Мотив Труда
Беседа «О труде» (Часть II)
на Красноярском
краевом радио кандидата
педагогических наук, доцента кафедры
педагогики, докторанта Красноярского
государственного педагогического
университета Парошиной Раисы
Алексеевны 01.09.03. (Беседу ведёт
радиожурналист Алла Юрьевна Санникова)
А.Ю.: «Мы продолжаем
серию бесед на нравственно-воспитательные
темы с моим постоянным автором Раисой
Алексеевной Парошиной, педагогом,
доцентом кафедры педагогики КГПУ. И я
хочу напомнить, что в прошлой программе
мы говорили о труде.
Раиса Алексеевна,
скажите, пожалуйста, так в чём же смысл
труда?»
Р.А.: «Смысл
труда, как говорят все древние
источники и мудрые люди, - не в
результатах его, а в самом процессе
труда. Именно в процессе труда
вырабатываются те необходимые
жизненные качества, - духовные качества,
как мы их можем назвать, - которые и
помогают человеку прожить жизнь
достойно. Это такие качества, как
усидчивость, упорство, умение достичь
цели, - всё это даёт именно труд. В труде
выковываются лучшие качества духа.
При этом мы должны
помнить (и об этом мы говорили в
предыдущей передаче) что, конечно, не
всякий труд может дать такие
результаты. Древние мыслители
подчёркивали, что только «тот труд
ведёт к совершенствованию, который
имеет в себе красоту», а также
такой труд - мы уже обращали на это
внимание в прошлом разговоре на эту
тему, - который человек делает радостно,
с удовольствием, как говорится, - от
всей души. В нашем русском языке
есть ещё слово – усердие. Усердный труд
– когда человек делает его от
сердца, то есть с любовью. Вот
именно такой труд позволяет ему
вырастить крылья духа.
Как же полюбить труд?
И опять древняя мудрость и жизненный
опыт многих истинных тружеников
подсказывают: «Полюбить труд можно,
лишь познав его».
Большинство из
нас привыкли считать, что самый лучший
отдых – это безделье. Многие во время
отпуска стараются вообще ничего не
делать. Но многие, я думаю, согласятся
всё же со мной, что ничегонеделание ещё
больше утомляет человека. Еще будучи
студенткой, я неоднократно замечала
такой интересный факт: когда я на
лекции начинала отвлекаться – не
слушала лектора, не писала лекцию, -
настолько долго, медленно тянулось
время, что я уже не знала куда себя деть.
Но я заметила и другое: когда я
включалась в работу - в со-размышление с
лектором, время пробегало настолько
незаметно, что, казалось, что вот только
началась лекция, а уже звонок с лекции.
Уже позже я нашла подтверждение своим
наблюдениям опять же в мудрых книгах.
Оказывается, самый лучший отдых – это
смена труда, а не безделье, потому что
безделье только убивает психическую
энергию человека».
А.Ю.: «Смена
деятельности».
Р.А.: «Смена
деятельности, да. После умственной
деятельности ты можешь пойти с
удовольствием сделать какую-то
физическую работу. В этом плане также
рекомендуют иметь несколько дел сразу,
которые человек может чередовать с той
же целью.
Иногда можно слышать
мнения о негативном влиянии труда, о
том, что работать много вредно. Но опять
подчеркну – труд труду рознь.
Безрадостный труд, труд «из-под палки»,
подневольный - да. Но правильно
организованный труд, свободный,
творческий - только придаёт силы
человеку и продлевает активную жизнь
человека и физическую, и умственную.
Кроме того, он даже омолаживает! – как
это ни покажется кому-то странным. Труд,
именно, радостный, который мы делаем с
любовью, - а это, как правило, тот,
который мы умеем делать хорошо, - он
только даёт человеку силы. Кстати, это
можно увидеть на состоянии нашей ауры».
А.Ю.: «Раиса
Алексеевна, давайте напомним, каким
методом фиксируется состояние этих аур».
Р.А.: «Методом
газоразрядной визуализации, или более
коротко этот метод называется – Эффект
Кирлиан. Сегодня есть и более
усовершенствованный аппарат, например
«Корона-ТВ», разработанный профессором
Коротковым Константином из Санкт-Петербурга.
Так вот, аура
напряжённо работающего человека
буквально сияет! И чем напряжённее,
вдохновеннее его труд: поэт, скажем,
художник, увлечённый своей работой, или
учёный, размышляющий над сложной
задачей, - тем более красива его аура.
