ВОСПИТАНИЕ

«ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ -  ВОТ УДЕЛ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ»

(Только  чистые  сердцем  Бога узрят. – Сборник / Сост. Р.А.Парошина – Красноярск, 2002, - С. 42 - 60)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Прощать надо учиться (из сочинений-размышлений студентов педагогического вуза)

«Сколько  раз  прощать брату моему…»

Учитесь прощать

Из  мира мудрых мыслей

О прощении обид (из духовных наставлений преп. Серафима Саровского)

Благородный купец

Библия о прощении

Учитесь мудрому забвению

Всепрощение

Прощение  Божие

Испытание  всепрощения

Всё ли надо прощать?

Обиды следует прощать

«Что скажут учителя в школьных классах…»

Живая  Этика  и Учение  Сердца о прощении

           Грани Агни Йоги  о прощении

           Агни Йога  о прощении

           Братство. Надземная Обитель  о прощении

           Учение Сердца  о прощении

Громаден грех на людях наших…

Список используемой литературы и принятых сокращений

ПРОЩАТЬ НАДО УЧИТЬСЯ

(из сочинений-размышлений студентов 2-го курса педагогического вуза)

Прощение – это свойство человеческой души и сердца. Человек должен уметь прощать себе подобных… По-моему мнению, надо прощать людей потому, что Человек есть человек, он делает ошибки в течение всей своей жизни. Человек должен прощать всех людей, т.к. когда человеку не можешь простить, то у тебя к этому человеку возрастает ненависть, недоверие, отвращение, а это плохо. Людей надо обязательно прощать за их ошибки, и они будут прощать вас за ваши ошибки… Любовь это что-то высшее у человека. Так зачем этим пренебрегать, надо любить людей, а не ненавидеть (Игорь К.)

А может быть простить – это понять? А если поймёшь человека, автоматически не будешь держать зла. Ведь понять, это значит согласиться с тем, что в данной ситуации ты возможно поступил бы также… Прощение прощающему ещё более необходимо, чем тому кому оно адресовано, т.к. привязанность ко злу делает человека не просто несвободным, оно делает его рабом. Мысли о мести съедают его изнутри, не давая развиваться даже зачаткам хороших качеств (Ольга С.)

Каждому человеку необходимо научиться прощать. Ему будет легче в жизни, он будет притягивать своей душевной добротой и пониманием людей, он будет в мире с самим собой, и наверное, ближе к Богу (Оксана П.)

“Прощение” является главной преградой для человека, потому что гордости в нём больше, чем благосклонности… (Светлана О.)

Мы должны прощать друг другу всё, а уже Бог решит кого и за что наказать (Елена Л.)

Если ты решил человека простить, то лучше его простить и не вспоминать об этом уже никогда, и самое главное – прощение должно идти из глубины души, а если прощение идёт не из глубины души, это ведь считается большим грехом… (Виктория Ф.)

Когда мы спрашиваем себя, стоит ли прощать людей, мы должны спрашивать себя: “Стоит ли нам любить людей?” Эти два понятия для меня неразрывно связаны. Если человек любит другого человека – он простит его и, чем больше он его любит, тем большее он способен ему простить. Если же мы любим себя гораздо больше другого человека, то нанесённую себе-любимому обиду мы этому человеку не простим никогда. Ведь прощаем же мы сами себе практически все поступки, оправдываем все неправильные ходы и действия, оправдываем, потому что любим. И лишь наша эгоистичность и недостаток любви к другим людям не позволяют по-настоящему простить и оправдать другого человека.

В конце концов, затаённая обида наносит вред и самому человеку, затаившего её, как и всякий дистресс, особенно длительного воздействия, он “съедает” нас изнутри; этим мы прямо портим своё же здоровье. Затем, если мы не можем простить людей, вполне адекватно ожидать того же и от них, а кому этого хочется?

И наконец, наши обиды и гнев мешают нам полнее радоваться жизни, а есть ли что-то важнее?.. Неумение прощать, это несомненно “минус”, за который каждый человек наказывает себя сам (Евгений Д.)

Прощать необходимо. Нельзя судить людей за совершённые ими действия, нужно поставить себя на их место и найти какое-то оправдание. Возможно, если мы будем прощать друг другу небольшие обиды, не будет и больших обид (Дарья Ф.)

Что такое прощать? Это значит уметь любить и не хранить зло на человека, который совершил его. Зло порождает зло. И умение прощать является одним из прекрасных свойств и качеств человека  (Анна М.)

Всё-таки надо прощать всё и всем, и тогда люди станут добрее… И может быть, если я научусь прощать всё, даже предательство (может быть это то зло, которое я когда-то причинила другому человеку и оно ко мне вернулось), то моя душа будет чиста и мне легче будет жить (Татьяна Н.)

 

Главное простить в душе, сердцем, а не внешне. Порой это бывает трудно сделать сразу, но “время лечит”. Простить лучше поздно, чем никогда… Прощать трудно, но необходимо всегда ставить себя на место обидчика. Ведь завтра ты можешь быть на его месте и так же просить прощения, к тому же “как аукнется, так и откликнется”. Прощать нужно, а судит пусть жизнь (Ольга Г.)

Если уметь прощать, тебя уже никто не обидит. И каждая обида указывает только на твой недостаток, который лучше искоренить. Обиды постигают до тех пор, пока не будешь выше их (Светлана С.)

Господь любит всех и прощает всем, почему же человек может позволить себе не простить кого-либо (Лидия С.)

Человек должен научиться прощать точно также, как научился ходить, разговаривать… (Алексей С.)

Простить нужно всё. Как бы тебе не было плохо, трудно, обидно, по “Высшим” законам ты должен простить (иначе будет ещё хуже самому себе)…Простить – значит забыть (Елена Б.)

Нельзя обиде, гневу или презрению затмить разум и, обвиняя во всём провинившегося перед вами человека, лишить его своего прощения…Нужно попытаться понять почему этот человек так поступил. И в конечном итоге, хорошенько обдумав, взвесив и разложив по полочкам все свои за и против, мы должны простить. Простить и жить дальше, ведь мы живы, жизнь продолжается и всё хорошее ещё впереди  (Александр Ц.)

