Урок – выставка репродукций
картин Н.К.Рериха
(из опыта работы
кемеровчан)
От организаторов
Проводимые нами уроки-выставки
в учебных заведениях города с 1997 года
позволили выработать оптимальный
вариант знакомства учащихся с
биографией и творчеством Н.К.Рериха. В
рассказе об основных вехах жизни Н.К.
Рериха мы подчёркиваем, что его
становление как гражданина, художника,
философа, писателя и общественного
деятеля прошло на русской, славянской
почве. Где бы ни жил Николай
Константинович (в Финляндии, Англии,
Америке, Индии), - он оставался всегда
сыном своего народа, никогда не бравшим
подданства другого государства… Уходя
из жизни (Индия, 1947 г.), он завещал свое
достояние России, ее людям.
Поскольку время
уроков ограничено 40, а то и 25-30 минутами,
то основная задача – правильно его
распределить: первая часть урока (~ 10-12
минут) посвящается информации о
биографических данных художника, а
вторая – рассказу о картинах.
Необходимо учитывать
возраст учащихся, так как уроки
проводятся с третьих по одиннадцатые
классы. Для младших, третьи-пятые
классы, проводим беседу в форме диалога,
выбирая картины на темы старины,
мифологические сюжеты о святых земли
Русской и другие. В старших классах
даём материал, который требует
философского осмысления картин
художника и, соответственно, знакомим с
его философскими взглядами. Для того
чтобы не возникали какие-то
недоразумения, мы обязательно
обговариваем эти детали с
заместителями директора по
воспитательной работе в школах.
Для общего знакомства
с творчеством художника мы выбрали
картины разных направлений в
количестве 32 – 34 репродукции (размер 32х42
см). Репродукции заламинированы и
прикреплены к рамочкам степлером без
уплотняющего материала, - что позволило
облегчить их вес и таким образом
создало удобство для переноса или
перевозки их в транспорте в обычных
полиэтиленовых пакетах. Основное
требование при размещении репродукций
в учебных заведениях, - чтобы не было
переноса из класса в класс на каждый
урок, - все запланированные уроки
должны проводились в одном помещении (классе).
Лучше, когда выделяется одно помещение
на весь период выставки, но, как правило,
это ежедневный перенос картин из
одного помещения в другое.
В настоящее время
нами собрано 70 репродукций Н.К. Рериха,
которые распределены по трем разделам:
“Обзорная тематика”, “Светочи Мира”
и “Героизм и подвиг”- (в последнюю
включены репродукции картин советских
художников, посвященных темам Великой
Отечественной войны).
Предлагаемый ниже
материал мы подаем частями: в одном
классе одну, другую в другом, так как за
40 минут его невозможно подать в полном
объёме. Кроме того, в зависимости от
подготовленности аудитории к
восприятию, мы подбираем наиболее
подходящие репродукции (из имеющихся у
нас в наличие).
Дать начальный курс
знаний о творческом наследии Н.К.
Рериха и познакомить учащихся с
основными вехами его жизни, - является
основной задачей и целью, которую мы
ставим перед собой. Считаем, что эта
задача нами выполняется, так как
педагогические коллективы школ,
гимназий и т.д. всегда охотно выделяют в
своих учебных планах уроки для
проведения выставок.
В заведенной нами
тетради отзывов много благодарностей
за проделанный нами труд. Записи
свидетельствуют о том, что такие беседы
оставляют в душах учащихся и учителей
неизгладимый след, заставляют
задуматься о Вечном, о Добре, Красоте и
Любви. И именно это дает нам основание
сделать вывод: эта работа необходима,
она востребована.
Цель урока – выставки:
познакомить старшеклассников с
культурным наследием семьи Рерихов,
способствовать пробуждению разумного,
доброго, вечного в сердцах
подрастающего поколения.
Методика проведения урока-выставки.
Имя гениального
русского художника Н.К.Рериха занимает
почетное место в истории отечественной
и мировой культуры. Его становление как
гражданина, художника, писателя-публициста,
общественного деятеля прошло на
русской, славянской почве. Где бы ни жил
Н.К.Рерих (в Финляндии, Швеции, Англии,
Америке, Индии), - он оставался всегда
сыном своего народа, никогда не бравшим
подданства другого государства. Всю
свою жизнь Николай Константинович
творил и служил всецело своей Родине.
Отсюда и слова его: «Кто сказал, что я
уехал из России? Я путешествую».
Покидая страну (1917 г.) по воле
обстоятельств, он уже был известным
всему миру художником, академиком
императорской академии художеств,
награжденным правительственными
наградами в своей стране и множестве
европейских государств за вклад в
развитие культуры.
