоря уже о людях.

Превратим свою жизнь в сказку под названием Благодарение и, вооружившись им, пройдём до самого конца в поисках истинного тайного смысла и значения этого слова. Ведь у сказок всегда счастливый конец, и он в наших руках. И начнём эту сказку сегодня же, в сей миг! Взглянем благодарно на тысячи вещей, окружающих нас: одушевлённых и неодушевлённых. И напитаем их лучами благодарности, как солнышко, просто за то, что они есть. И низко поклонимся его невидимому огнедышащему сердцу, вечно дарящему свой свет земле. И щедро поблагодарим Вечность за то, что она благодарно смотрит на неблагодарных людей, опять «за то»… Ох, уж это человечество! Давайте благодарить всё, что есть во Вселенной, от песчинки до звезды, за то, что они есть, и с этого начнём усваивать наш священный Урок Благодарения!»

А.С.: «С огромным чувством благодарности к автору этой книги «77 жемчужин…» Зиновье Душковой и к моей собеседнице сегодняшней Раисе Алексеевне Парошиной, доценту кафедры педагогики КГПУ, я хочу сказать своим радиослушателям, что, наверное, все, кто слышал сегодняшнюю передачу, они всё-таки задумались о том, что все мы должны быть кому-то благодарны, не должны быть, а это должно быть нашим состоянием повседневным. Я хочу сказать, что чувство благодарности живёт, наверное, во всех, просто не все о нём помнят и не у всех оно разбужено. Может быть, цикл наших передач, которые мы продолжим в ближайших программах «Родительский час»     вместе   с  Раисой  Алексеевной  Парошиной,  разбудит все-таки  и чувство благодарности, и милосердия, и любви. И подарит кому-то хорошее настроение. Может быть, у кого-то сейчас рука не взметнётся шлёпнуть своего малыша и голос не поднимется крикнуть на своего мужа или жену, или брата… Спасибо Вам, Раиса Алексеевна, за то, что вы пришли к нам сегодня в студию».

Р.А.: «Спасибо и Вам, за то, что дали возможность обратиться к людям!»


Hosted by uCoz