Человек, который умеет прощать – умеет любить людей, себя и жизнь в целом (Идия К.)

Прощение – это прежде всего победа разума, воли, доброты над собой, во имя хорошего, светлого в отношении друг к другу (Катерина Ш.)

Почему надо прощать? Да хотя бы согласно той вечной истине, которая гласит: “Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Я почему-то не могу найти убедительных причин и доводов, чтобы убедить человека, что прощать необходимо, потому что этот вопрос для меня не теорема, которую можно доказать, а аксиома, которая верна по своей природе, она очевидна и не требует никаких доказательств (Екатерина Б.)

 

Простить на самом деле можно всё. Если же мы не простим человека и будем думать о том как он поступил, тем самым мы станем источником отрицательной энергии, которая будет рождаться в нас и направляться на этого человека. А эта энергия может повредить человеку психически, физически и в первую очередь духовно, смотря в каком виде она придёт к нему. Таким образом, не простив кого-то, мы поступаем ещё хуже и в данной ситуации мы будем виноватей всех, принеся горе человеку, а тем самым и своей душе…

Надо уметь прощать! (Олеся Г.)

Чтобы научиться прощать, надо научиться видеть человека в различных ситуациях, так поставить себя на место другого человека и посмотреть, чтобы ты сделал на его месте.

Прощать надо учиться всех (Евгений Л.)

Прощать – это значит не держать зла на тех, кто причинил вред (зло) тебе или твоим близким (Сергей Л.)

 

«Сколько  раз  ПРОЩАТЬ брату моему…»

Мы можем оказаться в состоянии стресса в любой момент. Достаточно что-то вспомнить – и мысль начинает идти в определённом направлении. Например, вас обидели год назад, а сегодня вы «зарабатываете» инфаркт, потому что не смогли прогнать мысль об этом и целый год усугубляли страдания…

Любая отрицательная эмоция пагубна, если она управляет поведением человека, владеет им. Тогда все психические силы уходят на её реализацию. Про такого говорят: «Бес вселился».

Человек не может стать по-настоящему здоровым, если сам не включится в процесс оздоровления, не научится управлять состоянием своей души, направлением своих мыслей. Это намного труднее, чем, имея деньги, купить лекарство…

Что значит, например, для современного человека следовать заповеди: «Не судите и не судимы будете»? Применима ли она к нашей жизни и какое сулит благополучие? С детства нас, как правило, обучают тому, что мы должны всех сравнивать, оценивать, судить. Нас оценивают в школе, нас оценивают родители, говорят: ты хороший, ты плохой… И вот мы выходим  в жизнь, натренированные для того, чтобы всех судить. Мы, например, уверены, что вот этот человек должен вести себя так-то  и так-то. Но он ведёт себя по-другому. И от этого мы впадаем в ярость, возмущение и тем самым вгоняем себя и других в стресс.

На занятиях в лечебных группах я предупреждаю: это не твоё дело – судить другого. На это есть суд, начальники, учителя. Пусть судят по должности. Ты-то что судишь своих детей? Ты должен их любить, помогать им жить, а не судить. А ты? Вот ты осудил свою жену, говоришь: она плохая. И что теперь? У тебя конфликт, напряжённость в доме. В таких семьях дети становятся невротиками. Что тут хорошего? Ведь в заповеди не зря сказано, что ты должен простить. Над этим стоит поразмыслить.

Религия просто указывает: учитель сказал – делай так. В отличие от этих твёрдых установок саногенное мышление приглашает к раздумьям. Становится понятным, почему, когда я прошу прощения, снимается стресс, что именно при этом происходит в голове человека, какие идут умственные операции. Человек смотрит на себя как бы со стороны, и происходит чудо – нежелательные эмоции отступают.

Разумеется, в отличие от истинно верующего современный человек ничего на веру не принимает. «Ну, интересно – подставь щеку! Тебя ударили, а ты подставь другую… Интересно… Я так не могу!»

И в самом деле, это трудно принять. Но ведь это просто означает: зло не искоренить злом. Вот так! Глубинный смысл этой заповеди подтверждается современной наукой. Эксперименты убеждают: зло победить злом невозможно. С помощью отрицательного эмоционального подкрепления ни одному психологу не удалось выработать новый вид поведения. Оказывается, наказуемое поведение никогда не способствует развитию новых, более совершенных форм приспособления.

Многие свято верят, что наказание выполняет определённую воспитательную роль. Ничего подобного! Тысячелетиями практикуется наказание, а преступность всё растёт.

Вернёмся к заповеди. Как сегодня её воспринимать? Современный человек, как правило, не бьёт по щеке. Он оскорбляет. Он «дает пощёчины» другим способом. Скажем, тебя обидели. Должен ли ты ответить обидчику тем же? Правила саногенного, оздоравливающего мышления запрещают это. Но нет правила без исключения. Так и здесь. Если тебя втянули в драку, дерись на здоровье! Только не обдумывай потом планы мести. Не терзай других и свою душу, тогда и обиды не будет. Организм не станет расточать запасы иммунитета, и сам ты нравственно поднимешься на более высокую ступень духовности: ты понял и простил, то есть сделал благородное дело, не придав ему при этом никакого значения.

Что же такое духовность с позиций саногенного мышления?

Духовность – это способность понимать другого, способность спокойно смотреть в будущее, это отрешённость от мелочей. Первое проявление духовности – принятие другого. Это терпимость. У духовного человека более широкий контекст восприятия мира. Духовность управляет фундаментальным человеческим поведением. Скажем так: духовность и мудрость схожи.

Трудно давать «рецепты». Да и на каждый конкретный случай они должны быть индивидуальными для того или иного человека. И всё же можно дать один «рецепт»: вести себя разумно… Надо поразмыслить, понять, что происходит, зачем это делается, с какой целью. Нам поможет не только научное, но и обыденное познание. Поможет интуиция. За ответом следует время от времени обращаться к высказываниям учителей человечества, обладавших глубочайшей интуицией и огромными знаниями.

Люди должны с пониманием относиться друг к другу и жить в соответствии с высшими принципами. Способность человека простить другого даже тогда, когда тот виноват, - в этом высшая мудрость.

«Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?»… «До семижды семидесяти раз». Такой должна быть человеческая мораль. Тогда многое в мире уладится. И в отношениях друг с другом. В семье. В стране. И на всей планете (1, с.28-30).

УЧИТЕСЬ ПРОЩАТЬ

Извинение и прощение действуют как лекарство на душевную рану… Если Вы чувствуете, что не готовы прощать, то знайте, что Вам придётся ещё страдать, так как таким способом Вы учитесь.

Прощение – единственная освобождающая сила во Вселенной. Прощение истинной причины освобождает человека от болезней, жизненных трудностей…

Как прощать?

1. Если кто-то сделал мне плохо, то я прощаю его за то, что он это сделал, и прощаю себя за то, что я вобрал в себя это плохое.

2. Если я сам сделал кому-либо плохо, то прошу у него прощения за то, что я сделал, и прощаю себя за то, что это сделал.

3. Поскольку я причинил своему телу страдания, делая плохо другому, либо позволяя делать плохо по отношению к себе, то в любом случае я всегда прошу прощения у своего тела за то, что тем самым причинил ему вред.

Всё это можно проговаривать либо произносить мысленно. Главное, чтобы шло от души. Таково самое простое прощение.

Такое прощение обычно люди понимают без труда, хотя испрашивать прощение у себя для некоторых является непреодолимой проблемой. Просить же прощение у конкретной части тела, скажем, руки кажется и вовсе чудачеством. «Это моё личное дело, сделал я себе плохо или нет», - возражают иные, хотя носят в своём теле очаги болезни.

Если для Вас кажется приемлемым только прощение у другого, то задайтесь вопросом: «Кто я и кто он?»

Я принадлежу себе равно в такой же степени, как принадлежу Божественному Всеединству, как и любой другой. Тем самым моё тело является одновременно и мною, и им. Хотя моё тело – моё, но я не его собственник.

Постарайтесь освободить свой дух от материалистического мышления. Для этого попросите прощения у своего мышления за то, что оно коллекционирует догмы… (2) 

 

ИЗ   МИРА    МУДРЫХ    МЫСЛЕЙ

Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя.

Л.Н.Толстой

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

М.К.Ганди

Зло, причинённое тебе, так же легко прощать, как если оно причинено другим. Гораздо труднее прощать людям зло, которое мы сами им причинили; вот это действительно требует большой силы духа.

С.Моэм

Любовь измеряется мерой прощения…

Вл. Леви

Люди страдают, и многие из человеческих существ несчастны, потому что не наделены умением забывать плохое и прощать.

Ванга 

 

О ПРОЩЕНИИ  ОБИД

(из духовных наставлений преп. Серафима Саровского мирянам и инокам)

 

За обиду, какая бы ни нанесена была, не только не должно отмщать, но напротив того должно ещё прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Матф. 6 15), и паки: молитеся за обижающих  вас и гонящих вас (Матф. 5 44).

Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас (Матф. 5 44).

Когда твою честь кто уничижает или отнимает, то всеми мерами старайся, чтоб простить ему, по слову Евангелия: от взявшего твоё не требуй назад (Лук. 6 30).

Бог заповедал нам вражду только против змия, т. е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая, - против человекаубийцы–диавола. Повелено нам враждовать и против Мадианитян, т. е. против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.

Поревнуем возлюбленным Божиим: поревнуем кротости Давида, о котором преблагий и любоблагий Господь сказал: нашёл Я мужа по сердцу моему, который исполнит все хотения Мои. Так Он говорит о Давиде незлопамятном и добром ко врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преп. Антиох, не было остановки во время молитвы.

Об Иове свидетельствовал Бог, как о человеке незлобивом (Иов. 2 3); Иосиф не мстил братьям, которые умыслили на него зло; Авель в простоте и без подозрения пошёл с братом своим Каином.

По свидетельству слова Божия, святые все жили в незлобии. Иеремия, беседуя с Богом (Иер. 18 20), говорит о гнавшем его Израиле: еда воздаются злая за благая? Помяни стоящаго пред Тобою, еже глаголати за них благая (Ант. сл. 52)

Итак если мы будем, сколько есть сил, стараться всё сие исполнять, то можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий нам путь к горнему Иерусалиму.

 

Надобно всегда терпеть всё, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью…

Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касалось.

В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг и единому Господу открывай тогда своё сердце.

 

Но памятуй, что и это (клевету – сост.) нужно простить непременно, ибо без этого твоя собственная духовная жизнь не может строиться, ибо каждая непрощённая обида, как клин, вбивается в душу и раскалывает её, лишая именно той цельности и собранности, которая и есть вожделенная цель нашей духовной жизни (3, с.228-229).

 

Благородный купец

Два купца имели между собою продолжительную и сильную вражду, возраставшую день ото дня более и более. Жестоко преследуя друг друга, они изыскивали все случаи и все способы к взаимному вреду. Наконец, один из них, более послушный голосу совести и святой веры, вознамерился посредством великодушия сделать врага другом себе. Что ж он предпринимает для сего? То, на что в наше время едва ли какой бы купец решился. Тех, которые хотели купить у него что – нибудь, он отсылал к своему врагу под тем предлогом, что у него нет требуемых товаров, или что у врага они лучше и дешевле. Когда узнал это его враг, то настолько был тронут благородством духа своего противника, что тотчас примирился с ним от всего сердца (4, с.196 – 197).

 

БИБЛИЯ  О  ПРОЩЕНИИ

Притча о безжалостном рабе

Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

Иисус говорит ему: не говорю тебе: “до семи”, но до седмижды семидесяти раз.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.

Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить.

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: “государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу”.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот вышед нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: “отдай мне, что должен”.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: “потерпи на мне, и всё отдам тебе”.

Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему всё бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: “злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?”

И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Матф. 18 21-35).

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Матф. 5 25-26).

