|
Экспедиция в ЛюбовьСнеговик Снег шел всю ночь. Выйдя утром на небольшую площадку перед гостиницей, я обнаружил мир, сонно дремлющий под пушистым снеговым покрывалом. Мохнатые лапы деодаров, росших на склонах вокруг, провисли под тяжелыми снеговыми шапками. Вокруг было поразительно тихо, и казалось, что даже звуки вязли в глубоком снегу, не достигая слуха.
Снега навалило - по колено. Трудно было представить, что всё происходит не у нас в Сибири, а здесь, на склонах Гималаев, в Наггаре, в долине Кулу. Снег и на ощупь был необычный - мягкий и совсем не холодный. Так и хотелось пройтись по нему, как по белому персидскому ковру - босиком. Я тут же реализовал свою мысль, поскольку это было несложно,- вышел в одних сланцах, на босу ногу. Снег совсем не обжигал подошвы ног, и поэтому я смело проложил цепочку следов, на ещё не тронутом снежном покрывале. Проложив, отошел в сторону и критически оглядел результаты проделанной работы. Следы босых ног чётко отпечатались на мягком снегу, однако были мелковаты (несмотря на мой 44-й). Я подумал, что вряд ли смогу выдать их моим друзьям за следы Йетти, снежного человека, которого, как говорят, довольно часто встречали в Гималаях. С грустью мне пришлось оставить эту затею, и я, вздохнув, вернулся в свою комнату.
Через некоторое время после дружного группового завтрака мы вновь оказались на площадке перед домом, где нас ожидало интересное зрелище. На деревянном столе, стоящем в центре площадки, красовался небольшой снеговик, скорее даже - снеговичок. Но странное дело, он нам очень сильно кого-то напоминал, поскольку был необычен. На его голове было странное удлинение, как у копны волос, завязанных в пучок на макушке. И тут кого-то осенило! Да ведь он походит на индуистского Бога Шиву, изображение которого, наряду с изображениями Кришны и Ханумана, имелось в нашей комнате благодаря заботам наших гостеприимных хозяев. А слепили его дети хозяина, в полном соответствии со своими представлениями о снеговиках и о Шиве. По - разному трактуют люди суть и образы бога Шивы. Многие воспринимают его как Бога-Разрушителя, собирающего кровавую жатву. Мне же вспомнились строки о нём из книги Зиновьи Васильевны Душковой "Сказание о Лотосе Любви Огненной" : "…Гневным видится грозный Бог Шива. Не оттого ли его так боятся в Царстве Человеческом, что он каждому возвращает то, что человек производит силой мысли своей! А что же может породить человек несовершенный, кроме грязи и лжи, что мечет во все стороны, пытаясь запятнать всех, кто попадется на его пути. Заслон ставит Шива, чтобы, на препятствие незримое натыкаясь, порождение человеческое возвращалось точно по адресу отправителя. Конечно, кому-то могут прийтись не по нраву действия Шивы, но и понять Его можно, - зачем Ему нужна грязь в Небе, когда там царит целомудренная чистота! Вот и трудится Он неустанно, возвращая те "дары", что неугодны Ему, предпосылая дарителям мысль о том, что прежде самому изведать надо то, что готовишь для другого. Оттого и гневным видится он, что не по вкусу приходится всё возвращенное Им сторицей…" "…Кто же есть Шива? Разрушитель или Первый Строитель, прибывший на стройплощадку, чтоб, расчистив местность, подготовить почву для закладывания фундамента?" "…Кто знает тайну Шивы? Кто поймет Бога-Разрушителя, во имя созидания трудящегося? Кто печать Красоты несказанной узрит на Лике Его, срывая маску уродливую, что надета на образ, созданный измышлением уродливым?"
На изображении, висящем в нашей комнате, лик Шивы был прекрасен и он вовсе не напоминал гневного Бога. "Лицо" снеговика сияло чистотой, свежестью, и, самое главное, - он улыбался! Мне подумалось, что Шива поворачивается своими гранями к человечеству в соответствии с тем, насколько чисты и бескорыстны или, напротив, черны и завистливы мысли человеческие. Мысли детей, сотворивших снеговичка, были чисты и невинны, - вот почему, наверное, в их создании воплотился облик улыбающегося Бога.
Наверное, глядя на "индуистского" снеговика, каждому из нас вспомнилось собственное детство, и опыт прошлого был проявлен тут же! Работа закипела, и очень скоро на площадке вырос русский аналог снеговика, олицетворяющий широту и размах русской души. В левой руке он держал кирку (наверное, как символ трудолюбия), которую мы нашли тут же, под снегом, а в правой - кружку, как символ русского гостеприимства (но не выпивки, как могли бы подумать некоторые), ведь кто из нас не любит задушевной беседы с друзьями за кружкой чая! Даже нос у нашего снеговика, в соответствии с традицией, был красный (кто-то из наших друзей добыл морковку), и, что немаловажно, наш снеговик тоже радостно улыбался! Улыбался нам - его создателям, улыбался новому дню и своему индийскому снежному брату, которому будет теперь не так грустно и одиноко. И мне подумалось, что люди, в первооснове своей - такие же, как эти снеговики, слепленные из одного и того же чистого гималайского снега. Изначально чист человек и приходит в мир, чтобы сотворить себе судьбу своими собственными руками. В природе все стремится к совершенству. И в устремлении своем, формирует себя человек в течение жизни как скульптор, отсекая одни грани качеств и шлифуя другие. И получается, что различия в нас лишь в том, какой гранью мы сегодня повернуты друг к другу - разрушительной или созидательной. Б.Алешин |