За всю жизнь им было
создано около семи тысяч живописных
полотен, каждая из которых являет собой
шедевр искусства. Его картины
разошлись по многим картинным галереям
городов Европы, Америки, Индии, а так же
в частных коллекциях.
Самое большое
собрание его картин находится в Нью-Йорке,
в музее его имени, - основанном при
жизни самим Н.К.Рерихом и его
сподвижниками. В нашей стране – в
Москве (в МЦР, где собраны картины,
архив, библиотека и семейные реликвии,
завещанные им при жизни своей стране),
музее Востока, а также в Санкт-Петербурге,
Нижнем Новгороде, Новосибирске и
других городах. Много картин находится
в Индии, большая часть которых была
подарена им в дар индийскому народу.
Н.К.Рерих был не
только великим художником, но и крупным
ученым, писателем, оставившим 27 томов
литературных произведений, философом,
поэтом, известным путешественником, а
так же общественным и культурным
деятелем, автором Международного Пакта
Рериха.
Перед вами портрет
Николая Константиновича Рериха и его
жены Елены Ивановны Рерих кисти их
младшего сына Святослава Николаевича
Рериха, который так же был известным
художником. Второй сын Рерихов – Юрий
Николаевич Рерих – известный ученый-востоковед,
знавший 30 языков мира.
Основные вехи жизни Н.К.Рериха.
Родился в 1874 г. 9
октября в г. Санкт-Петербурге. Учился в
гимназии, далее с 1893 по 1897 год учился в
Академии художеств и одновременно на
юридическом факультете Петербургского
университета.
1891 год – женитьба на Е.И.Шапошниковой.
1903 –1904 гг. поездка по
старинным городам России, где
занимался раскопками, реставрацией
росписей.
1906 г. назначен
директором Общества поощрений
художеств (современное художественное
училище, которое носит его имя) и
работает в этом качестве до 1917 г.
1909 г. избирается
Академиком Российской Академии
художеств. Проводится выставка его
картин в России и городах Европы.
1917 г. отъезд в
Финляндию.
1919 г. отъезд в Лондон.
1920 – 1923 гг. отъезд в
Америку, где занимается выставками и
просветительной деятельностью:
открывает институт объединенных
искусств и музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке.
1923 г. отъезд через
Европу в Индию.
1924 г. путешествует с
семьей по Индии.
1925-1928 гг.
Трансгималайская экспедиция с заездом
в 1926 г. на Алтай и в Москву.
С 1928 г. поселился в
Индии, долине Кулу, г.Наггар, - где живет
с семьей до своего ухода с земного
плана в 1947.
1931-1940 гг. научно-исследовательская
работа в институте Гималайских
исследований «Урусвати», экспедиции по
окрестностям долины Кулу.
1934-1935 г.г. экспедиция в
Маньчжурию и Китай, по поручению
правительства США.
1935 г. подписание Пакта
Рериха по охране культурных ценностей
в США.
1941-1945 г.г. выставки с
продажей картин в пользу Красного
Креста, как помощь своей Родине в
борьбе с фашизмом.
1947 г. 13 декабря уход с
земного плана.
Представленная
выставка репродукций Н.К.Рериха
включает в себя несколько направлений
или серий: это «Храмовое зодчество»,
исторические сцены из жизни наших
предков, серия «Знамена Востока»,
посвященная Великим Подвижникам, серии
«Монголия», «Гималаи», «Майтрейя»,
картины на библейские темы, а также
посвященные Великим Святым земли
Русской и Святым других народов мира.
Все картины Н.К.Рериха написаны
светлыми красками – это темпера,
секретом приготовления которой
поделился с Н.К.Рерихом тибетский Лама,
и художник сам их готовил по этому
рецепту. Качество этой краски такое,
что они со временем будут только
светлеть, в отличие от масляных,
которые станут темными, а срок
сохранности цвета картин не менее 500
лет.
Часто люди изумляются
яркости красок его полотен и
необычности подачи этой цветовой гаммы,
особенно гималайских гор. Но есть одно
предание, которое говорит, что когда
Гагарин делал свой единственный полет
и пролетал над Гималаями, он невольно
вскрикнул от невиданной цветовой гаммы
гор: «Господи, как на картинах Рериха!»
И не только он увидел эту чарующую
красоту красок, но и многие
путешественники видели эти чудные
переливы красок. Однако забывать не
надо, что Н.К.Рерих был ясновидящим и он
видел краски Мира Тонкого, а они
гораздо ярче и красивее красок земных.
Мы начнем с картины,
посвященной Святому земли Русской – Сергию
Радонежскому. Картина написана в
форме иконописи. Св. Сергий изображен
держащим в руке на плате собор,
олицетворяющий собою Русь. Он
благословляет воинов, идущих на
Куликовскую битву. Подпись внизу
картины гласит: «Дано Святому
Преподобному Сергию трижды спасти
Землю Русскую, первый раз при князе
Дмитрии, второй раз при Минине, третий
…» - следует многоточие. За ним
скрывается самая кровопролитная война
– Великая Отечественная 1941-1945 г.г.