УЧИТЕСЬ  МУДРОМУ  ЗАБВЕНИЮ

Хотя в некоторых случаях память является бесценным  благословением, иногда она бывает и несказанным проклятием. Если прощение – это одна из основ Богоподобной жизни, такое качество невозможно достичь, пока память упорствует, показывая пальцем, как на должника, на того, кто должен быть прощён. Вы полностью не простили обиду до тех пор, - если она была лично против вас, - пока готовы сохранять о ней память. Каждый раз, когда память выстраивает эту картину перед вашим мысленным взором, сознательно или бессознательно, вы начинаете делать сравнения и, забывая, что вы тоже подвержены  тем же самым проступкам, выносите обидчика на суд вашей собственной низшей натуры. Снова и снова детали обиды проносятся  в ваших мыслях, прибавляя всё больше и больше ментальной энергии к первоначально сформированной картинке, давая образу обиды всё больше  возможности проявлять себя в иных умах той же вибрации и так искушая других к совершению подобных проступков (из наставлений первого Главного Хранителя Храма – Франчиа Ла Дью,  5).

ВСЕПРОЩЕНИЕ

Ну неужели так трудно простить? Неужели твоё придирчивое сердце всё предаётся размышлениям об обиде и отказывается простить несправедливость, допущенную по отношению к тебе так давно?

Тогда остановись ненадолго и поразмышляй, ибо так и должно быть, потому что Бог создал этот момент для тебя одного, чтобы очистить твоё сердце от ещё большего вреда для твоей собственной души.

Да будет тебе доподлинно известно, обиженный мой, что твоё погружённое в раздумье сердце плетёт паутину, образующую стальной покров, сквозь который даже Я, твой друг и советчик, не в силах пробиться. Поистине в Любви заключено то Всепрощение, которому ты так безрассудно и по невежеству отказываешь в признании. Я стою и жду, чтобы ты кивнул, разрешая Мне войти в храм души твоей, в твоё сердце (6, с.416).

 

ПРОЩЕНИЕ  БОЖИЕ

Если ты нуждаешься в прощении за проступки свои, не унижай Господа своего подползанием к Его стопам на брюхе, зарывшись лицом в пыль земли. Ужели твой Бог может найти удовольствие в поступках малодушного, неверующего в незыблемость Его милостивого обетования?

Подними голову, взгляни Ему прямо в глаза и получи прощение, дарованное ранее, чем оно испрошено тобою, и прими его в том же духе, в каком оно было обещано тебе – в духе Любви и Понимания (6, с.426).

 

ИСПЫТАНИЕ   ВСЕПРОЩЕНИЯ

Если ты хочешь пройти испытание полного всепрощения, научись прощать других, тех, из-за кого тебе трудно простить самого себя. 

Прощение зла, причинённого тебе врагом, всё равно что песчинка рядом с огромной горой в сравнении со злом, которое ты причинил самому себе отказом простить(6, с.619).

ВСЁ ЛИ НАДО ПРОЩАТЬ?

Если ты поймёшь причину, то у тебя уже не явится вопрос о прощении, так как ты будешь иметь преставление о том, что ведёт к исправлению в том случае, с которым ты имеешь дело.

Прежде всего вынуть себя, извлечь своё высокое «я» из окружающей тебя тьмы. А это уже значит прощение.

Если твоё личное «я» не реагирует на обиду, а отвечает пониманием, то это уже значит прощение. Оценивать и рассуждать необходимо для понимания, поэтому прощать не значит не видеть. Но видеть как бы сверху, охватывая большое поле зрения. Понимание – это любовь. Если мудрости и понимания не хватает – любовь заменит. Но и знание того, что есть причина для каждого следствия, поможет любви и приблизит к понниманию. Поэтому не бойся представления о людях, приносящих зло, как о карточных паяцах. За этими паяцами действует некто, кто сознательно ими управляет, а ты обязана обратиться к высокому, а не к низкому в человеке. Вот так действуй, и тогда светлые ангельские силы тебе помогут. И тогда легко тебе будет подставить другую щёку, так как ты с готовностью примешь на себя изливающееся в мир зло для его преображения – в себе, а значит, и в другом.

Ждём от тебя правильного и хорошего действия. Добро побеждает (7, с.329 - 330).

ОБИДЫ СЛЕДУЕТ ПРОЩАТЬ

Пойми так: каждая обида на человека, в то же самое время не высказанная, не выраженная на физическом земном плане, - месть. Поэтому обиды следует прощать, а прощать значит растворять их в любви и благодарности. И каждая обида в конце концов принесёт свои плоды и будет проявлена в действии и на физическом земном плане.

Вспомни, что каждое твоё желание сбывается в том или ином воплощении. И обиды – отмщение – тоже будет выполнено. Я не говорю тебе больше этого, ты сама должна делать выводы из сказанного. Молись о прощении. Это дар, и да будет он твоим приобретением отныне и до века (7,    с. 308).

Любить надо не только человечество, но каждого отдельного человека. А если ты не ощущаешь этого прилива любви – будь доброжелательна, и это путь. Прощай обиды легко и просто. Проходи мимо обидных слов, не запоминай их.

Я тебя учу простым и обычным истинам. Как мало людей их усвоили! (7, с.310).

 

ЧТО   СКАЖУТ  УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЬНЫХ КЛАССАХ…

Когда войны полыхают на Земле и провожают матери своих сыновей в неизвестность, что скажут учителя в школьных классах будущему поколению?  Не задумаются ни мать, ни отец о том, что говорили они своим детям и своим ученикам. Какими мыслями наполняли они молодые Сердца? Было ли что сказано о Любви и прощении, о добре и подвиге во имя Человечества?  И берегли ли наставники искры драгоценные в детях будущего? Если не сеять ни добра, ни Любви, что может вырасти на поле человеческом?.. (8, с.68-69.)

 

ЖИВАЯ ЭТИКА И УЧЕНИЕ СЕРДЦА
О ПРОЩЕНИИ

ГРАНИ  АГНИ  ЙОГИ  О ПРОЩЕНИИ

«Господи, прости им, ибо не ведают, что творят», - это классическая формула претворения черных огней беснующихся двуногих в Светлый Агни в сердцах тех из них, кто имеет в себе хотя бы искру человекообразия (Гр.А.Й., кн. IV, 560).