Аура же работника,
делающего своё дело с неохотою и спустя
рукава, отемнённая, тусклых и серых
тонов.
К сожалению, на
сегодняшний день число такого рода
работников увеличивается; более того,
мы стали говорить даже о
профессиональных попрошайках, нищих,
тунеядцах и лентяях».
А.Ю.: «С их точки
зрения, это тоже труд - сидеть и
выпрашивать деньги».
Р.А.: «Но это только
с их точки зрения труд, а с точки зрения
развития человека как такового это
является только разложением. И в этом
отношении, я думаю, что мы должны с
большей ответственностью относиться к
той протянутой руке, которую мы
встречаем на улице. Видимо, здесь есть
над чем задуматься. Нередки случаи,
когда человеку предлагают работу, но он
не соглашается или очень быстро её
бросает, аргументируя тем, что здесь у
него гораздо лучше заработок. И многие,
действительно, становятся
профессиональными нищими. Я не хочу
сказать, что мы не должны подавать
нищим. Но здесь нам нужно иметь
определённое внутреннее чувствование
этого другого человека, и упаси нас, Бог,
пройти мимо того, кто действительно
нуждается в нашей помощи. Однако все
святые писания говорят о том, что лучше
подать человеку не рубль затёртый, а
кусок хлеба. И мы должны помнить о той
великой ответственности, которую берём
на себя, когда подаём деньги человеку,
который имеет руки, ноги, который ещё
молод. Потому что руки его должны быть
приложены к труду. Каждый должен
трудиться в этом мире. Самое-то
печальное, что величайший вред лентяи,
тунеядцы, бездельники приносят не
только сами себе, разрушая себя, но они
приносят, к сожалению, и величайший
вред всему окружению».
А.Ю.: «А поэтический
труд? Раньше он, например, не считался
трудом. На самом деле ведь это очень
большой труд».
Р.А.: «Действительно,
большой. Поэтический труд – это,
наверное, самый творческий,
вдохновенный труд. Как Марина Цветаева
говорила, - это «огнь над кудрями
пляшущий». Но это и тонны «словесной
руды», которые нужно перепахать, по
выражению Маяковского. И, помните, Анны
Ахматовой: «когда б вы знали, из какого
сора» растут стихи… Конечно же,
поэтическое творчество - это труд души,
песнь сердца человеческого.
Понимание труда
должно быть очень широкое. Это и работа
руками, которая очень и очень важна.
Необходимо научить ребёнка и искусству
мыслить - мыслить сосредоточенно,
внимательно, поскольку сосредоточение
на чём-либо помогает вырабатывать ряд
других необходимых качеств: терпение,
усидчивость, упорство в достижении той
цели, которую перед собой поставил. Но
важна и перемена труда, когда ребёнок
может что-то сделать своими руками. И
здесь очень полезно помочь ему
овладеть каким-либо видом ручного
труда, который был бы ему в радость.
Обобщая сказанное
выше, мне бы хотелось отметить основные
условия или факторы, которые делают
труд нашим первым помощником в своём
совершенствовании:
1) человек должен
заниматься своим делом;
2) нет большего
счастья, нежели выполнение любимого
труда, радостного и вдохновенного;
3) желанным должен
быть любой труд;
4) необходимо не
только знание чего-либо, но и умение,
которое вырабатывается приложением
упорного, систематического, долгого
труда;
5) труд должен быть
добровольным;
6) всегда должна
быть цель у того труда, который
человек делает;
7) очень важно, чтобы
работа делалась постоянно, чтобы
был своего рода ритм. Каждое утро
восходит солнце, вечером оно
садится; одно время года сменяет
другое… Ритмичный, постоянный труд
делает из человека своего рода
творца, преображая его. Человек
становится истинной частицей нашей
Вселенской жизни, в которой
трудится каждая клеточка.
8) всякая работа
должна выполняться наилучшим
образом, то есть качественно;
9) ценен и
целесообразен лишь труд творческий;
10) труд должен быть
сознательным;
11) мотив – «не
для себя» – делает труд светоносным;
12) цель всех земных
трудов – приобрести нужные
качества духа, накопить опыт, знания
и развить способности духа.