Великие Святые земли
Русской, как и других стран и народов,
приходили в самые ответственные
моменты истории, чтобы выполнить свою
высокую и божественную миссию,
возлагаемую на них Творцом.
Святой Сергий
называется игуменом Земли Русской, ибо
не хотел занять высокий духовный сан,
когда ему его предложили. Он остался
среди народа, служа ему верой и правдой.
Он же носил и другое имя – собирателя
Земли Русской, ибо только высотой
своего Духа, великой Любовью к своему
народу смог он достичь единения и мира
между князьями того времени, когда они
не знали мира друг с другом и пребывали
в бесконечных стычках и претензиях на
престол Московский. Так и Великий князь
Дмитрий Донской пришел в то время,
чтобы выполнить свою миссию –
разгромить войска татаро-монголов и
укрепить дух русского воинства, что
только в единстве они становятся силою
непобедимою.
Как сказала нашему
писателю В.М.Сидорову еще в 1978 г. Ванга,
великая ясновидящая Болгарии, - эта
картина самое большое богатство России...
Картину рисовали четыре Великие души,
которые пришли из иного мира... Тот, кто
был Святым Сергием, сейчас является
самым большим Святым на Земле. Он
Водитель всего человечества... Он
превратился в Свет, Его тело из Света...
Предваряя рассказ о
картине, поясняем, что Святые приходят
в ту или иную страну и, соответственно,
время, чтобы выполнить великую миссию,
возлагаемую на них Творцом.
Святой Сергий
Радонежский был самым любимым из
Великих обликов у Н.К.Рериха и поэтому
ему посвящены несколько полотен. У нас
они представлены еще двумя: «Сергий
строитель» и «И мы не боимся».
Сюжеты этих картин взяты из
жизнеописания Святого Сергия, когда он
еще в юности ушел в глухие Радонежские
леса и жил там наедине с природой, и, как
однажды к нему пришел медведь, да так и
остался жить подле Сергия.
Святой Сергий
почитался и как строитель Общин,
запрещая своим сотрудникам принимать
подаяния, а принимать пищу и одежду
лишь в обмен на свой труд. Отказ от
личной собственности не по указу, а по
сознанию его вредности. Он также
является основателем Троице-Сергиевой
Лавры. Теперь это город Сергиев Посад.
Свои картины Н.К.Рерих
посвящал и многим Великим подвижникам
и Святым других народов. У нас такие
картины представлены: «Святой
Франциск Ассизский», «Бхагаван», «Зороастр»,
«Лао-Дзе».
Святой Франциск
родился в Италии г. Ассизи, отсюда и
приставка «Ассизский». Так же, как и
Радонежский, творивший свои труды в
Радонеже, или Св. Серафим Саровский, в
Сарове и т.д.
На картине святой
Франциск изображен в своей
величественной простоте: в руках птица
– голубь и рядом куст с гнездом птичьим.
И птицы его не боятся, ибо велика душа и
чиста его любовь ко всему сущему.
Появился он в XIII веке,
когда Италия, истощенная нападением
иноземных варваров, начала свой
экономический подъем, развивается
наука, входит в силу буржуазия. Но
духовного подъема не было, т.к.
духовенство совершенно опустилось,
отличаясь крайней испорченностью
нравов.
Св. Франциску и
необходимо было на своем
подвижническом опыте жизни принести
людям простые евангельские истины о
любви к ближнему. Вот поэтому он уходит
от богатых родителей и живет
отшельником. Он достиг высот
нравственной чистоты и в помыслах, и в
деяниях. Говорили, что, когда он молился
ночью в храме, то за много верст можно
было видеть неземной свет, освещающий
не только храм, но и всю округу.
О его доброте, о его
чистоте и высокой Божественной Любви
ходили легенды. Поэтому многие
Подвижники хотели походить на него и
после его ухода из жизни, организовали
орден Францисканцев, беря за основу
чистоту его нравственных устоев,
любовь к ближнему.
Картина «Бхагаван»
посвящена Великому Святому Индии –
Рамакришне, жившему в XIX веке. Его жизнь
– это постоянное служение людям: жить
среди них, нести им свет своей души,
наставлять их на лучшее, только через
пример своей жизни. Такой завет -
служить людям, он оставил тем, кто решил
идти по жизни и творить добро через
любовь. А эта жизнь – постоянное
восхождение, как в горы. Поэтому Н.К.Рерих
и изобразил этого Подвижника идущим в
горы.