 

Всепрощение и неосуждение – явления разного порядка. Не может человек прощать или не прощать другого; так как следствиями каждого поступка распоряжается Карма и прощение не освобождает от Кармы. Но осуждение или суд над другим человеком безусловно недопустимы (Гр.А.Й., кн. VI, 230).

 

…Все тёмные чувства связывают участников их между собою. Очень мучительно и болезненно от них в Мире Тонком. Необходимо покончить все эти счёты на Земле. Прощающий что-то кому-то совершает выгодное дело, ибо освобождает себя от зависимости от этих вредителей и необходимости быть привязанным к ним именно благодаря своим неизжитым чувствам. И на Земле эта связанность может быть очень сильной, но на Земле от неё легче освободиться. …но там (в Мире Тонком) действует магнитное притяжение тонких тел друг к другу и заставляет их, при взаимности таких чувств, быть вместе против их воли и желания. Вообще всякое освобождение от всех мелких и больших чувств недоброжелательности даёт духу крылья. С земными счетами надо покончить ещё на Земле (Гр.А.Й., кн. IX, 217).

 

Нет оправдания людям, знающим, что они причиняют другим страдания или неприятности, и всё же делающим это. Незнание ещё может служить оправданием, но знание – никогда. Это уже сознательное причинение зла людям. Придётся платить в размере причинённого зла. Страдающим от этого не легче, и они готовы простить, если духом достаточно высоки, но Закон Кармы не считается с этим и должен исполниться до конца. Можно пожалеть мучителей бессердечных, ибо участь их незавидна… Лучше когда не ведают, что творят. За них можно молиться, но, когда ведают, ни прощение, ни моления не в силах помочь. Можно сделать попытки объяснить неведающим, какой вред они причиняют. Но если это результатов не даст, можно отойти, и умыть руки, и предоставить их своей собственной судьбе, и уже больше не вмешиваться в течение их кармы, и, главное, зла не иметь в сердце своём против мучителей ваших… Закон причин и соответствующих причинам следствий управляет миром. От него никуда не уйти (Гр.А.Й., кн. XII, 1).

 

…Неосуждение и прощение тех людей, которые причиняли вам зло и страдания, есть не что иное, как освобождение себя от кармической с ними связи и свобода от них в Тонком Мире. Лучше встретить там друзей, чем врагов или безжалостных кредиторов. Нужно знать, что помимо всего каждое пятно грязи на ауре служит зацепкой или целью для тёмных нападок и даёт тёмным право считать, что хозяин неочищенной ауры – ягода одного с ними поля (Гр.А.Й., кн. XII, 94).

 

АГНИ   ЙОГА    О   ПРОЩЕНИИ

Многие из лучших понятий извращены. Прекрасно звучит – «всепрощение», но люди умудрились сделать из него уродливое обличие – «Высшие  Силы всё прощают»; таким образом, все преступления допускаются. Но дело не в прощении, которое вполне возможно, но в изживании содеянного. Справедлив закон пространственного заживления. Нанесённая рана требует врачевания. Самоисцеление требует времени, ибо порванная ткань должна починиться. Лучшее созвучие Аум может способствовать залечиванию ткани. Но все созвучия цвета и аромата могут способствовать, если психическая энергия допустит такое сотрудничество (Аум, 340).

 

Около понятия прощения много непонимания. Простивший полагает, что он совершил нечто особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощённый думает, что всё кончилось, но ведь карма остаётся за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощённого    и тем не утяжелил её, но сам закон Кармы остаётся поверх обоих участников. Повелители Кармы могут, до известной степени, изменить её, если огонь очистительный вспыхнет ярко, но такое пламя не легко разгорается.

Великие жертвы приносились для возжжения огня. Можно почитать память таких самопожертвований. Красота живёт в таких зовах. Ни века, ни людские смятения не могут заглушить зовы к самоотверженности. О том же повествуют и скрижали Братства. Прекрасно, что и сейчас не забывают о понятии, которое существует через века.

Не будем отвергать даже малое непонимание о пути надземном (Бр., 445).

 

БРАТСТВО.   НАДЗЕМНАЯ ОБИТЕЛЬ  О  ПРОЩЕНИИ

Сказанного не вернуть, содеянного не исправить. Но признав ошибочность, не следует оставлять ошибку неисправленной. Следует приложить все силы, чтобы впредь не допустить непоправимого, если что-либо исправить уже поздно. Но даже непоправимое, с точки зрения человека, можно исправить, изменив хотя бы в некоторой степени. Так ушедшего человека не вернёшь, если он ушёл за черту жизни, вступив за порог смерти. Но можно вслед послать мысль добрую и раскаяние сердечное. Не должен дух уносить с собой обиды земные, недоразумения нерешённые. Пусть каждый подумает об ушедших и мысленно разрешит оставшееся невысказанным. И, если обижены были вы, - простите. Пошлите вслед ему вашу добрую мысль прощения, тем оградите себя от последствий недобрых. Истину Говорю вам: каждая обида стягивает узлы крепкие, нитью тёмною соединяя обидчика и таящего обиду горькую. В связке одной пойдут, переступая из жизни в жизнь, покуда не развяжут узлы затянутые. А Я Говорю вам: «Простите!» Тем развяжете узел свой, освободившись от обидевшего. И пусть он сам ответит за причинённую боль и заплатит за неё. Его дело за всё ответить Закону праведному, по счетам кармическим. А ваш долг – простить (Бр. кн. II, Над. Об., 165).

 

Понять и простить – вот удел души человеческой (Бр. кн.II, Над. Об., 156).