И завершить нашу
сегодняшнюю встречу, посвящённую труду,
я хочу «Мотивом Труда» из книги Зиновьи
Васильевны Душковой «77 жемчужин,
сияющих на чётках времени»:
МОТИВ ТРУДА
Самая высшая из забот—
Труд во благо мира! Ход
Эволюции заложен
В чистом ритме, и возможен
Новый выход на спираль,
Выводящую в ту даль,
Где красуются строенья
Чистых рук. И, без сомненья,
Начиная новый путь,
Прилагаем высший труд,
Чтобы форма обрела
Мощь Любви и задала
Новый темп средь нашей
жизни,
Процветание отчизны
И, в итоге, всей Земли...
Цель труда — объединить!
1. Мотив труда, как
загадочная песня, льётся среди буден.
Каждый понимает этот негаснущий мотив
по-своему, но, в основном, он
воспринимается многими весьма
однобоко, выражая вложенную ими суть
как средство к существованию. Для чего
необходимо трудиться? «Чтобы жить», —
ответит каждый. Но жить как кто? Как
животное, постоянно рыскающее в
поисках того, чем набить свой
ненасытный желудок, или как человек,
фанатично отказывающийся от всех благ,
предоставляемых земной жизнью, и в
голоде и нищете замкнувшийся в мире
собственной идеи-фикс! Или жить, как
гений, пребывающий день и ночь в труде,
чтобы подарить людям красоту творения;
впрочем, все формы жизни перечислить
невозможно и остаётся только пожелать,
чтоб каждый ясно осознал собственный
мотив труда.
2. Мотив труда пчёл и
мотив труда муравьев
резко отличается от мотива трутней,
которые, в свою очередь, уверены в том,
что они тоже трудятся, пожирая чужие
труды... Нет необходимости долго
останавливаться на этом примере, ибо он
отражает не только жизнь наших меньших
братьев, но и нашу. Беспрекословное
подчинение чужой воле, диктующей
условия труда и заставляющей работать
для умножения чьих-то тленных богатств,
будет ли достойно человека? К сожалению,
работнику некогда задумываться над
этим вопросом, ибо он ищет такой труд,
который позволит вылить ту форму жизни,
в которую мыслеобраз светлый заключён.
Труд весьма многолик и требует от
каждого своего подхода. Он является как
бы стержнем всей земной жизни человека.
Труд просто-напросто творит неустанно,
возделывая человека: они
взаимозависимы и подвластны друг другу.
Иногда одним вторжением в многовековые
труды других двуногое существо
способно внести разрушение. И кто-то,
долго искавший спасительный выход в
желанном труде, превратив его в своего
рода непрестанную молитву,
превращается в гениального творца,
потрясающего все ритмы века и дающего
мощный толчок к выходу на новый виток
эволюции. В первом случае мы
сталкиваемся с разрушительным
аспектом, а во втором — с созидательной
силой труда. Кто-то трудится над тем,
чтобы всё сокрушать, кто-то расчищает в
неустанном труде все рухнувшие
неустойчивые формы и готовит место для
тех, кто будет трудиться, возводя
новые прочные строения. И хвала
разрушителям, бьющимся над тем, чтобы
выявить истинную прочность творения,
нанося сокрушительные удары, ибо не
каждый решится уничтожить свой
песочный домик, чтобы на его месте
построить вечный храм. Каждый в этом
мире стоит на своём месте, отведённом
ему Матерью-природой, и несёт в мир
собственный мотив труда.
3. Мотив труда
многоликими красками расцвечивает
каждое творение: прикоснёшься к любой
вещи и почувствуешь сразу, какие нити
вплетены в сей тайный узор мыслей,
вдохновивших на труд. Будут ли они
расцвечены розовыми цветами радости
или изумрудными тонами сердечности, а
может, в их основе будет переливаться
пурпурная окраска Любви? А если эта
вещь будет вносить диссонанс, нарушая
нашу внутреннюю гармонию, излучая
мрачные тона, вложенные в неё человеком
злобным, испытывавшим чувство
раздражения, зависти или ненависти?..
Имеет ли право существовать среди
людей подобное «творение», истекающее
в мир невидимыми каплями яда? Не
вступают ли вещи в борьбу, пытаясь
творения добрых рук вытеснить
штампованной безвкусицей уродливых
форм, желающих заменить собой шедевры
мастеров?! Отчего человек не может
остановиться, даже осознавая, что он
плодит уродцев, вносящих сумятицу в
людские умы? Лишь оттого, что его «топорная
работа» даёт ему средства к
существованию? И не держит ли его в
рабстве чья-то злобная воля, пресекая
иные пути и заставляя заполонить мир
этими злобными масками? Человек слепой,
цепляющийся всеми силами за жизнь,
может схватиться за ядовитую змею,
принимая её за перила белой лестницы
восхождения к вечной славе. А
распознать все жизненные формы и
сделать зрячим, чтобы увидеть то, что ты
держишь в руках, поможет только лишь
самоотверженный мотив труда!