Картина «Зороастр»
посвящена Великому Подвижнику, жившему
около шести тысяч лет в Персии, на
территории современного Ирана. Это
великий законодатель и основоположник
религиозного учения, называемого
парсизмом, маздеизмом,
огнепоклонничеством или зороастризмом.
В основу его учения были положены три
добродетели: добрая мысль, доброе слово
и доброе действие.
Зороастр признавал
лишь почитание Огня, как выражение
Божественной справедливости (как и в
христианстве: Бог есть Огонь поядающий).
Чаша в руке с пламенем – символ
вмещения накопленных знаний. Зороастр
Изображен на горе с чашей пламенной в
руках, встречающим рассвет – Солнце.
Ибо Солнце являлось Высшим Божеством и
почиталось практически всеми древними
религиями мира.
Зороастр принес миру
учение «Зенд-Авесту», состоящее из
множества священных текстов, большая
часть которых была уничтожена.
Картина «Лао-Дзе»
посвящена известному китайскому
философу и мудрецу, жившему в VI веке до
н.э. Он был библиотекарем и
библиографом при императорском дворе.
Видя постепенный упадок империи, решил
удалиться в уединение. Написал книгу «Дао-Дэ-Цзинь»
- трактат о пути и добродетели, на
основе которой в Китае возникла
религия даосизм.
Существует легенда об
исчезновении Лао-Дзе: он жил
отшельником в хижине на уединенной
горе и достиг глубокой старости.
Однажды оседланный буйвол пришел к его
дверям и остановился в ожидании. Едва
Лао-Дзе сел в седло, как буйвол помчался
и унес философа навсегда.
В своих картинах Н.К.Рерих
славил женщину, как Божественное
Начало и как земную, водительницу и
вдохновительницу. Мы имеем несколько
картин из этой серии: «Матерь Мира», «Царица
Небесная», «Мадонна Орифламма», «София
– Премудрость Божия», «Мадонна Лаборис»,
«Ведущая», «Вестник» и др.
Картина «Матерь
Мира» написана на основе видения
этого Великого Облика Е.И.Рерих в 1924
году. Это почитаемый Облик, как на
Востоке, так и на Западе. На Востоке ее
почитают как Белую Тару, на Западе –
как Богоматерь.
“На всем Востоке и на
всем Западе живет образ Матери Мира и
глубоко-значительные обращения
посвящены этому высокому Облику.
Великий Лик часто бывает закрытым, и
под этими складками покрывала,
сияющими квадратами совершенства, не
кажется ли тот же Единый Лик общий всем
Матери Сущего!” (Н.К. Рерих. “Шамбала”,
“Великая Матерь”).
Согласно древним
учениям в Космосе существует единство
Двух Начал – Божественное Мужское и
Божественное Женское. На этом законе –
единства и равенства Двух Начал -
зиждется вся жизнь в Космосе и его
эволюция.
Николай
Константинович изобразил Облик Матери
Мира сидящей на троне, основание
которого опирается на земную твердь.
Голова Великой Матери Мира достигает
надземных сфер, но Лик Ее сокрыт.
Древние легенды гласят, что сделала это
она в знак печали, когда люди унизили
Женское Начало после Атлантиды, и
запретила произносить свое Имя, пока не
пробьет час светил.
Сейчас это время
наступило, – ибо пришла Эпоха Матери
Мира, - Эпоха Мудрости. Она вновь встала
у кормила власти, неся людям Любовь,
Красоту, Радость.
Картина «Царица
Небесная над рекою жизни» написана
художником на основе росписи храма
Святого Духа в Талашкине, имении
княгини Тенишевой, известной в России
меценатки и художницы. Во время ВОВ
храм был разрушен. Этот Величественный
Облик был посвящен Богородице.
Облик Царицы Небесной
Н.К.Рерих изобразил сидящей на троне
без младенца на руках. У ног Ее
протекает река жизни, каменистая,
бурная и опасная своими поворотами. И
гибнут люди не знающие как различить
где добро, где зло. Но Всеблагая спешит
на помощь всем, находящимся на трудных
путях жизненных, и ясным покровом своим
хочет покрыть и горе людское и все
греховное.
На картине «София
– Премудрость Божья» Н.К.Рерих
изобразил этот Божественный Облик
летящим над миром на белом коне. «Божественная
София Премудрость летит над всем миром»
(Н.К. Рерих. «Держава Света»). София
вся объята пламенем, на голове корона –
символ Божественной власти, а в руке –
Знамя Мира – как провозвестие
наступающей эпохи Матери Мира.