 

…что же делать остаётся в данной ситуации, когда вынужден жить с тем, кто тебя не любит, работать с теми, кто не понимает, и чувствовать на себе брезгливо-осуждающие взгляды лишь оттого, что ты не такой, как все, и каким им хотелось бы видеть тебя? Замкнуться в себе – это не лучший выход, когда жизнь поставила тебя в гуще этих людей. Подумай, отчего ты должен быть непременно рядом с ними, не задолжал ли ты им в чём-то? А может быть, жизнь представляет великолепный шанс расплатиться с тобою, и ты терпеливо должен ожидать часа расплаты. Но, прежде всего, заплати долг свой, чтобы почувствовать себя свободным от обязательств; и помоги тем, кто задолжал тебе, ведь это так просто: стоит лишь искренне и безоглядно простить их за всё. Освободившись от пут рабства и став свободным, не дай закабалить себя вновь, навешивая грехи тяжкие, будто цепи пудовые, чтоб не удивляться затем, отчего так жизнь несправедлива к тебе. В основе всего лежат законы, которые нельзя переступить ни одному живому существу. Они и определяют, где и с кем быть человеку надлежит, ибо грехи его и диктуют условия существования. Зная о том, уберегитесь в пути от груза излишнего (Бр. кн. II, Над. Об., 443).

 

…Слово, вами данное, придётся исполнить рано или поздно; и судьба вновь сведёт с тем, кому обещания давались; и случай представится благоприятный к расплате за долг… Только расплачиваясь, можно с себя цепи закабалившие сбросить и начать движение поступательное. Должник и кредитор взаимосвязаны, как две нити в узел один – сами не продвинетесь и другого движения лишите. Взаиморасчёт кармический крайне важен для каждого, желающего сдвинуться с точки мёртвой. Долги простить должникам вашим Предуказал Я прежде; но свой долг вернуть вы обязаны, если не прощён он вами со всем великодушием сердечным. И вообще, долги делать не советовал бы Я вам, ибо нет ноши более тяжкой для души, чем эта. Воплощение за воплощением может следовать лишь с целью одной: вернуть долг обещаний. Освободитесь, уберегитесь от рабства, чтоб за ошибки ваши и детям единородным расплачиваться не пришлось. Ни одно слово не простится вам, и не думайте, что отвечать не придётся. И оттого, Прошу Я вас, прежде, чем молвить что-то, задумайтесь крепко, в силах ли вы будете исполнить обещание. И, зная Закон Причинности, убережём себя о следствий нежелательных. Ваша судьба в ваших руках, и коль недовольны ею, так и улучшите её, расплатившись за старое, чтобы иметь право обрести что-то новое. Мы Имеем Дело только с теми, кто долгов кармических, к уплате означенных, уже не имеет. Я Сказал, как стать ближе к Нам: Расплатитесь с ближним (Бр. кн.II, Над. Об., 517).

 

Сам не свой бывает человек, когда выходит из себя. Откуда взялось это выражение? Не являет ли это мысль о том, что выходя из себя, мы предоставляем свой дом, то есть тело своё, кому-то иному. Много кишит вокруг нас сущностей невидимых, готовых, хотя бы на мгновение, воспользоваться чужой одеждой и захватить покинутое духом вместилище. Как часто мы выходим из себя? Довольно частенько, раздражаясь и распаляясь по пустякам. Трудно удержаться духу среди возникающих вибраций жуткого хаоса, и он как бы отлетает в сторону, ожидая наступления покоя, а тем временем, непрошенный гость тут как тут. Через некоторое время человек недоумевает, как же он мог поступить так опрометчиво: оскорбить, ударить, жестоко избить, или даже убить. Но не ведает он о том, что действиями его руководило иное существо. Множество развоплощённых насильников и убийц мечутся в околоземных слоях в поисках тела, посредством которого они могут насладиться мгновениями совершённого преступления. Так человек слабовольный, часто «выходящий из себя», становится жертвой подобных сущностей, захватывая оболочку которого совершают кровавые злодеяния. Подпитавшись злобными эманациями содеянного, сущность убегает, оставив две жертвы: человека, предоставившего тело, и объект, над которым было совершено насилие… Так первого можно назвать лишь орудием преступления, ибо посредством его рук было совершено злодеяние, но он расценивается как преступник… Надобно пересмотреть законы человеческие, много найдём непонимания сущности явлений. Человечество должно прийти к законам справедливым, чтобы не уподобиться скорпионам, живущим в одной банке (Бр. кн. II, Над. Об., 96).

 

УЧЕНИЕ   СЕРДЦА  О  ПРОЩЕНИИ

За всё платить приходится и забывать того не следует, что каждый платит тою монетою, что имеет.

А мерою платы вашей только Любовь может быть, дети Мои, и как бы вас ни обманывали, не чеканьте в ответ монет фальшивых, пытаясь расплатиться с обидчиком, - тем больше задолжаете.

Покройте Любовью долг ваш, а задолжавшим много – многое простите, не усложняя путь ни себе, ни им.

Любовь не отдаётся в долг, и проценты не неё не набегают. Платите честно, всем сердцем осознавая, что платить за всё Любовью – долг ваш (Зов Сердца,  Дек.14). 

 

Об обидах особо сказано было и прежде, да обидчики умножились и обиженных не меньше стало. А как же можно, затаив змею за пазухой строительство новое начинать и с собратьями своими плечом к плечу о доме едином и общинножитии помышлять, когда чувства прощения не имеете. Но ведь змеёныши ядовитые подрастут и расползутся, и неужто, кроме дара сего, ничего не преподнесёте вы на алтарь служения делу общему! (Сердце Общины, 47.)

 

Главное, предательством идеи светлой не запятнать одежд своих и грязью несмываемою не облечь сосуд духа чистого.  Когда цели единой служите, так по ней и соизмеряйте все деяния, и прежде всего – свои. А понять и простить ближнего сумеете лишь тогда, когда внутренне готовы будете братством единым жить (Сердце Общины, 64).

К Будде пришёл однажды монах, пожелавший на собратьев своих пожаловаться, что всячески пытаются притеснять, ущемляя в исполнении запросов души его. Но Мудрый спросил: «В чём же нуждается дух твой?» И обиду в груди затаивший ответил, что наказания жаждет обидчикам своим, карою небесною желая остудить нрав собратьев, что уроком им послужит.  «Иди и попрощайся с братьями своими, - сказал Будда, - и уходи от них, ибо не следует им братом считать того, кто духом отмщения полон». Так, желая сообщника найти, монах Судью грозного нашёл себе. И кому было лучше знать, как не Мудрейшему, о том, что произойдёт в душах тех, кто над слабостями другого посмеялся; и какое обретение дух получит, обиды нанесённые простивший (Сердце Общины, 209).