4. Мотив труда
догорает, как свеча, оставляя за собой
пламенный след и жажду увидеть вновь
вспыхнувшим этот красочный огонек.
Труд во благо! Что может быть
прекрасней, когда видишь, что сердце
человека, будто бутон, раскрывается
навстречу красоте творения и, в свою
очередь, прикоснувшись к чужому дару,
начинает излучать благоуханный аромат
благодарности за то, что позволили
прикоснуться к чуду! Человек
преобразовывается, он превозмогает
боль и легко сбрасывает цепи,
сковывавшие ему крылья, когда видит
шедевр — венец труда. И он осознает
сопричастность к этой великой красоте,
которая жила в его сердце, искала
выхода, но не находила ни слов, ни
выражений. И вот чья-то чистая, добрая
рука освободила из его груди то, что он
не мог выразить прежде... Будто
подсмотрел за движениями его души,
отразив её тайное звучание...
Благословен сей дар, сумевший отразить
чаяния ближнего, увековечив его мысль,
и вечная память тому, кто нёс сокровище
страждущей душе, воспевшей сердцем
гениальный мотив труда!
5. Мотив труда
рождается в недрах сердца, души,
сознания или подсознания, у кого как, и
начинает призывать руки исполнить тот
мысленный чертёж, который просится
вылиться в конкретную форму. И тот
истинный творец, кто не подвергся
сиюминутному порыву чувств, а соединил
сияющую мысль с пламенными токами души
и сердца, превратив руки в легковесные
крылья, способные поднять ввысь
гениальное творение. И коль сплелись
все токи, вплетая звуки всех нежнейших
струн, то будет жить и в Вечности, ликуя,
эта небесная и, в то же время,
земная вещь. И радовать ей души
здесь всегда, вселяя радужный мотив
труда.
6. Мотив труда, будто
легкокрылая птица, несётся над миром и
зовёт отправиться в высокий творческий
полёт. Только в труде человек проявляет
истинную суть и ценность творца земли.
Бог трудится вверху, а творение рук Его
— внизу. И Творец очень надеется, что,
как чисто отражают земные воды Его
сияющий звёздный мир, так и человек
станет отражать небесные деяния Отца.
Чем чище гладь Божественной души и чем
спокойнее улеглись все бурно
бушевавшие страсти в груди
человеческой, тем яснее он способен
отразить мощь сияния Творца, дарящего
через его земные руки небесные
творения, несущие Его священный мотив
труда!
7. Мотив труда не знает
преград нигде, он звучит везде, где
только существует жизнь, которая и есть
плод величайшего труда Небесного
Творца. Будь отражение земное немного
спокойнее и чище, давно бы здесь
восторжествовала радость Любви. Но
идут Божественные труженики, все гуще
заселяя необъятные просторы земли и
начиная трудиться во благо родины,
подарившей им жизнь: они наполняются
сиянием, касаясь друг друга
светоносными лучами. И пусть эти
сияющие токи сплетутся, будто
дружественные руки, даря мощь Любви и
взаимопонимания друг другу. Да будут
эти души сиять в земле, отражаясь, будто
Божественный звёздный мир, рассыпанный
на фоне вечности! И да наполнится
каждый этим великим мотивом, звучащим
самой чистой и высокой нотой в недрах
всего Мироздания.
Пусть каждый человек
отразит в чистых токах души
Божественный лик Творца и, будучи сам
Его высоким отражением, вольёт в мир
вечную творческую мощь, несущую
Вселенский Жизнеутверждающий Мотив
Труда!
Мотив труда предвосхищает
Творенья рук и вдохновляет
На подвиг ратный среди дня.
Высокой нотою звеня,
Во славе оживают струны,
Вплетая звук свой
изумрудный
В плоды деяний. Переход
В иные сферы принесёт
Дары несметные дерзаний
Людских сердец в священном
плане,
Что не померкнут никогда,
Впитав святой Мотив Труда!»
А.Ю.: «Спасибо
большое! Я напомню, что у нашего
микрофона была Раиса Алексеевна
Парошина, педагог, доцент кафедры
педагогики КГПУ».
|