Имя Софии –
Премудрости Божией в мире не было
известно широко. Но оно было известно
ранним гностикам в дохристианский
период, а с появлением христианства
этот культ стал почитаться в Византии,
где были возведены храмы, посвященные
Софии - Премудрости Божией, а также
посвящались этому Божественному
Облику иконы. Приняла этот
Божественный Облик и увековечила Его в
храмах и иконах, - и наша страна. Она –
олицетворение Женского Божественного
Начала. На иконе «Святая Троица»
Рублева – Святой Дух – это облик
Святой Софии.
С введением
христианства в Киевской Руси, и здесь
стал вводиться этот культ в храмовом
зодчестве и иконописи. Но правильного
толкования этого Облика в богословских
кругах не было, ибо тайною все держится
в Космосе. И когда наступают сроки, то
часть тайны выдается людям. В «Огненной
Библии» сказано: «… София приходит в
мир только тогда, когда приходит Срок
Космический к Богоявлению Высшему.
Христос во Славе Грядет. И Таинство сие
Вселенское имеет непосредственное
отношение к приходу Софии, являющей в
себе Силу Материнскую. Она есть та,
которой Великим Правом Космическим
дано уготовлять Путь в Материи Духу
Огненному. Матерь Божья всегда
предшествует появлению Сына Божьего,
дарующего возможность Отцу Небесному
низойти во Образе Своем...».
Картина «Мадонна
Лаборис» написана художником на
одну из библейских легенд, посвященной
Богородице. Вот что она гласит: «Обеспокоился
Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает
Господу: Весь день берегу врата, никого
не пускаю, а на утро новые люди в Раю. И
сказал Господь: «Пойдем, Петр, ночным
дозором». Пошли ночью и видят:
Пресвятая Богоматерь спустила за стену
Рая белоснежный шарф свой и принимает
по нему какие-то души. Возревновал Петр
и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш!
Не мешай!»
Картина «Мадонна
Орифламма» специально посвящена
Пакту защиты памятников культуры.
Мадонна изображена с развернутым
полотнищем «Знамя Мира», которое Н.К.Рерих
предложил как защитный символ по
аналогии с красным крестом. Кроме того,
картина явилась и откликом на женское
движение за равноправие в 30-е годах XX
столетия. Н.К.Рерих поддерживал борьбу
женщин за их права, которые в свою
очередь выступили в защиту культурных
начинаний художника и особенно Пакта и
«Знамени Мира». Символика Знамени Мира
– круг большой, а в нем три небольших
круга, имеет глубокие корни и пришла из
древности. Она известна посвященным и
на Востоке и на Западе, и трактовка его
многогранна: это как прошлое, настоящее
и будущее, это как Вера, Надежда и
Любовь, это как наука, религия и
философия, но среди множества других он
посвящен не умирающему духу человека,
его тройной сути, которая пребывает в
круге вечности.
Знамя – это символ
Новой Эпохи Матери Мира.
Картина «Вестник»
посвящена Е.П.Блаватской, выдающейся
русской женщине – философу,
писательнице и путешественнице. Н.К.Рерих
сам отвез ее в Адьяр и подарил ее музею
искусств ее имени.
На картине изображена
женщина в буддийском храме, на заре
отворяющей двери Вестнику –
проводнику Божественной Мысли,
несущему в мир Свет Знания для спасения
человечества. Через эту великую
женщину Светлые Силы подарили Знания
Божественной Мудрости в таких книгах,
как: Тайная Доктрина, Разоблаченная
Изида и другие.
Картина «Ведущая»
посвящена женщине - водительнице и
вдохновительнице мужчин, женщине
будущего. Но для этого она должна
настолько подняться сама духовно,
нравственно и интеллектуально, чтобы
увлечь мужчину за собой. Только тогда
она может стать и жрицей и
вдохновительницей.
Поэтому великая
задача стоит перед женщиной –
одухотворить и оздоровить
человечество, вдохнуть в него
стремление к подвигу и красоте.
Н.К.Рерих посвящал
картины и Сыну Божьему – Иисусу Христу.
У нас имеются только две из них.
На картине «Христос»,
Его Лик светел, спокоен и непередаваемо
кроток. Он олицетворяет собою Любовь,
высшее ее проявление – Любовь
Космическую. Золотистая аура озаряет
соседние скалы и от всей его фигуры
идет мощное Спокойствие, Мир, Доброта,
Неземная Радость и Красота.
Внизу картины
находится мрачное чудовище, с
оскаленной пастью, и само скорее похоже
на черный камень. Это олицетворение
темных сил. И мощь Света Учителя Христа
осветляет и его, помогая Светом своим
Божественным стать светлее. А высоко в
небе сияет звезда утра.