 

Задача не из лёгких – любить то, что несовершенно. Но первое, что следует сделать, - это понять побудительные мотивы существа, столь докучающего вам действиями враждебными. От понимания родится сострадание, а от жалости и шаг к Любви сделать не таким уж невозможным покажется. Нет повода ненавидеть существо живое, независимо от того, что сотворило оно, не ведая, что творит. Неразумие простить сложно, но сделать это необходимо для вашего же блага, ибо судом своим надолго привяжете к себе узами кармическими осуждённого вами. Возможно ли убийцу полюбить, предателя к сердцу прижать?! Но как бы вам больно ни было, произнесите простую, но мудрую формулу: «Бог ему Судья!» Одна эта мысль, искренне произнесённая, освободит вас от встречи с враждебным существом на века вечные (Иерархия Огненная, 115).

 

Прощая за обиды причинённые, простите всем сердцем, тени мрачной не тая в груди, а иначе чёрный узелок завяжется, который долго распутывать придётся. Лучше не иметь долгов, что путами готовы связать крылья свободные. Только в рабстве тяжком пребывающий осознаёт цену свободы. Но к чему нужны крайности, когда сердце к вольной воле вечно устремлено? И дух свободного парения разве не может привлекать любое существо, имеющее в груди сердце орлиное? (Сердце Огненное, 199.)

Простите должникам своим и не ходите за ними вслед с рукою протянутой, тратя бесценное время на то, чтоб выпрашивать своё же. Так можно узлами обвязаться, затрудняющими продвижение ваше. Откуда вам знать, может, отдав безвозвратно, вы тем покрыли долг кармический, возросший в веках. А если и потеряли несправедливо нечто, то жизнь сама и вернёт вам, покрыв потерю многократно. Вам же и выгоднее простить, ибо тем не свяжете долговых обязательств с должником, но прощение явить необходимо от всего сердца, чтоб затем в мрачные слои Тартара не опускаться в поисках должника старого (Сердце Огненное, 336).

 

Сердце беззлобное, не осуждая, выход найдёт, как нейтрализовать силы отрицательные, в действие приведённые. Прощением поверхностным прегрешений, и больших, и малых, не исчерпывается долг кармический, который предопределяет каждому деянию плату особую. Потому и требуется  честное отношение явить в самооценке, что послужит к выгоде своей же (Сердце Огненное, 353).

 

Простите всех и за всё, обид не тая в тайниках груди, чтоб нитями чёрными не связать узлы прочные. В веках прожитых они так запутываются, что уж и не развязать, и не распутать, да и разрубать нельзя, не имея меча Огненного. Запутавшись в клубке противоречий, как сумеете шаг сделать навстречу Миру Новому, когда путы прочные не позволяют даже пошевелиться? Пора уже понять, что недостатками своими лишаете себя же свободы выбора. И не стоит обижаться на правду, если сказано вам, что обиды неизжитые камнем преткновения лежат на пути продвижения вашего же (Сердце Огненное, 544).

 

Не приходилось ли вам быть осмеянными, когда вы пытались выразить лучшие качества души, распахивая грудь и давая возможность оку постороннему лицезреть сокровищницу вашу?

…А стоит ли так широко раскрываться, давая возможность грязным копытцам топтаться по самому святому?! Они бы рады, в помойное корыто обратив дарницу вашу, влезть в неё с ногами. Не осквернять то, что должно быть свято оберегаемо от глаз недобрых, первая обязанность души, уже не раз на посмешище выставленной недоброжелателями ярыми (Мир Агни, 112).

 

Простить другого легко, когда сердце доброе имеешь; но свои проступки с такою же лёгкостью прощать не следует, пока не будет осознана вся губительность действий непродуманных. Под призмою, преломлённой в свете сердечном, глядя на все явления, встречаемые в жизни, можно понять всю целесообразность пути незлобивого, ибо тем убережёшь себя от узлов лишних, стянутых нитями чёрными.

…Актом прощения сердечного все нити, связующие со сферами низшими, пережигаются, потому и задумайтесь, как удобнее по жизни пройти, чтобы Благо заслуженное обрести в Царстве Огня Вечного (Мир Агни, 246).

 

Следует знать врагов своих, чтоб иметь возможность помолиться за них. В данном случае молитва получится как щит Огненный… Знать необходимо, с какой стороны удар ожидать, чтоб меры принять неотложные по упрочению сети заградительной. Слабое звено отыскивает враг, и когда оно вскрыто взору вашему, так разве ж не следует помолиться за тех, кто место уязвимое указал, тем давая возможность упрочить непробиваемость брони вашей. Ударами тяжкого молота доспехи куются. И кто-то же должен закалять сталь, вызывая нагнетение токов мощнейших. Так каждый удар во благо обратить можно, зная, что к вашей же пользе послужил он. Вот и помолитесь за тех, кто ударами осыпает, ибо молитвою чистой, от сердца благодарного идущей, не только сеть заградительную упрочите, но и яд обезвредите, которым так щедро приправляются наконечники стрел чёрных (Молитва Сердца, 14).

 

Молитва за тех, кто оступился и удар предательский нанёс, уже выступит в роли избавителя от эманаций ядовитых и щитом заградительным послужит от вторжения вражеского… Зачем же мысли себе забивать о поступках предательских со стороны ближних, ведь этим уже вибрации низшие притягиваются, вплетаясь в ауру и доступной её делая для вторжения вражеского? (Молитва Сердца, 147.)

 

Обиду затаившему на тебя трудно объяснить правомерность действий твоих, ибо свершившееся воспринимается человеком под собственной гранью видимости. Существу обидчивому не важно, на что обижаться, важно, что причина нашлась. Часто, сам себе в том не признаваясь, обиду таит человек, не понимая, что некими действиями, ему непонятными, могли руководить и кармические причины. Но глубинные мотивы поведения ближних остаются за чертою видимости, а деяния – на виду, которое можно трактовать по своему усмотрению, когда истины зерно не дано увидеть. Так человеку проще обидеться, чем понять другого (Молитва Сердца, 321).