Картина «Генисаретское
озеро» посвящена одному событию из
жизни Иисуса Христа, когда он
проповедовал на озере Генисаретском (или
Галилейское море), согласно Евангелию
от Луки (гл.5,1 – 3): «…Однажды, когда
народ теснился к Нему, чтобы слышать
Слово Божье, а Он стоял у озера
Генисаретского, увидел он две лодки,
стоящие на озере, а рыболовы, вышедшие и
них, вымывали сети. Вошедши в одну лодку,
которая была Симонова, Он попросил его
отплыть несколько от берега, а севши,
учил народ из лодки…».
Картина «Майтрейя»
входит в серию картин посвященных
Спасителю Грядущему. «На трудных
путях, на опасных горных перевалах
стоят изображения Майтрейи, Светлого
будущего. Кто озаботился поставить их?
Кто потрудился? Но стоят они, часто
гигантские, точно нечеловечески
созданные» (Н.К. Рерих. «Твердыня
Пламенная»).
Майтрейя – это
буддийское имя Спасителя, индусы его
называют Калки Аватара, исламский мир
Мунтазар, христианский – Христос. Но
все эти имена обозначают одно –
Спаситель.
Когда семья Рерихов
совершала Трансгималайскую экспедицию,
они встречали на гористых перевалах
изображения Майтрейи высеченные в
скалах, часто гигантские. Кто их
поставил, кто совершил этот гигантский
труд? Чаще Майтрейя изображается со
спущенными ногами – как символ
спешности Его Прихода. Дарованное
России новое «Учение Сердца»
провозглашает о скором Его Приходе в
Россию. Идущий к нам Спаситель обладает
небывалой огненной мощью, соединив в
себе мощь Духа трех Великих Учителей
Мудрости: Будды, Христа и Майтрейи.
Огненная сила его – Любовь. Он идет,
медленно приближаясь к Земле, чтобы
сердца человеческие успели
преобразиться и научились усваивать
Огонь Любви.
Время единения всех
религий мира наступило, никто не станет
более делить Землю для утверждения
своей религии, своей власти. И души
человеческие поймут, что Бог - Един и
Неразделим.
Много картин Н.К.Рерих
посвятил заповеданной стране –
Шамбале, как называют ее на Востоке, а в
наших легендах и преданиях сохранилось
имя – страна Беловодье, а также
Гималаям, священным горам, где, якобы, и
находится Обитель Мудрецов. У нас
имеются такие, как: «Песнь о Шамбале», «Величайшая
и Святейшая Тангла», «Странник
Светлого Града», «Оттуда», «Сокровища
гор», «Сожжение тьмы», «Страж входа».
Картина «Песнь о
Шамбале» посвящена этому
таинственному месту. На фоне вечернего
заката, освещенная последним лучом,
сверкает в отдалении Священная Гора, за
ней расстилается непроходимая область,
окруженная высокими горами. На темной,
пурпурной скале сидит Певец.
Практически – это песнь сердца самого
художника, славящего Великих Мудрецов,
страну Шамбалу – их Священную Обитель.
Ведь весь смысл его жизни и творчества
был посвящен служению и воспеванию
этой заповеданной страны Шамбалы и
Великим Мудрецам – водителям
человечества.
С этим священным и
таинственным местом связаны древние
легенды, которые повествуют, что
Великий Спаситель придет отсюда и Он
придет перед разрушением мира старого.
Именно в Шамбале будет рожден грядущий
Мессия!
Картина «Величайшая
и Святейшая Тангла», также
посвящена Шамбале. Это название
горного массива, за которым, якобы, и
находится страна справедливости и
мудрости, куда издавна стремились
паломники.
В книге «Тайная
Доктрина» Е.П.Блаватской есть описание
одной из древних легенд. Оно гласит, что
задолго до Адама и Евы, там, где сейчас
безлюдные пустыни с соляными озерами,
находилось обширное внутреннее море,
простиравшееся севернее Гималайской
гряды и занимавшее Среднюю Азию. И на
этом море возвышался остров
несравненной красоты. И там жили «Сыны
Бога», которые передали людям знания
Природы и открыли им неизреченное «Слово»,
ныне утерянное человечеством. Согласно
преданиям остров этот существует и
поныне, как оазис, окруженный страшным
безлюдьем пустыни Гоби. В древней
Греции, где изучалась философия и
тайные знания, знали об этом острове, но
священное «Слово» было известно лишь
Верховному Главе каждой школы, и что
это «Слово» не есть слово на самом деле,
а что-то сокровенное.
Картина «Сокровища
гор» также посвящена Великим
Мудрецам – Водителям человечества. В
глубине горной пещеры собрались люди,
один из них держит чашу с пламенем.
Золотой свет озаряет величественные
фигуры в белых одеяниях, пребывающих в
молитве.
Легенды Востока
гласят, что в сердце Гималайских гор
расположены Ашрамы – школы мудрости.
Там пребывают Великие Мудрецы,
достигшие высших знаний и помогающие
людям.
В своих статьях Н.К.Рерих
часто упоминал об огромных сокровищах,
хранящихся в глубинах Гималаев. Но
смысл не в этих драгоценных минералах
– огромных сталактитах и сталагмитах,
помещенных на переднем плане картины «Сокровища
гор», а в Мудрецах в глубине пещеры. Ибо
их Мудрость и есть сокровище гор.
Картина «Сожжение
тьмы» посвящена Учителям Мудрости.
Из горной обители Света,
величественная фигура Учителя
торжественно выносит сияющий Камень
Мудрости и Знания, рассеивающий
окружающий мрак. За несущим Сокровище
Мира следуют люди, - в длинных, белых
одеждах, - в благоговейном молчании,
погруженные в глубокую молитву. С
древности в монастырях Тибета
существует ритуал – молитва в полночь,
так как это время разгула тьмы, а чистая
коллективная молитва рассеивает её.
На этой картине
изображен глетчер около Эвереста.
Когда картина была помещена на
выставке, то к Н.К.Рериху подошли
участники восхождения на Эверест и
спросили, не восходил ли и он также, т.к.
этот характерный вид видели только они.
Сюжет картины «Оттуда»
связан с преданиями о Священной стране
Беловодье, которые Н.К.Рерих собирал во
время Центрально-Азиатской экспедиции
на Алтае. В ней рассказывается, как
вышла из подземелья женщина, ростом
высокая, лицом темнее, чем местные
жители. Ходила по народу и творила
помощь. Затем ушла назад в подземелье.
Сказывали, что это Беловодские люди.
На картине «Страж
входа» - суровый буддийский воин с
поднятым мечом охраняет священный вход.
Весь его облик находится в пламенном
ореоле. Эта картина также написана по
сюжету народных сказаний, которые
гласят, что под Гималаями и другими
горными грядами, находятся обширные
подземные галереи. В них собраны
сокровища от начала мира. И там есть
стражи. Многие караванные люди видели
высоких белых людей со светочами,
которые появлялись из подземелий,
помогали людям и вновь уходили туда.
Картина «Странник
Светлого Града» посвящена
действительному событию, когда великий
князь Владимир Красное Солнышко послал
на Восток большую экспедицию (посольство),
- на поиски заповеданной страны,
известной из древнего сказания под
именем Беловодье. Туда дошел только
один отец Сергий, который, вернувшись
через 30 лет, и оставил записи свои о
странствии в страну Мудрецов. Эта
книжечка дошла до наших времен, и о ней
знал Н.К.Рерих.
Идут паломники в
Шамбалу, и их ничего не останавливает:
ни высокие горы, ни глубокие пропасти,
ни пустыни, ни стремнины, ибо ничто не
остановит стремление их духа
прикоснуться к Великой Мудрости.
Картина «Сокровище
мира - Чинтамани» - написана по
мотивам тибетских сказаний о чудесном
камне – сокровище мира и его спасителе.
Легенда гласит: когда где-либо в мире
наступает бедствие, война, то из
Шамбалы посылается белый конь с камнем
Чинтамани на седле, вместо всадника,
незримые для людей. И там, где были
войны, устанавливается мир и согласие.
О появлении на Земле этого
таинственного камня древние легенды
гласят, что этот камень упал на Землю
давно, что это подарок Земле от одной
Звезды. И на том месте, где упал этот
чудесный камень, была основана обитель
Мудрецов – водителей человечества -
Шамбала. И до сих пор этот камень
находится в этой обители, как связующее
звено между нашей планетой и Дальними
мирами. А осколок камня путешествует по
Земле, и только самые достойные люди
Земли могут быть хранителями этого
бесценного сокровища.
Картина «Гора пяти
сокровищ» посвящена священной
пятиглавой горе Индии – Канченджанге,
с которой связано множество легенд.
Канченджанга – центр и высочайшая
точка одного из отрогов Гималаев. Этот
отрог сверху напоминает крест.
Относительно ее названия «Гора пяти
сокровищ» существует такое
повествование, что когда придет на
землю смутное время, и голод охватит
весь мир, то откроются сокровищницы
горы и напитают все человечество.
Конечно, это не физическая, а духовная
пища. Другая легенда гласит, что эти
пять сокровищ горы указывают путь в
Шамбалу.
Картина «Брамапутра»
посвящена великой реке Индии. Само
название реки – «сын Брамы» говорит об
особом отношении к ней индусов. Много
преданий с ней связано. Река эта берет
исток из священного озера Манасаравар,
или озеро великих Нагов. Здесь родилась
Ригведа, и здесь недалеко находится
священная гора Тибета – Кайлас. Среди
скал и песков несет свои воды
Брамапутра, чтобы отдать их Индийскому
океану.