 

Плакать ли там, где удар нежданный от руки друга получили? Проклинать ли да призывать кару небесную на голову нечестивца? Не то, не другое и не третье! Помолитесь лучше за оступившегося, пожелав ему дар прозрения обрести, чтоб сумел он увидеть всю неприглядность действий своих. Часто одержателям удаётся пропустить удары, когда ослабевает сеть заградительная и человек близко подпускает сущность незримую, сам в свою очередь жертвой её становясь. Не лучше ль озаботиться о прочности доспехов дружеских, токами молитвенными упрочая щит пламенный, чтоб не дать ещё одну возможность одержателю пропустить удар через ближнего вашего, когда он, прощения испросив, ближе подойдёт к вам  (Молитва Сердца, 362).

 

Заслуженными будут обвинения в ваш адрес или нет, в любом случае не стоит огорчаться. Если есть доля истины в приписывании вины, значит, следует приложить старания к нейтрализации указанных недочётов. Ну а в противном случае, когда винят без вины виноватого, значит, проявляют своё истинное лицо, и это опять же повод для радости, ведь не умиляться масками следует, а распознавать те действительные образы, что были скрыты личиною. И друг, и враг пусть будут явственно обозначены – так  скорее можно продвигаться, зная, от кого и что следует ожидать (Братство. Обитель Огня, 156).

 

Не к огорчению, но к радости проявляются истинные лики ближних ваших. Поднимаясь в гору, следует знать, с кем ты идёшь в связке, ибо заручиться поддержкою предательствующих – невозможно. Затем окружаться масками иллюзорными! Идите с теми, истинный лик которых открыт взору вашему и наиболее привлекательным видится сердцу (Братство. Обитель Огня, 254).

 

Громаден грех на людях наших...

Громаден грех на людях наших,
Но если Бог прощает даже,
То отчего ж нам не прощать,
Добром и Светом отвечать
Обидчикам и судьям нашим?!
Их жизнь сама за то накажет,
Что злодеяния вершили.
А человек на божью милость
Пусть уповает и идёт
По жизни смело. Обретёт
Он дар сокровищ, что нетленны… (9, с. 60). 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 И  ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

1. Орлов Ю.М. «Сколько раз прощать брату моему…» /Наука и религия. №7. 1991. – С.28 – 30

2. Виилма Л. Оставаться или идти. – Екатеринбург, 2000.

3. Преподобный Серафим Саровский. – М.: Воскресенье, 1993.

4. Духовные посевы. Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи /Составитель протоиерей, магистр богословия Григорий Дьяченко. – Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит», 1900.

5. «The Temple Artisan», 1999. 

6. Учение Храма. С Горной Вершины. – М.: Сфера, 1998.

7. Беседы Друга. – М.: СИРИНЪ, 1999.

8. Капли Дождя. Книга первая. – Новосибирск, 1997. 

9. Слава Преп. Серафима Саровского //Зиновья Душкова. Алмазные сердца любви  - М.: «Белый ашрам», 1998.

10. Добротолюбие избранное для мирян. – Издание Сретенского монастыря, 1999.

11. Наталия Рокотова. Основы буддизма. – Новосибирск, 1990.

12. Фома Кемпийский. О подражании Христу. Перевод с латинского К.П.Победоносцева. – Рим, 1949

13. С.Вивекананда. Вдохновенные беседы. – М.: Беловодье, 1993.

14. Храм Человечества: Сборник: Переводы с английского. – М.: Фонд «Дельфис», 2000.

15. Песнь Триста первая /Зиновья Душкова. Песнь Песней. – Москва, 2001.

16. О.Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и св. причащении. – М.: Общество Свт. Василия Великого «Паломник», 1997.

17. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Правда, 1990.

18. Е.П.Блаватская. Инструкции для учеников Внутренней Группы. Пер. с англ. – М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2000. 

19. Прот. В.Свенцицкий. Преподобный Серафим. Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

20. Беседы преподобного Серафима с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни. -  М.: «Центр Благо», 2000.

21. Зиновья Душкова. 77 Жемчужин, сияющих на чётках Времени. – М.: “Белый Ашрам”, 1999.

22. Адепты, мастера и махатмы // Дельфис. 1999. №3(19). С. 51

23. Вивекананда Свами  Четыре йоги: Пер. с англ. /Сост. О.В.Мезенцева. – М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1993.

24. Костадинова Ж. Ванга /Пер. с болгарск.  – М., 1999.

25. Душкова З. Святейшая Катриософия. – М.: «Белый ашрам», 2000.

26. Сухомлинский В.А. Избранные  педагогические  сочинения: В 3-х т. Т. 3 / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль, А.И.Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981.

 

 

Грани Агни Йоги   I – XIII т-т. Гр.А.Й.
Учение Живой  Этики – Агни Йога

Листы Сада Мории  (Зов)

Зов

Листы Сада Мории (Озарение)

Оз.

Община

Об.

Знаки Агни Йоги

А.Й.

Беспредельность

Беспр.

Иерархия

Иер.

Сердце

С.

Мир Огненный  ч. I, II, III

М.О.

Аум

Аум

Братство ч. I

Бр.

Братство ч. II, Надземное

Бр. ч. II, Н.
Братство, книга вторая Надземная Обитель Бр. кн. II, Над. Об.
Учение Сердца  том I

Листы Сада Майтрейи,

кн. I. Зов Сердца 

Зов Сердца

Листы Сада Майтрейи,

кн. II, Озарение Сердца

Озарение Сердца

Сердце Общины 

Сердце Общины
Учение Сердца   том II

Сердце Беспредельности

Сердце Беспредельности

Иерархия Огненная 

Иерархия Огненная

Сердце Огненное

Сердце Огненное
Учение Сердца   том III

Мир Агни

Мир Агни

Молитва Сердца

Молитва Сердца

Братство, кн. 3, Обитель Огня

Братство. Обитель Огня
Учение Сердца том IV

Цветы Сада Майтрейи

Солнце Любви

Солнце Любви

Радость Сердца

Радость Сердца

Радуга Огня

Радуга Огня

Плоды Сада Майтрейи

Плоды Сада Майтрейи

 


Hosted by uCoz