Картина «Сантана»
- это философское осмысление жизни
человека. Слово «сантана» (санскритское)
означает поток. Согласно буддийским и
индусским представлениям человек
живет не один раз на Земле, а как бы
проходит целый ряд жизней, которые
можно сравнить с горным потоком. Это
вечная смена и замена одного
впечатления другим. Мы проживаем
множество жизней и впечатления, и опыт
каждой откладывается в вечную чашу
наших достижений. И пока человек не
научится смотреть мудрыми глазами на
мир, т.е. в спокойствии, терпении и
равновесии. Мы будем мчаться в этом
бурном потоке жизни, больно ранясь о
скалы и пороги, попадая в страшные
водовороты. И все это необходимо пройти,
чтобы стать мудрым, понимающим смысл
жизни и выйти из этого потока, как
старец на этой картине, который сидит
над потоком, ибо его он давно прошел, он
все понимает и поэтому смотрит мудрыми,
любящими глазами на других, которые
плывут в этом бурном потоке.
Картина «Ярослав
Мудрый» посвящена киевскому князю,
сыну Владимира Мономаха. За свои деяния
он при жизни получил прозвище «Мудрый».
Какие это были добрые деяния? Он
занимался просвещением своего народа,
ввел систему обучения при монастырях, в
Новгороде открыл училище на 300
мальчиков, где обучались грамоте. Для
этой цели он повелел переводить книги с
греческого на славянский язык. Был
законодателем, вел торговые и
государственные взаимоотношения с
другими государствами. Три его дочери
были королевами трех государств:
Венгрии, Франции и Скандинавии.
Развивал внутреннее обустройство
своего государства, много строил, в том
числе, при нем был построен Софиевский
собор, который до сих пор стоит на
Владимирской горке в Киеве.
Картина «Цветы
Тимура» (или цветы победы)
посвящена историческим событиям
времен Тамерлана (Тимура) – когда
нужные сообщения необходимо быстро
донести, то пользовались в ночное время
огнями на сторожевых башнях,
расположенных в горах.
Способы быстрейшей
передачи важных сообщений на большие
расстояния существовали во многих
народах. В ночное время посредством
барабанов или сухого дерева условными
сигналами сообщали необходимые вести,
в равной степени, как и условными
огнями.
Картина «Поход
Чингиз-Хана» посвящена известному
монгольскому полководцу и основателю
единого монгольского государства.
Центральная Азия, Сибирь и Казахстан
считаются его бывшими владениями.
Существует множество легенд, но
исторически засвидетельствовано, что
он получал советы из Таинственной
Обители.
Н.К.Рерих писал, что
заветы великого хана живут и сейчас.
Народный эпос донес черты натуры этого
необычного человека: его мужество,
твердость духа, нередко аскетический
образ жизни, терпеливо переносящий все
случайности времен. При нем введена
была и соблюдалась веротерпимость и
свобода слова, лишь бы признавалась
Любовь к Богу.
Картина «Дары
китайской принцессы» написана по
мотивам одного тибетского сказания из
книги «Волшебное сокровище. Сказки и
легенды Тибета» В ней повествуется о
том, что когда-то правил Тибетом
молодой царь, и он прослышал, что к
северу от его страны лежит прекрасная
страна – империя Тан и у владыки этой
страны есть дочь несравненной красоты.
Он отправил своего первого министра,
чтобы просватать принцессу Вен-Чин.
Были устроены состязания среди
претендентов на руку Вен-Чин, но
посланец с Тибета выиграл это
состязание и, таким образом, принцесса
отправилась в Тибет. Легенда гласит,
что среди приданного принцессы была
статуя Будды на одной из повозок, и
когда переходили стремнины в горах, то
статуя шла сама, испуская лучи света…
Картина «Волокут
волоком» написана на сюжет древних
русских сказаний, имевший историческую
действительность. Древние русичи вели
торговлю с Византийской империей, и
торговый путь на севере проходил из
варяжских владений, а потому назывался
«из варяг в греки». Часто торговые люди
тащили корабли посуху «яко по воде», т.к.
прямого водного пути там не было. Эту
историческую быль изобразил художник
на своей картине.
Картина «Звенигород»
входит в так называемую «архитектурную
серию» и посвящена архитектуре древних
русских памятников старины: храмам,
монастырям и т.д. Еще со студенческих
лет Н.К.Рерих интересовался русской
стариной: бытом и укладом жизни наших
предков, его сказаниями и былинами и,
конечно, зодчеством старинных мастеров,
иконописью. Практически весь период
его жизни в России был посвящен
написанию картин на эти темы и картина
«Звенигород» - одна из множеств этой
серии.
|